Виды реабилитационных программ и условия проведения




Принципы выполнения программы реабилитации

Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

Этапы определения реабилитационной программы

Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.

Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.

Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

Виды реабилитационных программ и условия проведения

Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.

Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.

Трудотерапия - трудовая терапия, использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях Т. применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют спец. виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко Т. применяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие. Т. при подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства. Общественно полезный труд, влияние коллектива имеют также и лечебно-профилактическое значение. В СССР Т. психически больных осуществляется обычно при психиатрических учреждениях (больницах, диспансерах), где создаются лечебно-трудовые мастерские, персонал которых организует трудовые процессы как в специальных цехах, так и на дому и в больничных отделениях. В штат этих мастерских входят медицинские сестры и врачи, которые наблюдают за состоянием больных, дают трудовые рекомендации, проводят медикаментозное лечение.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

В семейных отношениях психологи выделяют следующие этапы развития, которые проживаются семьей как кризисные периоды:

1. Формирование внутреннего контракта семьи. Обычно этот кризис имеет место в течение первого года совместного проживания и ведения хозяйства, когда создаются системы семейных ценностей, распределяются и усваиваются функциональные обязанности членов образовавшейся семьи.

2. Рождение первого ребенка. Второй кризис обусловлен появлением первого ребенка и начало выполнения обязанностей воспитания чаще всего на 2-3 году семейной жизни. В это время происходит перестройка эмоциональных связей супругов, усвоение новых функциональных обязанностей.

3. Рождение второго и следующего ребенка. В этот период жизненного цикла семьи происходит перестройка эмоциональных связей не только родителей, но и старших детей; формирование нового уровня эмоциональных связей между детьми.

4. Включение в семью нового члена. В связи с включением в семью взрослого человека в качестве нового члена может возникнуть эмоциональный разлад в отношения. В связи с этим событием происходит реорганизация семейной системы и изменение внутрисемейного контракта.

5. Поступление ребенка в школу. Семья переживает информационный и эмоциональный стресс, когда ребенок выходит во внешний мир и усваивает новые знания и правила поведения. Этот кризис в семье может длиться весь первый год обучения ребенка в школе.

6. Идентификация личности подростка. Стадия интеграции в семье полноправной личности соответствует периоду полового созревания подростка. Кризис возникает тогда, когда семейная система препятствует реализации подростковому стремлению к высокому статусу в обществе.

7. Обособление члена семьи. Семья переходит к стадии «опустевшего гнезда», когда кто-то из членов семьи начинает жить отдельно. Происходит переживание сепарации члена семьи и перестройка структуры семьи.

8. Смерть члена семьи. Степень потрясения определяется готовностью семейной системы к смерти члена семьи и значимостью умершего для семьи. Проходя этот кризис, семья испытывает драматические эмоции потери близкого человека и деструкции семейной структуры.

9. Разлад эмоциональный отношений. Ситуация «развода» может возникнуть на разных стадиях развития семьи, когда супруги могут испытывать «цепную реакцию» отрицательных эмоциональных переживаний, накопление отрицательных эмоций и их провокация по типу «резонанса».

Кризисные состояния возникают в семье не только при изменении структуры семьи и при переходе из одной стадии в другую, но и в рамках одной стадии в отсутствие явных стимулов кризиса (отсутствие четко выраженной конфликтной ситуации).

Семейные кризисы имеют универсальное свойство – сопровождаются напряжением отрицательных эмоций, психоэмоциональными и соматическим расстройствами членов семьи, и, как следствие, снижением функционального состояния членов кризисной семьи.

Полная собственная семья – оба родителя и хотя бы один ребенок

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста.

Неполные семьи образуются по нескольким причинам:

- рождения ребенка вне брака;

- смерть одного из родителей;

- расторжение брака;

- раздельное проживание родителей.

Парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько мужей и жён. На этой ступени происходит запрещение половых связей между всеми родственниками.

Смешанная семья - это семья, в которой один из супругов приходится детям приемным родителем – мачехой или отчимом. Такие браки возникают либо после разводов, либо после смерти одного из супругов.

Генеалогия семьи - это возможность изучать историю не по книгам, а по судьбам своих предков и членов семьи, возвращение к своим истокам.

Сплоченность семьи как интегративная характеристика ее функционирования включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы». В психологии семьи существуют различные подходы в определении сущности и механизмов формирования сплоченности семьи. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий(1990) называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний — тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность. При эффективном же действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей».

Конфликт [лат. conflictus— столкновение] — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного К. и его объект. Однако, чтобы К. начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, К. из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный (стабилизирующий) или деструктивный (разрушительный). В качестве субъекта взаимодействия в К. может выступать как отдельное лицо (внутриличностный К.), так и два или несколько лиц (межличностный К.). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые К., межорганизационные К., межгосударственные К. В особую группу выделяются межнациональные К. Внутриличностные К., как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта. Деструктивный межличностный К. возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения. Конструктивным межличностный К. может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Гармоничная семья - Гармоничные в материальном мире муж и жена по облику и подобию, росту, конституции тела, в интимных отношениях полностью соответствуют друг другу. Фригидность мужа или жены — это не физический недостаток, а симптом негармоничности их в материальном мире.

Гармоничные в духовном мире муж и жена смеются и плачут над одним и тем же, одновременно восхищаются прекрасным, одинаково переживают успехи и потери свои или своих близких.

Гармоничные в мире разума муж и жена всегда принимают одно и то же решение, независимо от того, кто первый его озвучил, у них всегда одинаковый взгляд на происходящие вокруг события, они часто даже думают об одном и том же одновременно.

В гармоничной семье каждый супруг помогает другому осуществить свое предназначение, или, как образ — вырастить дерево предназначения с соответствующими плодами — результатами, выполняя при этом роль корневой системы, или наоборот, корневой системой становится другой супруг.

А самое главное, только в такой, гармоничной семье рождаются благородные дети — этим Господь одаривает гармоничных мужа и жену. Ибо они осуществили Волю Отца, о которой говорил Иисус: «То, что связано наверху (на Небе), должно быть связано внизу (на Земле)». Он уверен, что в гармоничной семье у ребенка не будет стоять вопрос: кем быть? Родители узнают предназначение ребенка и обеспечат его реализацию, то есть помогут ему стать гением в предназначенной ему сфере.

Пять форм неблагополучных семей:

1. Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка). Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Бытовое пьянство и семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц, аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.

3. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.

Жестокое обращение заключается в физическом или в психическом насилии над ребёнком: побои, истязания, угрозы, внушение чувства страха, подавление всякой воли ребёнка.

4. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами, создают такие условия, которые затрудняют получение ребёнком образования, демонстрируют свою власть, используя беспомощное состояние ребёнка; приучают его к употреблению алкоголя или наркотиков, приобщают к попрошайничеству и т.д.

Злоупотребление правами не носит характер разовых поступков, а выражается в целом ряде действий.

5. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

Типы семейных отношений:

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Эмоциональное отчуждение - Проявление психического автоматизма. Больной испытывает чувство утраты контроля над своими эмоциями, возникающими и исчезающими в результате постороннего воздействия.

Оппозиция - 1) противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо др. политике, др. взглядам. 2) Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением. Парламентская О. — партии или группы в парламентах капиталистических стран, не участвующие в формировании правительства, выступающие по ряду вопросов против правительственной политики. Внутрипартийная О. — группировки, выступающие против каких-либо принципиальных вопросов политики партии и её руководящих органов.

Остракизм англ. ostracism – юридическая или групповая санкция, состоящая в изгнании осужденного из общества или группы. Это неприятие или игнорирование человека окружающими. Он лишает человека возможности реализовать свою потребность в аффилиации (принадлежности). Остракизм играет роль средства регулирования социального поведения, взаимоотношений с людьми. Люди реагируют на остракизм плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом. Не разговаривать с человеком — значит проявлять по отношению к нему «эмоциональную жестокость» и пускать в ход «самое ужасное оружие» — таково мнение людей, подвергавшихся остракизму. Даже игнорирование незнакомыми людьми (например, когда человек попадает в незнакомую компанию или когда его электронное письмо остается без ответа) вызывает негативные переживания.

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза).

Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях, защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Диссоциация в норме — реакция на психологическую травму, на сильное негативное переживание в условиях, требующих эмоциональной собранности и контроля над собственными действиями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом

Хотя адаптивная функция диссоциации сама по себе защитная, этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация, зачастую, блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.

Нэнси Мак-Вильямс описывает диссоциацию как центральную защиту людей с расстройством по типу множественной личности. Вообще же эта защита лежит в основе всех диссоциативных расстройств.

Типы неправильного воспитания:

Гипопротекция (недостаточная опека).

Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым. Но в наше время всеобщего материального достатка чаще гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайним формализмом. Он чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, и были бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: