Общая характеристика Скифо-Сибирской области.




Скифо-сибирская культурно-историческая область (основные признаки).

"Савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга.

(Ранний Железный век в Степной полосе Евразии)

Общая характеристика Скифо-Сибирской области.

Выделяют 2 этапа истории народов степного пояса в раннем железном веке:

1. Скифский этап VII – III вв. до н.э.

2. Сармато-гуннский этап

Хронология:

IX - начало VII в. до н.э. – переходная стадия от эпохи бронзы к эпохе железа в этой местности

конце VIII- нач. VII вв. до н.э. на территории от Придунавья до Прибайкалья сформировались культуры, входящие в состав КИО, именуемой «скифский» или «скифо-сибирский мир».

 

Отличительная черты (скифская триада):

1. вооружение (особенно акинака)

2. конское снаряжение

3. скифский звериный стиль

 

Господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население, практиковавшее захоронения по обряду трупоположения под курган.

Собственно скифы занимали крайнюю часть скифо-сибирского ареала (степь+лесостепь Северного Причерноморья, частично Северный Кавказ)

К востоку от Дона – савроматы – ираноязычный народ, живший в степях между Доном и Волгой.

Скифо-сибирская КИО сформировалась на основе культур, восходящих к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы. Формирование с.-с. культуры происходило в условиях сходной среды обитания, сходного уклада жизни. Фактор распространения на больших пространствах - мобильность обитавших там народов.

«Савроматская культура» (рубеж VII-VI – IV вв. до н.э.)- кочевнические памятники скифского облика в пределах: междуречья Нижнего Дона – Нижей Волги, Заволжья, Сев. Прикаспия и степи Приуралья.

«Савроматы» - группа ираноязычных европеоидных кочевников указ. ареала, объединенны6х родством языков и матер. культуры, при этом «исторические» савроматы – лишь з. часть ареала культуры.

Хозяйство. Кочевое скотоводство с постоянными зимниками и летниками → культура известна по погребениям

Погребения. Курганы с земельной насыпью, в ю. Приуралье ещё и катакомбные и подбойные могилы. Покойный лежит на спине, иногда с руками на поясе или на бедрах, голова на запад, редко на восток/юг. Оружие и в женских и в мужских погребениях подтверждает участие савроматок в боевых действиях. Туши обезглавленных баранов – напутственная пища. Важная роль культа огня при погребении: или сожжение надмогильных сооружений/ засыпание могил горящими углями, или помещение в могилу отдельных угольков, подсыпки мела, охры, серы.

Материальная культура

· Распространены акинаки с навершиеем рукояти в виде двух выступов-когтей. Наконечники стрел, подобные скифским, но встречаются и черешковые.

· Отличие конского снаряжения: распространение уздечных привесок-амулетов из клыков кабана.

· Керамика грубая, без гончарного круга. В основном плоскодонная, но в Приуралье круглодонная и с примесью талька в тесте. был и бронзовые сосуды (двуручные рюмкообразные котлы).

· Много разных предметов культа, обереги и туалетные принадлежности, большинство из которых выполнены в зверином стиле скифо-сибирского типа. Но есть свои локальные черты: вместо оленя – лось, частое изображение двугорбого верблюда, нехарактерного для скифов.

Ведущие формы изделий «савроматской» культуры:

1-4 — железные акинаки; 5 — железный наконечник копья; 6 — бронзовый крючок для крепления колчана к поясу; 7-12 — бронзовые наконечники стрел с втульчатым и черешковым креплением; 13 — клык кабана с зооморфными завершениями (налобная конская подвеска); 14 — реконструкция снаряжения коня; 15— железные удила и псалии; 16— изображение хищника на роговой пластине; 17— бронзовая подпружная бляха с изображением борющихся верблюдов; 18, 19 — ритуальные костяные ложечки с зооморфными изображениями; 20 — бронзовое зооморфное навершие; 21, 22 — керамические сосуды; 23 — бронзовый котёл; 24 — каменный алтарик с зооморфными ножками; 25 — деревянная чаша с золотыми обивками в форме медведя (реконструкция).

Культуры сако-массагетского круга.

(Ранний железный век Средней Азии и Казахстана: кочевники и полукочевники – собственно сако-массагетский круг + соседнее оседлое население).

«Саки» - ираноязычные кочевники Ср. Азии, «массагеты» - различные группы среднеазиатских племен, отличающиеся друг от друга по хоз-ву и образу жизни.

Основные очаги культуры: Приаралье, Центральный и Восточный Казахстан, Семиречье, Памир. (для всех характерны курганные могильники)

 

· Погребения саков в Приаралье (могильники Уйгарак и Ю. Тагискен (VII-Vвв)). Высота не более 2 метров, диаметр 10-40м. Погребенные в ямах или на поверхности земли, на спине, головой на запад. Иногда кремация на месте. В ямах шатровые деревянные каркасные постройки, переплет. камышом и прутьями. Покойника хоронили в одежде и головном уборе, расшив-ся бусинами.

· Тасмолинская культура (центрально казахстанская группа С.-М. круга, VII- III вв.). Курганы небольшие (диаметр 10м (редко 20), высота 1 м (редко 2)). Покойный лежит на спине головой на север в овальной яме-подбое. Яма перекрыта каменными плитами, подбои заложены камнем.

· Бесшатырский курган (Семиречье). Захоронения в наземных срубах из тяншанской ели, к к-м с востока ведет коридор-дромос. Сруб перекрывался каменно-земленоцй насыпью, окружался каменным валом.

· Иссыкская курганная группа (Семиречье). Богатейшее захоронение в кургане №16 (IV-III вв. д.н.э.). В яме глубиной 2,7 м, содержался сруб, в к-м на расшитой золотыми бляшками подстилке лежал молодой человек (16-20 лет). Вся одежда богато украшена золотыми нашивными геометрическими и зооморфные бляшками. Рядом с покойным 31 сосуд из дерева, глины и металла. Особо выделяется серебряная чаща с нерасшифрованной надписью рунического типа.

В целом культуры сако-массагетского круга имеют свой неповторимый вариант «скифской триады»: определённые образы в рамках звериного стиля, господство бронзового вооружения и конского снаряжения, в форме рукоятей акинаков, а также в наличии псалиев с выступами-шпеньками, в широком распространении удил с дополнительными отверстиями в основании внешней петли и удил с прямоугольноконечным завершением, в существовании наряду с ременным скреплением удил и псалиев традиции отливать их уже в комплекте или насаживать псалии на удила. Специфичны и непохожи на скифские и савроматские и основные типы местных керамических сосудо в: это лепные миски, грушевидные горшки и кувшины, банкообразные горшки, в том числе с трубчатым носиком-сливом.

 

 

Вооружение, конское снаряжение, «звериный стиль»:

1 — железный меч-акинак с золотыми обкладками рукояти и ножен из Приаралья; 2 — изображение хищников на золотой обкладке ножен того же меча; 3 — бронзовый кинжал; 4 — бронзовые втульчатые наконечники стрел; 5 — бронзовый черешковый наконечник стрелы; 6 — бронзовый псалий с фигурой горного козла из Центрального Казахстана (тасмолинская культура); 7, 8, 9, — бронзовые удила и псалии; 10 — бронзовые удила и псалии из рога; 11 — бронзовые цельнолитые удила и псалии с окончаниями в виде конских копыт; 12 — соответствующая реконструкция узды; 13-15 — бронзовые подпружные пряжки из Приаралья в виде стоящего оленя, свернувшегося в кольцо кошачьего хищника и парных конских голов; 16 — золотая нашивная бляшка одежды в виде сайгака из Приаралья (Южный Тагискен); 17 — нашивная бляшка колчана (золото с бирюзовыми вставками) в виде оленя из кургана Чиликты-5 (Восточный Казахстан).

 

Погребения, одежда, сосуды, предметы туалета и культа:

1, 2 — реконструкция войлочного головного убора и кожаного кафтана с золотыми украшениями из погребения в кургане Иссык-16; 3-8 — типичные формы керамических сосудов кочевников сако-массагетского круга; 9, 10 — каменные ритуальные столики; 11 — серебряная чаша с надписью на сакском (?) языке из погребения в кургане Иссык-16; 12 — бронзовое зеркало с центральной ручкой-петелькой; 13 — планировка парных курганов с каменными выкладками-«усами» (тасмолинская культура); 14 — разрез Большого Бесшатырского кургана с погребением в наземном деревянном склепе и подземным ходом неясного назначения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: