Органный комплекс Кафедрального собора.




Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой. По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе. Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.

Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке». Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется. Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.

В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента.

Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.

Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной». Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям. Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.

После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых, и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.

В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами. Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру. До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.

На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!

Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев. Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине. Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.

Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.

Органный зал меня очень впечатлил, и я оставлю здесь ссылку для просмотра видео. https://www.youtube.com/watch?v=EMWior6paq8&feature=youtu.be

Планировка острова канта.

В Калининграде начался второй этап благоустройства острова Канта. Подрядчика, готового за 116 млн рублей воплотить в реальность фантазии архитекторов и областных властей, нашли в декабре 2008г., контракт заключили в конце января. В правительстве рассчитывают, что работы завершатся к августу — как раз к фестивалю «Калининград Сити джаз», который решил переехать из Центрального парка на остров Канта. «Новый Калининград» рассказывает, как должен измениться остров, что будет с парком скульптур и где появятся новые концертные площадки.

Проектом благоустройства острова Канта занималась компания «Другая архитектура». К ЧМ-2018 времени и денег хватило только на косметический ремонт — с центральной аллеи убрали клумбы, заменили скамейки, подлатали набережные. В основном работы коснулись правой части парка (если смотреть от эстакадного моста). Левая сторона с пышными зарослями и полным отсутствием освещения осталась любимым уголком отдыхающих со спиртными напитками в любое время года. Нынешнее благоустройство должно охватить всё, что не попало в первый этап — оставшуюся часть парка, подпорные стенки, подмостовое пространство, территорию вокруг собора и прочее.

«Общий принцип проект — не навреди. Это касается существующей градостроительно-планировочной структуры острова, она сохраняется такой, какой была во время создания парка в 50-60-е годы. Дополнительно появляется сеть прогулочных дорожек, идет замена покрытий, благоустройство, озеленение, освещение, малые архитектурные формы. Ремонт всех подпорных стенок по периметру, потому что все-таки это приподнятая территория исторически, и такой как бы приподнятый вал был создан во время создания парка», — пояснил советник губернатора Вячеслав Генне.

Контракт на проведение работ власти заключили с гурьевской компанией «Обмен плюс». Эта же контора занималась благоустройством парка «Муза» в Светлогорске. К работам подрядчик, как утверждает Генне, приступил несколько недель назад. Начали со снятия покрытия у Кафедрального собора и эстакадного моста. Гранитные плиты от эстакадного моста планируется перенести к Кафедральному собору и уложить их вдоль стен, а также у входной группы в здание.

«Площадь демонтируемых плит под мостом соответствует площади укладываемых плит вокруг самого собора. Они равны, эти площади, поштучно это все актируется. С острова они никуда не увозятся, они здесь будут находиться. Плиты укладываются в качестве прогулочной тропы вокруг самого собора, и лучшие из них будут отобраны и уложены у входа в собор. Сами стены собора являются объектом экспозиции — там большое количество эпитафий, информации исторической, и это прямо отдельная экскурсия — прогулка вокруг собора. Как раз люди будут ходить по этим лещадным плитам. Они очень аутентичные», — рассказал Вячеслав Генне.

Во время восстановления собора на территории вокруг него появилось 5-7 разных типов покрытия — бетонная плитка, асфальт, те самые лещадные плиты и брусчатка разного типа. Сейчас планируется вдоль стен собора, как уже говорилось, уложить плиты, а остальную территорию замостить брусчаткой, максимально близкой к исторической. Воссоздавать мощение архитекторы хотят по образцу сохранившегося участка у Медового моста. Также проектом предусмотрено обновление подпорных стенок — с помощью клинкерного кирпича планируется воссоздать очертания довоенных улиц.

Перед Кафедральным собором архитекторы хотят сформировать площадь — передвинуть кассы, убрать клумбы и замостить всё пространство брусчаткой. на месте касс должен появиться летний амфитеатр с деревянными ступенями-лавками для отдыха и возможностью монтировать сцену для концертов. Всего, по словам Генне, на острове предусмотрено четыре площадки для проведения различных мероприятий — амфитеатр на соборной площади, поляна с видом на здание Биржи, центральная аллея и, как вариант, пространство под мостом.

Отдельный проект разработан для освещения — планируется не только установить фонари в парке, но и монтировать декоративную подсветку. «В декоративной подсветке вишенкой на тортике будет сам собор. Это заливка крыши, карнизов, стен, контрфорсов, основных групп, мэппинг будет на фасаде для разных сюжетных мероприятий, как на Большом театре в Москве. Шоу такое. Будут подсвечены самые ярко-выраженные ландшафтные группы и композиции. Отдельный проект связан с подсветкой подмостового пространства», — объяснил советник губернатора. Кроме того, на кроне одного из деревьев хотят разместить световую инсталляцию объёмной головы Иммануила Канта, которую должно быть хорошо видно с эстакадного моста.

Все лавки и урны уже закуплены, торговые палатки планируется убрать с острова. Скульптурный парк решили не трогать, только привести в порядок. «Это было дважды обсуждено, и члены совета по культуре сказали — давайте не будем трогать, оставим как исторически зафиксированный элемент среды. Новая структура дорожек учитывает расположение всех скульптурных композиций», — подчеркнул Вячеслав Генне. Завершить все работы, по расчётам властей, подрядчик должен до августа.

Список литературы и ресурсов подкреплен в следующем документе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: