Историческое время – это земная жизнь поколений.




Календарь

Евгений Андреевич Авдеенко

 

Первая календарная дата в библейской мировой истории – год Великого Потопа и день, когда Ной с семейством вошел в ковчег. Масоретский текст Книги Бытия и перевод LXX по-разному обозначают это событие.

О начале Потопа рассказано дважды: сперва по сакральному счету времени, которое измеряется числом семь, и здесь два текста совпадают, затем – по годичному календарю, и здесь два текста различаются.

Сперва говорится о сакральном времени (Быт. 7:6, 7, 10):

Ной же был шестисот лет, и Потоп водный был на земле.

И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег из-за воды Потопа…

И было +на седьмой день+, и вода Потопа была на земле.

«На седьмой день» – ле-шиват ха-йамим [1], в буквальном переводе: «на семи днях», на семидневке (седмице), которая заканчивается всубботу. Потоп начался в субботу. Настал такой день в череде суббот.

Субботние бедствия в Св. Писании – величайшие. Христос говорит о последних днях: «Молитесь, да не будет бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20).

И второй раз Писание говорит о начале Потопа – по годичному календарю (Быт. 7:11, 13):

+В год шестисотлетия+ жизни Ноя, второго месяца, в двадцать седьмой [день] месяца, в день тот расторглись все источники бездны +великой+ и окна небесные отверзлись...

В +самый+ день тот вошел Ной, Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег.

Об одном событии говорится дважды, потому что его необходимо осветить с двух сторон. Отсчет времени может быть двойным: по священным числам (исходные числа – семь и сорок) и по годичному календарю (годам, месяцам, дням). И этот двойной отсчет времени затрагивает проблему очень острую для современной церковной жизни – проблему календаря.

Вхождение Ноя в ковчег есть событие сакрального времени (Быт. 7:6–10) и факт истории (Быт. 7:11–16). Счет времени будет в каждом случае особый. Между ними есть общее: это сам Ной, жизнь этого сына Божьего.

Житие Ноя принадлежит Священной Истории, Потоп произошел на 600‑ый год «жизни Ноя» (Быт. 7:11). Священная История отличается от науки истории (или просто исторического повествования) тем, что позволяет видеть историю как целое: человеку и человечеству сообщена способность жить в истории навстречу спасению. Тайна истории есть тайна спасения, и наоборот... Священная История есть история и Откровение – одно в другом. Отсчет времени в Священной Истории отвечает ее двойной природе: это может быть двойной отсчет времени для одного события. Впервые двойной отсчет времени мы видим в истории Ноя.

1. Господь сказал Ною о субботе: «Еще семь дней, [и] Я навожу дождь на землю» (Быт. 7:4). Начало Потопа пришлось на последний день цикла о семи днях (Быт. 7:10, 13 ТМ). Ной в субботу вошел в ковчег. «Сорок дней и сорок ночей» – время окончательного умерщвления (Быт. 7:4, 17; 8:6). На сорок первый день Ной послал ворона из ковчега, чтобы удостовериться, что все умерло и все чисто от падали (Быт. 8:6). День после семи дней (восьмой) – день жизни, в такой день Ной послал голубицу из ковчега, чтобы она принесла ему весть о жизни на земле (Быт. 8:10).

2. Другой отсчет времени – по календарю. День, когда Ной вошел в ковчег, был днем года лунного календаря. Ной вошел в ковчег в 27 день второго месяца 600 года своей жизни, которая вписана в родословие и хронологию потомков Адама.

Раздельное – сакральное и обиходное счисление времени было зафиксировано тем, что у древних евреев было два календаря (и это одно из величайших достояний народа): священный год начинался с месяца нисан (март-апрель), гражданский год начинался со времени осеннего равноденствия. В иудаизме живо обсуждался вопрос, по какому календарю нужно исчислять начало Потопа. При этом сама календарная дата в греческом тексте названа – 27 число второго месяца года, в еврейском тексте – это 17 число того же месяца. Какая разница, 27-е или 17‑е число?

Первая дата библейской мировой истории – год, когда Адам родил сына-преемника. Адам родил Сифа, когда ему было 230 лет, – сообщает греческий текст (Быт. 5:3). Адам родил Сифа, когда ему было 130 лет, – сообщает Масоретский текст. В родословиях Книги Бытия (главы 5 и 11) содержатся две хронологические системы, в греческой и еврейской Библии они разные. И дата Потопа по календарю в Септуагинте – иная, чем в Масоретском тексте.

Когда речь заходит о хронологии и календарных числах (годов и дней), Масоретский текст предстает как иной текст, нежели тот, с которого делался перевод на греческий язык. С позиции масоретов он и есть единственный и первичный – в отношении к переводам и разночтениям – тест Писания, в нашей литературе его даже называют «древним подлинником» [2], забывая уточнить, что это подлинный текст на языке оригинала, один – среди других библейских текстов.

Когда мы говорим о хронологии Священной Истории и о календаре, нельзя упускать из вида, что

историческое время – это земная жизнь поколений.

Отношение к земной жизни кардинально разделяет – разводит на диаметрально противоположные позиции – иудаизм и христианство, два учения, для которых отдельные тексы являются общими и (для каждого направления в его истолковании) – священными.

Время истории – это земная жизнь, а отношение к земной жизни определяет в иудаизме отвержение Мессии. Для отвержения Мессии необходимо было создать такую систему толкований древних текстов, чтобы пророчества о Мессии в них не прочитывались. В процессе передачи текстов система их толкований могла отразиться на самих текстах.

Обозначение дня, когда начался Потоп, это в рамках библейской мировой истории очень важная дата – один из рубежей мировой истории. И первая хронология, и первые даты Св. Истории – вещь чрезвычайно значительная, поскольку отношение к земной жизни в иудаизме – это ее усвоение, в конечном счете – овладение земной жизнью в расширяющихся границах мировой цивилизации.

Даты мировой истории и дата Потопа по годичному календарю в Масоретском тексте – иные, чем в Септуагинте, возможно, потому что



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: