Вся работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы строится с учетом лексических тем. На данный момент издано немало методических пособий, в которых предлагаются пальчиковые игры и упражнения. Однако связь их с лексическими темами или не прослеживается совсем, или достаточно узкая. Вашему вниманию предлагаются игры, содержание которых основывается на сезонных изменениях в природе весной, наблюдений натуралистов. Эти игры можно использовать и как физкультминутки на логопедических и других видах занятий. В стихотворных текстах много перечислений, поэтому движения пальцев можно варьировать от самых простых (загибание и разгибание) до более сложных, в зависимости от возможностей детей.
В лесу весной
В лесу проснулись ежик Дети, перечисляя животных, по
И заспанный медведь. очереди отгибают пальцы, сжа-
Сурокпроснулся в норке тые в кулак, начиная с мизинца.
Библиотека Логопеда
И начал быстро есть. При повторе — начиная с
Хомяк, открывши глазки, большого пальца.
Стал щеки набивать.
Весна всех пробудила.
Не надо больше спать! Резко разжимают, сжимают
и разжимают все пальцы.
Птицы прилетели
С юга прилетели Дети соединяют попарно
Черные грачи, пальцы обеих рук, начиная с
Жаворонки, гуси, мизинца.
Чайки и скворцы,
Зяблики и утки, Разъединяют парные пальцы,
Лебеди, дрозды, начиная с большого.
Ласточки-касатки. Скрещивают пальцы обеих
Ждали все весны! рук.
Пока скворец не прилетел
Занял воробей скворечник, Дети образуют из ладоней
шалашик.
Стал скворечник убирать. Трут ладонь о ладонь.
Клювом выбросил подстилку, Соединяют и разъединяют
сомкнутые пальцы руки и противопоставленный им большой палец (пальцы смотрят вперед).
|
Начал перья собирать, Выполняют щипковое движе-
Вымел крылышком шерстинки ние пальцев одной руки по
другой.
И соломинки убрал, Водят расслабленной кистью
вверх-вниз по руке.
Ну а пыль, как пылесосом, Проглаживают одной рукой
поочередно пальцы другой руки от основания к концу.
Ветром быстро разогнал. Шевелят пальцами обеих рук.
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Купание воробьев
Прыгают воробышки - Дети изображают прыжки
Прыг, прыг, прыг, прыг. по столу или по ладони дру-
гой руки указательным и средним пальцами, остальные сжаты в кулак.
Грязь смывают зимнюю - Потирают кулак о кулак.
Скрип, скрип, скрип, скрип.
В лужице купаются, Постукивают ладонями о
Радостно плескаются. стол, переворачивая их то
вверх, то вниз.
А потом — в сырой песок, Потирают руки, скрестив их.
Чтобы грязь стереть он мог.
Снова в лужицу скорей, Скрещивают ладони, изобра-
Чтоб отмыться побыстрей. жая крылья птицы, машут
ими.
Прилетели журавли
Журавли-журавушки Дети держат предплечья вер
С юга прилетели. тикалъно, ладони под пря-
мым углом к ним. Прижимают указательный, средний, безымянный пальцы и мизи нец друг к другу и опираются кончиками на подушечку большого пальца (фигура «Гусь»). Фигуру показывают обеими руками.
Отдохнуть с дороги Опускают кисть руки, соби-
На болотце сели. рают пальцы в полубутон,
Журавли-журавушки ставят кончики пальцев на
Крылья развернули. ладонь второй руки.
|
Чтоб воды напиться, Поворачивают ладони к себе,
Клювы разомкнули. скрещивают руки и перепле-
тают большие пальцы.
Словно платье бальное, Сжимают пальцы обеих рук,
Перья перебрали. кроме большого, который
противопоставляется остальным (клюв открывается и закрывается).
Библиотека Логопеда
Под теплом весенним Скрещивают пальцы обеих рук,
поочередно соскальзывают пальцами одной руки вверх.
Танец станцевали. Делают упражнение «Фонарики».
Кленовый сок
Дятел в клене дырочку Дети постукивают указательным
По весне долбил, пальцем одной руки о ладонь другой,
Сок кленовый выпил, меняя руки.
Чтоб набраться сил. Делают мягкий кулачок, имитируют
А за ним синица, питье.
Муха, муравей, Делают крепкий кулачок.
Бабочка, комарик Загибают пальцы на одной руке,
Прилетел скорей. начиная с большого.
Всем хватило сока.
Рады все весне! Размыкают все пальцы на руках.
По весне березка Опускают руки, трясут ими.
Сок нальет и мне. Делают мягкие кулачки.
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Библиотека Логопеда
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Библиотека Логопеда
Содержание
Введение...................................................................................... 3
СТИХОТВОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ....................................... 4
Выделение родственных слов........................................... 4
Дифференциация звуков................................................... 12
Выделение антонимов...................................................... 28
Выделение синонимов...................................................... 35
Развитие диалогической речи.......................................... 50
Пальчиковые игры по лексической теме «Весна»......... 56
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет