Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз




Римский период в Северном Причерноморье. Малая Скифия.

На рубеже III-II вв. до н. э. в пределы Скифского государства вторглись кочевые ираноязычные племена сарматов, обитавшие ранее в степях к востоку от Дона. Сарматы стали нападать на скифов и, в конце концов, вытеснили их на Крымский полуостров. Завершилась история Великой Скифии, но не история скифов. Новое государство скифов получило название «Малая Скифия». Её столица Неаполь Скифский находилась возле современного Симферополя, на окраине которого и сегодня можно увидеть древние руины. Археологи раскопали остатки прекрасных сооружений, мраморные колонны, обломки статуй, мозаики. Но самой интересной находкой была гробница царя Скилура. Скилур был могущественным правителем. Он удерживал под своей властью все скифские племена. В середине II в. до н.э. пришло время, когда греки в Причерноморье уже не могли, как раньше, спокойно вести хозяйство и заниматься торговлей. Их начинают теснить воинственные скифы. Они нападали на греческие города и грабили их. Особенно страдал большой и богатый греческий город Херсонес. Скифы захватили все земельные владения города Херсонеса в Крыму. Они завоевали также греческий город Ольвию, которая была вынуждена признать верховную власть Скилура и даже чеканила монету с его изображением и именем. За помощью греки обратились к

Митридату VI Евпатору, могучему царю Понтийского царства. Объединенное войско Митридата и греков в 110 г до н.э. разгромило скифов. Вскоре все Скифское царство и греческие города-государства были завоёваны могущественным царём государства Понт. В это же время началась жестокая борьба Понтийского царства Митридата VI с Римом. После трех лет войны (89-63 г. до н.э.) Рим вышел победителем. Преследуя армию Митридата, римляне в 65 г. до н.э. впервые оказались на землях Северного Причерноморья. Большинство греческих городов перешли под власть Рима. В истории греческих полисов Северного Причерноморья начинается новый этап – римский. Он длился с I в до н.э. до IV в н.э. С середины II ст. в городах Тира, Ольвия, Херсонес, Харакс размещаются постоянные римские гарнизоны. Сами эти города входят в состав провинции Нижняя Мезия. Римляне рассматривали эти города лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических отношениях с «варварским» миром. С другой стороны сближение с Римом объективно способствовало экономическому подъему греческих центров Северного Причерноморья. Причерноморские государства переживают подъем: строятся новые поселения в Боспорском царстве, возрождается сельская округа Ольвии. Поселенцы осваивают ремесла и промыслы: солеварение, засаливание рыбы, виноделие. Активизируются торговые связи с городами Южного и Западного Причерноморья, Малой Азии, Италии. В середине III в. античные государства Северного Причерноморья вступают в следующий период своей истории, который связан с так называемыми скифскими или готскими войнами. Уже в конце III в. н.э. в Северное Причерноморье вторглись германские племена готов, ранее обитавшие на южном побережье Балтийского моря. Господство готов было недолгим, но готы успели практически полностью разгромить Тиру и Ольвию, а к концу 60-х гг. III в. новая волна варваров разгромила большую часть позднескифских поселений и полисов Боспора. Этими событиями заканчивается история связей античных центров Северного Причерноморья с Римской империей. Во второй половине IV в. готский союз племён был разгромлен тюркоязычными кочевниками – гуннами. Они нанесли окончательный удар по греческим городам на черноморском побережье. Сохранились только Херсонес и Пантикапей, которые 67 вошли в состав Византийской империи. Так закончилась античная эпоха в Северном Причерноморье.

 

Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз

Ко времени появления сарматов в Северном Причерноморье и Приазовье здешние степи были свободны от предшествующего кочевого населения, сосредоточившегося в низовьях Днепра и в Крыму. На севере региона, в лесостепном Поднепровье, обитали праславянские племена зарубинецкой археологической культуры, на юге переживали кризис греческие полисы Северного Причерноморья.

В III в. до н.э. в Северное Причерноморье вторглись близкие к скифам по языку и обычаям, но более воинственные кочевники – сарматы, пришедшие с Нижнего Поволжья. Они заняли степи между Доном и Днепром. Название сарматы происходит от иранского «саоромат», что означает «опоясанный мечом». Геродот записал легенду о происхождении сармат. Согласно этой легенде, сарматы или

савроматы произошли от заблудившихся во время плавания на корабле воинственных женщин – амазонок – и молодых скифов.

Еще в V-IV в. до н. э. сарматы были мирными соседями скифов. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Однако в III в. до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Причиной этому стало ослабление Скифского царства. После завоевания Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Естественной границей между Римской империей и варварским миром была река Дунай. Сарматы постепенно кочевали дальше на запад вдоль Чёрного моря, пока, наконец, не вышли к Дунаю, где тогда стояли римские гарнизоны. Война с римлянами продолжалась 50 лет. Особенно много беспокойства доставляли римлянам сарматские племена роксоланов и аланов.

Сарматы не были единым, однородным племенем, а представляли собой союз родственных и часто враждующих между собой племен. Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, язиги, роксоланы, сираки и аланы. Территория между Днепром и Дунаем стала землей язигов, от Днепра до Дона кочевали роксоланы, пространства между Азовским морем, Каспием и Кавказом были заняты сираками и аорсами. Владения всех этих союзов племен на греческих и римских картах получают общее название Сарматия. Главным занятием сарматов было кочевое скотоводство, они разводили крупный рогатый скот, коней и овец. Сарматские мастера знали ремесла: ткачество, оружейное дело, владели мастерством изготовления лепной и кожаной посуды; занимались рыболовством. Торговые отношения и дань с покоренных племен обеспечивали сарматов продуктами земледелия: зерном, мукой, овощами, оливковым маслом, вином. Большое значение в их хозяйстве имела торговля с греческими городами Причерноморья. Рабство у сарматов не было развито – пленных они большей частью продавали грекам, лишь часть использовали в хозяйстве. Сарматы были воинственным народом, вся власть в их обществе была сосредоточена в руках военной знати и передавалась по наследству. В военном деле сарматы отличались от скифов ещё большей жестокостью и непреклонностью. Сарматское войско состояло из тяжеловооруженных пехоты и конницы. Именно стремительная тяжеловооруженная конница, действующая в сомкнутом строю – катафракта – была главной военной силой у сарматов. «Железная» конница сарматов наводила ужас на противника. Удар сарматской конницы, которая атаковала врага сомкнутым клином, не могло выдержать ни Сарматские тяжелые конники Внешний облик сармат (реконструкция) 70 одно войско. Вот как писал о них римский историк

одно войско. Вот как писал о них римский историк Корнелий Тацит: «Когда они появляются конными отрядами, никто не может оказывать им сопротивления». Всадники были вооружены щитами, копьями, мечами и защитными шлемами. Все были одеты в кольчуги или в панцири с нашитыми на кожаную рубашку железными пластинками. Наконечники сарматских стрел были выкованы из железа и имели три лопасти. Сарматские племена во ІІ в. до н.э. дошли до Дуная. Второй волной было появление на этих землях во II в. н.э. сарматских племён язигов и роксоланов. Они вытеснили с территории среднего течения Днепра племена зарубинецкой культуры, которые были предками славян. Господствующее положение в союзе сарматских племен вскоре заняли аланы, предки современных осетин. Вот что писал об аланах историк Аммиан Арцелин: «… молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей». Хозяйство и быт аланов был разнообразным: в составе аланского союза имелись и оседлые и кочевые племена, а также многие сочетали скотоводство с примитивным земледелием. Военные набеги и грабёж занимали большое место в жизни аланов. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Представление об аланской культуре дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (лесостепной вариант Салтово-Маяцкой культуры) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе. Крупные племенные объединения Аланского союза в IV веке были разгромлены гуннами, а в VI веке – аварами. Часть аланов вынуждена была подчиниться гуннам и принимать участие в их дальнейших военных походах, другая часть ушла на Северный Кавказ, смешалась с местными племенами и участвовала в формировании культуры осетин.

Именно с аланами была связана очередная волна сарматского вторжения на земли Причерноморья, которая относится ко II-III вв. н.э., когда племена Аланского союза отправились на запад к границам Римской империи. Тогда же произошло вторжение готов на земли Северного Причерноморья. Из труда Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.) известно, что сарматы поклонялись мечу, олицетворявшему бога войны: «У аланов обнаженный меч вонзают в землю и поклоняются ему как Марсу». Также установлено существование у сарматов культов огня и коня. Особенное мес то в сарматском обществе отводилось женщинам. Они имели одинаковые права с мужчинами, ездили верхом, владели оружием, ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. Сарматские женщины были умелыми всадницами, а мечом и луком владели наравне с мужчинами. Этих женщин связывают с легендарными амазонками. Геродот о сарматских женщинах: «…Сарматские женщины соблюдают древние обычаи: вместе мужьями, а то и без них, они верхом на конях едут на охоту, выступают в поход и носят такую же одежду, что и мужья. Савроматы говорят на скифском языке, но плохо. Девушка у них не может выйти замуж, пока не убьёт врага…». В донецких степях известны всего несколько могил кочевых воинов-сарматов. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуган ское Артемовского района было найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные ножи, кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт). Женское сарматское захоронение было раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому

времени относится также разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. По мнению ученых, этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник – катафрактарий. Владычество сарматов в северочерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Конец сарматскому господству положили в III в. германские племена готов, пришедших с Балтики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: