Доклад. Отличия деловой беседы от повседневной




Лекция № 5

Деловое общение

Цель: сформировать определения и понятия «деловое общение», познакомить студентов со стилями делового общения, деловым этикетом.

План:

1. Понятие, виды и уровни делового общения

2. Доклад. Отличия деловой беседы от повседневной

3. Перцепция в деловом общении

4. Стили общения в деловой сфере

5. Деловой этикет

I. Понятие и виды делового общения

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться с гражданами.

В социально - психологической литературе обычно используется термин «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений.

В конкретной профессиональной области деловое общение имеют свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Под ним понимается такой вид общения, который является нормативно- одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой- либо сфере для решения определенных задач.

Итак, Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Специфической особенностью данного процесса является регламентированность, т.е., подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными, культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Существуют несколько видов делового общения, в которых хоть иногда участвует каждый человек, это:

1. По способу обмена информацией различают устные и письменные виды делового общения.

1. Устные виды делового общения делятся на монологические и диалогические.
Монологические: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь,
доклад, выступление на заседании, собрании.

Диалогические:

- деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему,

- деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто
сопровождающийся принятием решений.

- переговоры - обсуждения с целью заключения соглашения, по какому либо вопросу,
-интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения,
-дискуссия - словесный спор,

-совещание,

-пресс- конференция.

2. Письменные виды делового общения: это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная, объяснительная записка, указания, распоряжение, решение и т. д.

П. По содержанию общение может быть: материальное - обмен предметами и

продуктами деятельности, - когнитивное - обмен знаниями, - мотивационное обмен

побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями, - деятельностное обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

III. По средствам общения выделяют четыре вида:

Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов: рук, головы,

туловища, голосовых связок.

Опосредованное - связанно с использованием специальных средств и орудий.

Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут быть другие люди

IV По опосредованности различают: контактный разговор - непосредственный «живой» диалог. Телефонный (дистантный) разговор - исключающий невербальную коммуникацию.

В процессе делового общения люди стремятся применить разные уровни общения, которые выгодны им в данный момент.

Манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость и т.д.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как равной личности.

Доклад. Отличия деловой беседы от повседневной

Деловое общение - это предметно- целевая деятельность. Следовательно, содержание каждой коммуникативной формы (например, лекции, доклада, дисскусии и т. д.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание и др.), зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Например, в процессе учебы чаще всего приходится сталкиваться с докладами, выступлениями, поэтому на этом виде делового общения мы остановимся по подробнее.

Доклад - это, прежде всего публичное выступление, однако для многих людей выступление перед аудиторией представляет собой почти неразрешимую проблему, однако каждому, кто работает с людьми, требуются навыки свободного поведения в различных аудиториях.

В самом докладе важно соблюдение структуры, любое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно обозначить с самого начала. Когда слушатели знают цель, которые отстаивает выступающий, это усиливает внимание к докладу. Сформулировать основной тезис - значит ответить на два вопроса: зачем говорить (цель выступления) и о чем говорить (средства достижения цели).

Классическая композиция выступлений включает в себя: вступление - 10-15% от всего времени выступления; основную часть - 60-65% времени, заключения - 20-30% от всего времени выступления.

Нередко успех зависит от вступления, поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отобраны.

В ходе деловой беседы важно учитывать определенные моменты: цели, задачи, функции, факторы и фазы беседы, а так же приемы установления психологического контакта с оппонентом, проявление различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.

На эффективность деловой беседы влияют следующие факторы:

- субъективные, связанные с личностными особенностями партнера,

- ситуативно- обстановочные факторы, обусловленные ситуацией и содержанием делового общения (нормальная или экстремальная обстановка, в которой предстоит общаться, первая или неоднократно повторяющаяся встреча, общая или актуальная тема разговора и т.д.).

Отличительные признаки деловой и повседневной беседы

Повседневная беседа Деловая беседа
Происходит, как правило, случайно и без заранее поставленной цели Планируется заранее и направлена на достижение определенной цели
Отличается большим разнообразием изучаемых тем (личные, социальные и т.д.). Число обсуждаемых тем обычно ограничено поставленной целью
Во время беседы собеседники часто переходят с одной темы на другую В ходе беседы стараются придерживаться темы, обусловленной поставленной целью, но при обязательном поддержании психологического контакта и доверительных отношений
Имеет в основном информативно - эмоциональный характер и не связана с принятием какого-либо решения Связана с необходимостью сделать выводы на основе анализа мнении, высказывании и выработать соответствующие решения

3. Перцепция в деловом общении

В деловом общении приходиться взаимодействовать с людьми, которых либо видишь впервые, либо достаточно хорошо знаешь.

Восприятие или перцепция представляет собой совокупность процессов, посредством, которых формируется идеальная модель объективно существующей реальной действительности. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Следовательно, общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятии.

Перцептивная сторона общения заключается в восприятии внешних признаков собеседника, в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерперитации и прогнозировании на этой основе поступков. В наблюдаемом собеседнике нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди, которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества и оформления внешности) и поведение (совершаемые действия, и реакции). Процесс социальной перцепции выглядит следующим образом:

Восприятие внешнего вида и поведения наблюдаемого

ОЦЕНКА

Формирование представлений о психологических качествах и состояний собеседника

ОЦЕНКА

Интерпретация и прогнозирование поступков, причин и следствий поведения партнера

ОЦЕНКА

Обдумывание стратегии собственного поведения

ОЦЕНКА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: