Комментированное чтение.
Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость — сестра таланта”, — сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе». Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все — от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, — так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.
- С чего же начинается рассказ?
- Кто его главный герой?
(Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).
- В каком он находится настроении, из чего это видно?
(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)
- Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?
(В конце рассказа всё преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).
- Что же так повлияло на Ивана Великопольского?
- Встреча с женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?
(Именно эмоции женских персонажей в связи с рассказом студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)
- Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?
Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.
Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?
Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.
Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.
- Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?
(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.
-Какое слово помогает почувствовать и понять это?
(Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже раскаялся).
- Реакция женщин на рассказ Ивана?
(Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)
- Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.
(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».) Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.
- Что думает студент о Василисе?
Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.
-Где, по-вашему, кульминация рассказа?
(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).
- Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.
(Вокруг него ничего внешне не изменилось).
Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).
- В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?
Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.
«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».
- Почему так? (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.
«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».
С чем связана его радость?
Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
- Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и отчего ему стало очень хорошо?
Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.
Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
- Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?
(В последнем фрагменте текста)
«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
- В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?
(В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)
- В чеховском рассказе очень важен мотив света.
-Где мы можем это наблюдать в тексте? Как вы его понимаете?
(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)
- Вернёмся к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?
(Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)
Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия). Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.
-Что произошло с Иваном с этой точки зрения?
(Преображением можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).
А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?
За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент - это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.
Домашнее задание.
а).Ответьте письменно на вопрос:
Прав ли литературовед Абрам Александрович Белкин, еще в 1950-е годы заметивший: «Мне кажется, что концовка этого рассказа прямого подтверждения, что Чехов, сам Чехов верит в торжество правды и красоты не дает. Ответ на этот вопрос спрятан. Иначе зачем было бы Чехову вставлять это слово «по-видимому»? Ведь это уже не студент, а Чехов говорит «по-видимому». Студенту только двадцать два года, вот жизнь ему и кажется прекрасной! И Чехов не предлагает читателю никаких иллюзий: мало ли что может произойти с этим человеком, студентом, в будущем, хотя он только что видел «оба конца цепи»... Ничего не известно. Не знаю, что говорит автор. Оставляю вопрос открытым»