Своеобразие трудовой деятельности дошкольников




Первое отличие состоит в том, что труд детей отличается от труда взрослых людей: ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Труд детей носит воспитывающий характер, он удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).

2. Труд ребенка тесно связан с игрой. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами.

3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

4. Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

5. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных к омпонентов (постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Постановка цели .Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат.

Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошколь ников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осоз­нание ими цели относительны.

Мотивы труда: При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать. У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического. Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, за тем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Такой компонент труда, как процесс трудовой деятельности также имеет свою специфику. Детей младшего возрастаувлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольниковувлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в поло­жительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

6. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

7. Тр удовая деятельность детей имеет свою специфику поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид деят Компоненты ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главная роль принадлежит детям, обусловливается их интересами и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководствуется программой
Планирование Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительное обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выполняют указания воспитателя.
Процесс деятельности В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятель-ность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от начала и до конца выполнять работу с воспитанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в достижении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении постав ленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими являются умственные действия и учебные навыки
Результат   Не приносит практического результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Может быть завершена на любом этапе и от этого не теряет своей привлекательности. Смысл труда состоит в получении практического результата, удовлетворяющего чью-то потребность.   Дети получают результат познавательного характера - научился.  

3. Требования к организация детского труда:

I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка.

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

 

4.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Счита­лось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привле­кать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны тру­диться «хорошо и по возможности красиво». Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учрежде­нии» разгорелась дискуссия. Обсуждались два взгляда на трудо­вое воспитание дошкольников. Одна точка зрения была такова: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т. е. возможен отказ от технического персонала. Другая точка зрения состояла в том, что труд следует вводить как воспитательный элемент и что он должен быть посильным и в не­большом объеме. Однозначного решения конференция не приняла.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута зада­ча воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чув­ствовать себя частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.

Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получи­ли на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных уч­реждениях в связи с введением программы единой трудовой шко­лы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреж­дений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми инте­ресами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производ­ственному труду, подчеркивалась важность совместного труда де­тей и взрослых. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать. \

Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период были гоне­ния на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко вы­ступали А. В. Суровцева и Н. К. Крупская.

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь об­суждалась проблема трудового воспитания. Впервые был постав­лен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.

В 30-40-е гг. намечается новое направление во взглядах на тру­довое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р. И. Жуков­ской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана воз­можная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали со­держание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимание практически не уделя­лось. Однако именно в это время были предприняты первые целе­направленные исследования (З.Н. Борисова, В. Г. Нечаева), кото­рые позволили определить содержание систематического трудо­вого воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за этим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З.Неверович экспери­ментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследова­ния проблемы трудового воспитания (В. Г. Нечаева, Е. И. Радина, И.Лаунер, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А.Д.Шатова, В.И. Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти иссле­дования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ре­бенка дошкольного возраста.

Современный этап отличается «забвением» этой важной про­блемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раз­дел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Дан­ная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. Поэтому мо­лодым специалистам важно внимательнее изучить проблему тру­дового воспитания.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К.Д. Ушинский, А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах опреде­лил теоретический и методологический взгляд на труд де­тей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду се­рьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

Великий педагог "В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (В.А. Сухомлинский)

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Н. К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».

В работах А.С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

А.С. Макаренко писал: «Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: