Какие положительные стороны воздействия власти на общественную жизнь приведены в тексте? (Назовите любые две стороны.) Какие формы проявления власти назвал автор? (Укажите любые три формы.) Как, по мнению автора, развитие власти связано с развитием общества?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: Власть является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. ИЛИ Власть политическая обладает значительными конструирующими способностями, представляет собой самый мощный источник развития общества, орудие, с помощью которого происходят социальные изменения; (Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания двух сторон). 2) ответ на второй вопрос, например, моральный авторитет, экономическое господство, информационное господство, правовое принуждение; (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх форм проявления власти.) 3) ответ на третий вопрос, например: власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно даны ответы на три вопроса | |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | |
Правильно дан ответ на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, объясните смысл понятия «политическая власть». Какой ключевой признак политической власти с момента образования государства назван в тексте? Какие три критерия выделения видов власти упомянуты в тексте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например, способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач; (Может быть приведено другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос: публичная форма; 3) ответ на второй вопрос: объём, объект, характер применения. (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх критериев.) Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно приведено объяснение, даны ответы на два вопроса | |
Правильно приведены любые два элемента ответа | |
Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Используя факты общественной жизни, приведите три примера, подтверждающих мысль автора о том, что политическая власть представляет собой «самый мощный источник развития общества». (Сначала приведите действие политической власти, затем - результат этого действия).
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие действия и их результаты: 1) Правительство страны Z разработало и реализовало программу строительства сети автодорог, что повлекло создание значительного количества новых рабочих мест, развитие придорожной инфраструктуры (мини-гостиниц, кафе, автозаправок, магазинов и др.), расширение придорожных населённых пунктов; 2) в стране Z разработка и принятие новой конституции привели к демократизации общественных отношений, развитию институтов гражданского общества; 3) в стране Z реализация государственной программы развития образования позволила преодолеть неграмотность среди детей и взрослых, обеспечила экономику квалифицированными кадрами, повысила уровень культурного развития общества. Могут быть приведены другие уместные примеры | |
Правильно приведены три действия и результаты каждого из них | |
Правильно приведены два-три действия, результаты двух их них | |
Правильно приведены одно—три действия, результаты одного их них. ИЛИ Правильно приведены только три действия | |
Правильно приведены только одно-два действия. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три обоснования важности политической конкуренции.
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены такие обоснования: 1) наличие политической конкуренции заставляет правительство проводить социально ориентированную политику; 2) политическая конкуренция способствует появлению и формулированию новых идей, программ социального развития; 3) политическая конкуренция поддерживает интерес большинства граждан к событиям политической жизни, подталкивает их к активному политическому участию; 4) политическая конкуренция способствует появлению новых политических лидеров. Могут быть приведены иные обоснования | |
Приведены три уместных обоснования | |
Приведены два уместных обоснования | |
Приведено одно уместное обоснование | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой причине инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность ползучей инфляции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия). 2) одно предложение с информацией о любой причине инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является рост денежной массы в обращении, не связанный с реальным ростом ВВП; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любой причине инфляции). 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность ползучей инфляции, например: Ползучая (умеренная) инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен не более 10%. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность ползучей инфляции). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
Арина рассказала Зое по секрету о своих проблемах во взаимоотношениях с мужем. Зоя рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали общаться с Зоей, обвинив её в непорядочности.
Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции, назвав две её характеристики. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: моральные (нравственные); 2) пояснение, например: порядочность - категория морали: речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла; (Может быть дано иное пояснение). 3) две характеристики санкции: - неформальная; - негативная; 4) дополнительный пример санкции, допустим: отказ подать руку. (Может быть приведён другой дополнительный пример.) | |
Правильно дан ответ на вопрос и приведены четыре другие позиции (пояснение, две характеристики, дополнительный пример) | |
Правильно дан ответ на вопрос, приведены любые две-три другие позиции | |
Правильно дан ответ на вопрос, приведена любая одна другая позиция. ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос | |
Вид социальных норм не назван / назван неверно независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Судебный порядок рассмотрения гражданских споров». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие «гражданский спор». 2. Виды гражданских споров: а) семейные; б) трудовые; в) жилищные и т.п. 3. Стороны в гражданском процессе: а) истец; б) ответчик. 4. Судебные расходы. 5. Доказательства. 6. Стадии судебного разбирательства: а) подготовительный этап; б) рассмотрение дела по существу; в) обжалование решений. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах | |
Отсутствие 3 и 6 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |