Глава 3 Эволюция психики и антропогенез




 

Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и двигательной активности. Как указывает К.Э. Фабри, именно движение (первично локомоция, а впоследствии и манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики не могла бы совершенствоваться двигательная активность животных, не могли бы осуществляться биологически адекватные двигательные реакции и, следовательно, не могло бы быть эволюционного развития.

Конечно, психическое отражение не оставалось неизменным в ходе эволюции, а само претерпевало глубокие качественные преобразования.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так амеба удаляется от одних раздражителей и приближается к другим.

По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменений условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений – "тропизм".

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внешних и внутренних условий предопределяют возникновение более сложных форм реагирования – чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

С возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные.

Появление у определенного класса животных чувствительности может рассматриваться как появление нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций животного организма на воздействие внешней среды.

Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлено наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность. Благодаря сознанию человек обладает возможностью самостоятельно регулировать свое поведение. "Я- концепция" является ядром его системы саморегуляции.

Адекватность поведения человека определяется степенью его практичности.

В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между "хорошо" и "плохо". Благодаря кртичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида. Процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)

В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия

 

 

Заключение

 

С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно приошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

1) филогинез - историческое развитие (охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная);

2) онтогинез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи);

Элементарная сенсорная психика - это первый этап развития психики представил русский психолог А.Н.Леонтьев. Его видят как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей.

На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем - ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным.

Перцептивная (воспринимающая) психика - на этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте.

Инстинкты на данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.

Инстинкт - автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.

Навыки - инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть.

Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают. Итак, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения:

1) отсутствие длительных безрезультатных действий;

2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как единый целостный акт;

3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях;

4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях;

Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с

предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

Главные отличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит в следующем:

1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;

2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;

3) использованное в данной сутуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации;

4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают навыки пользования ими;

Итак, остановимся на этом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.

Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли к

самому важному вопросу: как возникла высшая форма отражения действительности - селовеческое сознание.

Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды преобретённый опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само (не согласна с автором, у обезьян и дельфинов наблюдается обучение других особей). У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание.В частности,развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи. Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память. В процессе труда человек работает какими-то частями своего тела, конечностями - развивается точная координация двидений, внимание, зоркость.

Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.

 

Список литературы

 

1. https://psyznaiyka.net [Электронный ресурс]: Развитие психики на разных этапах эволюции животного мира - Режим доступа: https://psyznaiyka.net/view-razvitie.html?id=razvitie-raznyh-evolyucii.

2. https://www.tinlib.ru [Электронный ресурс]: Общая характеристика психики животных - Режим доступа: https://www.tinlib.ru/domashnie_zhivotnye/zoopsihologija_konspekt_lekcii/p6.php.

3. https://strec.ucoz.com [Электронный ресурс]: Эволюция психики животных: концепции развития - Режим доступа: https://strec.ucoz.com/publ/17_ehvoljucija_psikhiki_zhivotnykh_koncepcii_razvitija/1-1-0-17.

4. https://works.doklad.ru [Электронный ресурс]: Интеллект стадии развития психики - Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/ufB7zPlP81U.html.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: