Искусство Англии X века.




5.1. Архитектура. Отличительные черты по сравнению с континентальной архитектурой – в основном деревянная, отсутствие больших масштабов, провинциализм, несовершенная строительная техника. Проблема влияний континентальной архитектуры: реконструкция по программам больших каролингских базилик кафедральных соборов Винчестера, Кентербери, Элмхама, появление западных культовых центров в Чичестере и Абингдоне, башен на фасаде в Элмхаме.

5.2. Живопись. Так называемый поздний англосаксонский период - дальнейшее развитие стиля островной иллюминации, время тесных контактов с континентом. 60-е годы X века – возрождение бенедиктинских аббатств и создание новых после набегов викингов. Влияние реформаторских идей Клюни. Сильные литургические влияния из Корби и Сен Дени. Две тенденций в иллюминации X-XI веков: а) сохранение и переработка старой островной традиции; б) каролингские влияния с начала X века и до 1000 года, идущие из Метца и франкосаксонской школы Сент Аманда.

Характерные особенности позднего англосаксонского стиля: орнамент в виде листьев аканфа, часто образующий рамку вокруг изображения, перьевой или расцвеченный инициал, богато декорированный орнаментом островного типа, контурный, штриховой рисунок, однотонный или многоцветный, новые иконографические композиции. Особое значение цветного контурного рисунка.

Расширение традиции “портретов” с X в. “Портреты авторов” на фронтисписе (наряду с распространенными в раннем периоде портретами евангелистов и царя Давида). Уникальное сочетание условного “портрета” автора и атрибутов или аллегорической фигуры в одном эмблематическом образе (напр. в DeConsolatio Philosophiae Боэция и Regula Pastoralis папы Григория Великого).

Манускрипты в технике перьевого рисунка и школа Кентербери. Влияние континентальных памятников, прежде всего школы Реймса через Утрехтскую Псалтырь. Местонахождение Утрехтской псалтыри в Кентербери с 1000 года и многократное ее копирование. Одна из первых копий – Harley Psalter (ок. 1000 года). Значение Утрехтской Псалтыри для формирования графического, наиболее характерного для позднего англосаксонского периода, стиля (Bury St.Edmunds Psalter, XI век).

Винчестерский стиль в иллюминациях – сложение во времена правления Альфреда Великого в Винчестере и ряде аббатств юга Англии. Стилистическое единство памятников. Влияние континентальной иллюминации и трансформация ее стилистических особенностей на основе англосаксонского искусства. Расцвет – в X и XI веках. Характерные черты: А) декор из листьев аканфа, Б) своеобразный компромисс между элементами иллюзионистического рисунка и редукцией элементов фигуры до декоративных мотивов. Доминанта декоративного решения. Хартия короля Эдгара и Бенедикционал св. Этельвольда (между 963-984).

КопированиеУтрехтской Псалтыри в Винчестере – Винчестерская псалтырь 1000 г. – один из лучших образцов позднего англосаксонского искусства. Образ Богоматери.

С 30-х годов XI века до начала XII: сохранение англосаксонского стиля на фоне определенной ассимиляции каролингских традиций. До конца столетия – тенденция к все большей стилизации, к превращению многих элементов в абстрактно - декоративные. Разное влияние норманнского завоевания на развитие отдельных видов искусства: огромное значение взаимодействия с норманнской традицией для архитектуры (на фоне отсутствия собственных значимых традиций) Сила собственной стилистической традиции и индифферентность к изменениям в эволюции иллюминации. Памятники: Миссал Роберта Жюмьежского (40-е годы). Два Евангелия из Вайнгартена (50-е – 60-е годы), Псалтырь из Питерборо (50-е – 60-е годы), Псалтырь из Винчестера (ок. 1050).

The Boulogne Gospels (школа Сент Омер) – наиболее богато иллюстрированный манускрипт из всех, относящихся к позднему периоду. Сочетание контурного рисунка и живописного стиля. The Ramsey Psalter (Винчестер) – сцена Распятия. Winchcombe Psalter (середина XI века) – дальнейшее развитие позднего англосаксонского стиля. Портрет царя Давида на фронтисписе.

V. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ.

Романская эпоха: политические и религиозные события, оказавшие влияние на развитие искусства этого периода и отразившиеся в его памятниках. Теология и философия.

Исторические предпосылки появления “большого стиля”: стабилизация социально-политической ситуации, окончание набегов.

Ослабление арабского халифата, победы Реконкисты. Взятие в 1085 году Толедо, древней столицы вестготов. Потеря сарацинами Сардинии в 1022 г.

Усиление торговли и обмена по Средиземному морю, объединение Запада и Востока в экономическом и культурном плане. Связи между Византией, Венецией, Генуей, Пизой. Балтика как центр торговых связей на севере Европы.

Нарастание в XI веке роли арабской культуры в Западной Европе. Переводы с арабского на латынь основных сочинений греческих философов. Деятельность школы “Kollegium” в Толедо в XII веке и переводы большого количества греческих научных трактатов.

Феномен крестовых походов и их значение в западной культуре.

Развитие теологии и философии. Начало деятельности Шартрской школы. Сен-Викторская школа и учение Гуго Сен-Викторского. Пьер Абеляр - личность и мыслитель. Влияние его идей на духовную культуру. Организация школы в Париже. Руководство кафедрой Нотр-Дам и начало парижского университета - одного из самых мощных центров светской и духовной культуры средневековой Европы. Иоанн Солсберийский - ученик Абеляра.

2. Романский стиль как духовное и художественное явление.

2.1. Предпосылки и особенности стилистического единства романики на территории Западной и Центральной Европы - единая духовная основа, единство католической церкви в ее противопоставлении восточно-христианской, прежде всего – византийской. Строительная и художественная деятельность монашеских орденов (прежде всего - бенедиктинского), роль кочующих монашеских артелей для распространения стиля и закрепления его единства. Сложение единой типологии романского храма, доминанта ансамблевых и синтетических тенденций на основе архитектуры.

Формирование набора единых стилистических признаков во всех видах изобразительных искусств. Проблема эстетического качества и эстетического восприятия романского искусства.

2.2. Закрепление основных черт картины мира в романской иконографии. Эволюция канона и иконографических схем в романское время. Региональная специфика иконографии. Влияние развития и усложнения литургии и мессы на романское искусство. Расширение и распространение циклов, восходящих к античным календарям, космографии и астрономии в искусстве романики и готики. Сложение системы декорирования западного фасада и тимпанные композиции.

Дальнейшее развитие и углубление одной из важнейших особенностей западной иконографии – соединения образов, восходящих к Писанию и другим религиозным сочинениям, с образами из научных трактатов поздней античности. Огромный потенциал этого метода в сфере иконографического творчества. (А. Грабарь).

2.3. Место XII века в истории западноевропейской цивилизации. Черты и тенденции в культуре XII века, ставшие основанием для применения термина “возрождение”. Аспекты обращения к миру и обращения к античности в XII веке и в итальянском Ренессансе – сравнительная характеристика. Более глубокий и органичный характер интереса XII века к античности, чем в каролингской культуре.

Одна из глобальных тенденций конца столетия – обращение к миру как принятие творения, ее значение для эволюции культуры и перехода к готике.

2.4. Генезис и развитие романского стиля. Периодизация. Территориальные и временные границы романского стиля по странам и регионам, региональная специфика, формы и время в Германии, Англии, Испании, Италии. Франция - классическая страна зрелого романского стиля.

Проблема поздней романики:Параллельное развитие ранней готики во Франции и позднего романского стиля в остальных странах. Стилистические и региональные особенности поздней романики. Принципиальное отсутствие преемственности между поздней романикой и ранней готикой с точки зрения архитектурной конструкции и стилистической эволюции в изобразительном искусстве (Кубах). Отрицание полной оппозиции между ними (Дехио, Гродецки).

3. Романская архитектура. Романский храм как отражение христианской модели мира, центральная проблема романской культуры и романского стиля, основа синтеза искусств. Облик и образ храма. Архитектурная композиция, структура внутреннего пространства, сакральная топография. Типологические особенности: зависимость плана от литургической программы, подчеркнутая функциональность основных композиционных частей, которая “читается” и в интерьере, и в экстерьере.

Внедрение каменных сводов для перекрытия нефов базилик и совершенствование строительной техники и техники обработки каменных блоков, монолитно-оболочная система - конструктивные предпосылки для развития стиля. Типология сводчатых перекрытий: цилиндрические продольные, цилиндрические на подпружных арках, крестовые, нервюрные (с последней четверти XI века). Происхождение конструктивных приемов (кроме сводчатых перекрытий центральных нефов) в основном из каролингской архитектуры. Разнообразие решений в интерьере: А) в нефах - плоские перекрытия в сочетании со сводчатыми в апсиде и хоре; Б) в центральных нефах – цилиндрические продольные или на подпружных арках своды (опираются на прямоугольных или круглых столбах) в боковых - крестовые своды. Купол над средокрестием – конструктивные и функциональные отличия по сравнению с крестово-купольной системой.

Логическое развитие романской архитектурной системы, обусловленное применением каменных сводчатых перекрытий: рост храма вверх, достижение единства пространства центрального нефа, его доминирующего положения, утолщение стен, монументальность, формирование наружной композиции на противопоставлении горизонтальных и вертикальных объемов, уменьшение оконных плоскостей, появление характерного скоса оконного проема. Тенденция к центричности в квадратном плане травей, перекрытых крестовыми сводами. Связанная романская система и ее конструктивные функции.

Основные внутренние элементы структуры и их соотношения: центральный неф, травеи, перекрытые сводом, определяющие ритмическое развитие тела храма, боковые нефы, три новых пространства трансепта – два рукава, часто с капеллами, и средокрестие, которое, будучи частью целого, замкнуто на себя, крипта, “приподнимающая” хор над нефами. Ордерные элементы и их функции в интерьере и экстерьере храма, романские капители. Появление трибун над боковыми нефами.

На фоне стилистического единства – огромное региональное разнообразие и его варианты: немецкие храмы второй половины XI века с широкими и длинными, но не ритмизованными внутренними пространствами, с плоским перекрытием; французские паломнические храмы с сложными планами и изощренной артикуляцией, с поднятием центрального нефа под сводами; храмы Аквитании, перекрытыми куполами в одной линии, с противопоставлением автономных подкупольных пространств; клюнийские храмы с огромным пространством, большими, максимально поднятыми аркадами и цилиндрическими сводами.

Тип “бенедиктинского плана” в романской архитектуре, его специфика (эшеллонированные апсиды, отсутствие обхода хора и венка капелл), определяемая литургией, его функциональные особенности. Храм в Шатомейане.

Сохранение плоских стропильных деревянных перекрытий по духовно-идеологическим причинам или как архаический и консервативный признак.

3.1. “Первый романский стиль”. Значение XI столетия в формировании романского стиля. Распространение первого романского стиля: географическое - северная и центральная Италия, Каталония, нижний Лангедок, Прованс, долины Роны и Соны, рейнские земли, частично центральная Европа и хронологическое – первые черты проявляются в некоторых регионах уже в середине X века. К 1060-1080 уступает место зрелому романскому стилю. У его истоков - противоборство и взаимопроникновение культур Востока и Рима, средиземноморской и варварской архитектурных традиций. Сосуществование первой романики с другими стилистическими тенденциями в XI веке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: