Первые медико-гигиенические навыки




Каким образом можно судить, что какая-то помощь древним людям всё таки оказывалась? Главным образом находки останков (скелетов) с явными повреждениями. Так, например, найден скелет с травматической ампутацией руки, следами перелома ноги и последующим артритом и повреждением латеральной части глазницы свидетельствующем о слепоте. Этот человек явный калека, тем не менее, анализ костных останков показывает, что жил он довольно долго – 40 лет, что даже превышает среднюю продолжительность жизни в то время – 30 лет. Кстати, такая продолжительность была вплоть до средневековья. О чем все это говорит? О том, что человек получал какую-то помощь, в том числе и после ампутации, ибо без посторонней помощи он бы не смог выжить.

Каким же образом лечили? Археологические раскопки показывают, что труп был похоронен на ложе из веток цветов. При этом это были лекарственные растения восьми видов. Растения были связаны в виде букетиков и разложены на уровне торса и у стоп умершего. Некоторые из этих растений и сейчас там растут (север Ирана – захоронение Шандор), а за некоторыми сородичам приходилось специально посещать другие места. Это первые сведения о применении лекарственных растений. Так называемые flower people цветочные люди. Эта находка сделанная американским ученым археологом Салецки пока единственная.

Что ещё было в этом плане? Путём реконструкции, наблюдая сегодня примитивные племена Океании и Австралии которые широко используют флору и фауну для лечения можно предположить, что приблизительно также лечили и древние люди. Так, например, аборигены Австралии и сейчас широко используют для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи, останавливают кровотечение при помощи паутины, золы и жира игуаны, при змеиных укусах высасывают яд и прижигают рану, при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину. Можно предположить, что древние люди также владели этими навыками, а именно использовали средства приготовленные из местных минералов и частей животных, знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых растений и умели их использовать при обезболивании, умели делать кровопускания используя кости, колючки, шипы растений.

Трепанация черепа. Совершенно уникальный факт в истории древнего человека – трепанация черепа. Этот факт связывают с ритуальным обрядом изгнания духа болезней. Найденные в Южной Америки черепа со следами трепанационных отверстий относятся к эпохе зрелости первобытного общества. Их начали делать ещё в 12 тысячелетии до н.э. Операцию эту стал проводить человек современного вида – Homo sapiens. Анализ показывает, что 70% трепанируемых выжили. Об этом свидетельствует костная мозоль, которая могла, как известно, образоваться только при жизни (закруглённые края раны). Причины трепанации неизвестны, есть две версии: ритуальная причина (что бы дух болезни мог выйти) и лечебная при травмах черепа, например.

В период разложения первобытного общества развивались навыки и приемы лечения, расширялся круг лекарственных средств, стали изготовляться изделия из метала для врачевания. Обогатился и список оперативных вмешательств. По некоторым данным в это время проводилось ритуальное обрезание при инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным проводилось и кесарево сечение.

Определенное представление о врачевании в первобытном обществе дают наблюдения за жизнью примитивных племен населяющих нашу планету и в наше время, главным образом, Африку, Азию, Южную Америку. В качестве иллюстрации хочется привести следующий факт, который приводит Т.С. Сорокина (2004 г.). В 1885 г. в Мариенбурге вышла книга Р.Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно проведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки: «Двадцатилетняя женщина первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ее ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота роженицы сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, произвел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшную стенку, так и самую матку; один помощник с большим искусством прижег раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать оператору возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее набок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена путем тщательного пережёвывания двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок, поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа. Выздоровление наступило на одиннадцатый день».

Происходило расслоение соплеменников, что сопровождалось укреплением культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это привело к появлению профессиональных служителей культа. Среди их обязанностей кроме толкования обычаев и религиозных функций было и врачевание. Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания. И в наши дни в некоторых странах Азии, Африки и Америки сохранились народные врачеватели. В странах Востока их называют хаким или табиб, в Индии – ведья, в Южной Америке – курандеро и т.д. Собственно знахари были м на Руси. В чём сила знахаря и почему он действительно помогает особенно соплеменникам – людям, как правило, безгранично ему верящих. Уже только одно это имеет великую силу т.к. вера помогает врачевателю порой творить чудеса перед которыми бессильна официальная медицина. Второе это то, что знахарь прекрасно знает лечебные средства окружающей флоры и фауны и умеет эффективно их использовать. Американский стоматолог Райт который знакомился с приемами народного врачевания различных племён в совей книге изданной в 1971 г. пишет, что все знахари с которыми ему приходилось встречаться были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки … все они прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука тлько-только начинает догадываться, знахарь не пытается лечить болезнь белого человека, но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной науки, он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и мудростью. Часто ему удаётся справиться с болезнью, перед которой отступила бы даже современная медицина». Райт пишет, что был свидетелем того как «знахарь, используя средства фокусника. Волшебника и психолога полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов явно превышающих возможности современной медицины и таланты её лучших представителей … он простейшими приёмами за несколько минут достигает результатов для которых нашим высокооплачиваемым психиатрам требуется месяцы и даже годы». В целом Райт даёт характеристику техники знахаря как: «странную комбинацию естественных и сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла».

Подготовка знахарей велась да и сейчас ведётся индивидуально. Как правило, знания сохранялись в секрете и передавались от родителей детям или избранному для этих целей наиболее способному ребёнку. В Индии например ученики ведья должны были с детства изучать природные лекарственные средства, а также способы их приготовления и применения.

Современная оценка этого явления неоднозначна. Эмпирический опыт (особенно в части использования лекарственных трав и т.д.) бесценен, собственно это истоки современной медицины. Всё остальное иррациональное (фантастическое) не должно служить полным отрицанием первобытной медицины в силу вышесказанного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: