Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.




 

Подготовительный этап психологического исследования. На этом этапе собранные предварительные сведениядают возможность выдвинуть гипотезу - предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.требуется от исследователя, будь то психолог-профессионал или педагог-практик, заключается в том, чтобы путем анализа практической деятельности изыскать наиболее актуальную психологическую проблему, решение которой приведет к наиболее ощутимым положительным результатам в данном виде деятельности и поможет затем решить сопутствующие ей проблемы.

 

Собственно исследование. На втором этапе с использованием конкретныхметодик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в ихсочетании.собрать предварительный материал (анамнез), чтобы конкретизировать возможные причины возникновения избранной актуальной психологической проблемы. Для этого могут применяться наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов

Обработка полученных данных. На этом этапе проводится количественный икачественный анализ полученных данных, который дает возможность выявитьсуществующие связи и закономерности.

 

Обработка материала включает следующие стадии:

 

первичный анализ - анализ каждого отдельно зафиксированного факта;

первичный синтез - установление связей между данными первичного анализаи выдвинутой ранее гипотезой;

сравнительный (вторичный) анализ - выделение фактов, которые устойчивоповторяются;

вторичный синтез - объединение фактов, сопоставление их с гипотезой иустановление существенных закономерностей;

 

Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученныхданных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильностьили ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

Пятый этап — выводы и предложения на основе материала исследования.

Объем и продолжительность исследовательских работ (...) зависят от решаемой проблемы. Этим же определяется и сложность конкретных методик психологических исследований.ъ

 

7, В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

 

Бессознательное

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

 

Психика – субъективное отражение объективной реальности

 

8.

Распределение представительства периферии в мозгу очень неравномерно. А когда говорят о более сложных психических процессах, то их функция — это сложная совместная деятельность целой системы органов.

 

Принципы функциональной организации человеческого мозга были разработаны отечественным психологом А.Р. Лурия.

 

Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:

 

Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.

Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.

Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.

 

9,

Психика - функция мозга,заключающаяся в отражении объективной дей- ствительностив идеальных образах, на основе которых регулируется жиз- недеятельностьорганизма. Изучением мозга занимаются различныенауки. Его строение исследует анатомия,а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейро- физиология,медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойствомозга, которое заключается в психи- ческомотражении материальной действительности, в результате которого формируютсяидеальные образы реальной действительности, необходимые длярегуляции взаимодействия организма с окружающей средой. психика - это субъективное от- ражениеобъективного мира.Мозг и психика

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

ногие примеры из медицинской практики показывают, что если повредить нервную систему человека, или животного, особенно мозг, но неизбежно возникнут расстройства в психической деятельности. Нарушаются зрение, слух, движение, память, мышление. Отсюда следует заключение, что психическая деятельность зависит от его нервной системы, т.е. от материи. Это - материалистический взгляд, который утверждает, что материя первична, а психика вторична. Все явления психической жизни человека объясняются с материалистических позиций. Так как психика является свойством мозга и нервной системы, то для ее изучения необходимо иметь определенное представление о строении и функционировании нервной системы.

 

Нервная система делится на центральную и периферическую. ЦНС - это мозг (головной, промежуточный и спинной), периферическая НС представляет собой сеть нервных проводников, которые соединяют мозг со всеми точками тела, органами чувств, мышцами и сухожилиями. Мозг состоит из многих частей. С высшими психическими функциями и сознанием связана работа коры головного мозга, а также его подкорковых структур. Здесь локализуются различные центры - группы нервных клеток - нейронов, отвечающие за тот или иной вид психической деятельности. Например: центр зрительных ощущений, центр слуховых ощущений, центр речи, двигательно-тактильные центры, центры высших ассоциаций, центры обоняния и вкуса и т.д..Головной мозг разделен на два полушария - левое и правое. И каждое из них играет особую роль в психической деятельности человека. В регуляции психических явлений, а также основных жизненно важных процессов особую роль играет ретикулярная формация анатомически расположенная в спинном, продолговатом и заднем мозге.

 

 

10.

Индивид (от лат. individuum — неделимое):

 

Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода;

Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;

В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле.

Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

В психологии индивид (индивидуум) — человек, взятый вне своих индивидуальных (внутренних) особенностей.

 

Индивид, индивидуальность, личность.

 

Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

 

Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность».

 

Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.

 

Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.

 

Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

 

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

В нашем контексте, в контексте разговора о предмете психологии, в числе самых общих, исходных понятий - понятия об объекте, субъекте и предмете, о практике и науке, об изучении и исследовании, об объекте и предмете науки, об объекте и предмете исследования.

 

1.1. В самом общем плане под объектом понимается любая отдельность, выделяемая субъектом в действительности и существующая независимо от субъекта. В роли объектов могут выступать различные тела, различные отношения между телами и различные атрибуты тел и отношений. Природа рассматриваемой отдельности при необходимости конкретизируется сколь угодно разно- и многообразно. При предельном обобщении своеобразие взятой отдельности роли не играет. Её главный атрибут - это существование безотносительно субъекта, выделяющего данную отдельность.

 

1.2. Субъект, в самом общем случае, - это высоко организованный, сложный объект, ведущий себя среди других объектов. Это объект, выделяющийся среди других своей активностью, а именно выраженным переходом различных форм потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.

 

1.3. Предмет - это объект, попавший в сферу деятельности субъекта, или объект-для-субъекта. В каких-то отношениях предмет меньше объекта, ибо субъект ограничен в своих возможностях взаимодействия с объектом («Не объять необъятного»). В других отношениях предмет больше объекта, так как субъект привносит в него свою природу и, прежде всего, своё пристрастное отношение.

 

12,

Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма

 

Рассмотрим этапы формирования личности. Остано-вимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рож-дается» дважды.

 

Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

 

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь-кой конфеты».

 

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

 

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив -- взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой -- выполнить усло-вие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка -- свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

 

Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.

 

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

 

Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового че-ловека, достигшего совершеннолетия.

 

Л.И. Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 - 16 лет. Л.С. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

 

Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, дей-ствующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

 

Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное ново-образование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внут-ренними побуждениями. Мотивирующие представления явля-ются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффек-тивных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от не-посредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним по-буждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

 

Наглядно иллюстрирует это положение случай с мальчиком 1года 3 месяцев, описанный Л.И. Божович в книге «Личность и ее формирование в детском возрасте». Этот мальчик, играя в саду, завладел мячиком другого ребенка и не хотел его отдавать. В какой-то момент мячик удалось спрятать, а мальчика унести домой. Во время ужина он вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды, капризничать, вылезать из стульчика, срывать с себя салфетку. Когда его спустили на пол (т.е. дали свободу), он с криком «мя… мя» побежал обратно в сад и успокоился только тогда, когда получил обратно мяч.

 

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обуслов-ливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребнос-тей и желаний.

 

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает созна-ние себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», по-рождающая потребность занять новое место в жизни и выпол-нять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же, как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым ме-шают проявлению его активности.

 

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подро-стка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психи-ческие процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков по-требность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образ-цом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоут-верждению, самореализации и самовоспитанию.

 

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характери-зуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

 

 

1. Необходимые и достаточные критерии сформированности личности.

 

Л. И. Божович выделяет два основных критерия сформированности личности.

 

Первый критерий: человека можно считать личностью, ели в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодоле-вать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом пред-полагается, что мотивы, по которым преодолеваются не-посредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

 

Второй необходимый критерий личности -- способ-ность к сознательному руководству собственным пове-дением. Это руководство осуществляется на основе осо-знанных мотивов-целей и принципов.

 

От первого крите-рия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию моти-вов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее, его поведение вполне нравственно. Итак, хотя во втором при-знаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: