Психозы. Первая помощь при припадке.




Невроз — это функциональное расстройство нервной системы, вызванное психогенным путем (психической травмой). Это нервное истощение, переутомление.

К функциональным заболеваниям относят стойкие нарушения функции системы или органа. К не функциональным или органическим заболеваниям относят такие патологические изменения в организме, которые сопровождаются нарушением структуры органа (например, опухолевые процессы). Органические заболевания всегда включают в свою клиническую картину функциональные нарушения, которые обычно предшествуют его развитию и потом постоянно сопровождают эту патологию, в том числе и различные нарушения со стороны нервной системы. Функциональные болезни обычно поддаются терапевтическому лечению, а органические заболевания, кроме терапевтическими методами, лечат также об лучением больного органа (опухоли) и оперативно.

Этиология. Наиболее частые причины неврозов — это психические травмы, физическое и умственное переутомление. Развитию неврозов способствуют различные заболевания внутренних органов, инфекции, интоксикации, недостаток питания (авитаминоз) с резким истощением организма, что вызывает ослабление нервно-психической сферы.

Дети чаще болеют различными нервными расстройствами, чем взрослые, поскольку у детей еще недостаточно устойчивы основные нервные процессы (например, возбуждение, торможение, сила и подвижность нервных процессов). Среди взрослых неврозами чаще болеют женщины, чем мужчины: среди женщин больше впечатлительных личностей с превышением процессов возбуждения и с ослабленным процессом торможения (истерические реакции, слезы и т. д.). Типичным возрастом для проявления неврозов является 25-40 лет.

Оказание доврачебной помощи при судорожном приступе (эпилепсии) смотрите ниже. Профилактика неврозов. Важно правильное воспитание, соблюдение режима труда и отдыха, полноценное и регулярное питание, налаживание нормальных взаимоотношений в семье, школе, трудовом коллективе. Следует избегать отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций, вредных привычек, заниматься спортом, физкультурой, туризмом. Важно воспитать в себе правильное реагирование на стрессовые ситуации, неожиданные и непредсказуемые события, поскольку большие эмоциональные всплески и «умственная жвачка» (постоянное переосмысливание своего поведения в критической ситуации) тоже поддерживают нервное напряжение и способствуют развитию невроза.

психозы

Психозы — это нарушение психической деятельности, сопровождающиеся расстройствами сознания, мышления, оценки реальной действительности, патологическим поведением больного. Различают психозы: реактивный, травматический, интоксикационный, маниакально-депрессивный психоз.

Реактивный психоз

Это — патологическое состояние в психике, возникающее как реакция на психотравму, сильную и неожиданную.

Этиология. Наиболее частые причины реактивного психоза — тяжелый эмоциональный стресс: получение неприятного известия (смерть близкого человека), потрясение (измена любимого человека), попадание в экстремальную ситуацию (землетрясение, наводнение).

Основные признаки реактивного психоза. Настроение подавленное. Больной не отвечает на вопросы, угнетен, безучастен, на лице — тоска. Нарушение сна с кошмарными сновидениями. Могут появляться бредовые идеи, мысли, взгляды. Появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Может развиться реактивный ступор: полная неподвижность и безучастность.

Доврачебная помощь при реактивном психозе. Если возможно, устранить ситуации, травмирующую психику больного. Дать транквилизаторы (элениум, тазепам, нозепам), снотворные (люминал) и срочно вызвать врача- психиатра, так как больной представляет опасность для себя и окружающих.

Патогенез. При неврозах нарушается нормальное соотношения основных нервных процессов. От того, какой из основных нервных процессов больше ослаблен, зависит клиническая картина заболевания. При превалировании процесса возбуждения в клинике болезни большее проявление имеют раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, агрессивность. При преобладании процесса торможения (на фоне ослабленных других основных нервных процессов) — уход в себя, замкнутость, заторможенность. При ослаблении всех основных нервных процессов — плаксивость, апатия, резкая общая слабость, стремление к бесконечному отдыху, который не восстанавливает силы. Для всех форм неврозов характерны жалобы на головные боли, частыми являются боли в разных органах (в области сердца, желудка), нарушение сна, недомогание и т. д. Развитию невроза способствуют не только стрессы, но и частое чрезмерное или длительное переутомление, нарушение привычного режима труда и отдыха, отрицательные эмоции (волнение, страх, тревожное ожидание, постоянные огорчения, спешка, чувство неприязни со стороны окружающих), нарушения режима сна и питания, а также курение, алкоголь, наркотики. У взрослых различ. следующие формы неврозов: неврастения, истерия, психастения, невроз навязчивых состояний.

Проявления неврозов у детей отличаются большим разнообразием. Считают, что у детей раннего и младшего возраста расстройства нервной системы не формируются в четкие симптомы потому, что развитие нервной системы находится в разной стадии формирования (чем меньше ребенок, тем больше это заметно). У них слишком мал личный опыт и слабый психогенный фон, необходимый для устойчивых переживаний и формирования стойких нервно-психических симптомов. Расстройства с более устойчивыми симптомами и относительно очерченной формой нервно-психических нарушений встречаются лишь начиная с 10—12-летнего возраста. Б то же время в пубертатном (подростковом) возрасте общие неврозы становятся преобладающими формами психогенных заболеваний, имеют склонность к затяжному течению и к переходу в невротическое формирование (развитие) личности.

НЕВРАСТЕНИЯ

Этиология и патогенез — в основном соответствует описанным выше. В клинической картине ведущее место занимает астенический синдром. Клиническую картину определяют проявление слабости основных нервных процессов ВНД.

У взрослых и детей развитие неврастении обусловлено разными механизмами развития

патологии, что сопровождается разной клиникой заболевания. В этиологии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм родителей, их развод). Важную роль в развитии неврастении у детей играют также неправильный подход родителей к их воспитанию, чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами значение имеет ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, наследственная предрасположенность.

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в различных кружках и т. п.).

Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также и физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при отсутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза. Это и понятно, поскольку для развития невроза необходимы хронические конфликтные переживания, связанные со срывом в системе отношений личности. Многие авторы полагают, что умственные и физические перегрузки могут вызвать лишь отдельные элементы неврастенического состояния, но не самую неврастению. Поэтому при отсутствии сильных стрессовых переживаний такое состояние называют невротическим (В. К. Хорошко, Е. А Попов, В. В. Королев, Г. Е. Сухарева и др.).

Основная симптоматика. Повышенная раздражительность и утомляемость, нервозность, несдержанность, нетерпимость, расстройство сна разного характера (трудно уснуть, частые пробуждения, сон не освежает, сонливость днем), головная боль (характерны боли разлитого характера, типа «каски»), тяжесть и сдавленна головы («как будто одет обруч на голову»), нередко потливость, тахикардия, запоры. Возможны вспышки гнева, грубости.

При возбуждении нередки вегето-сосудистые реакции типа покраснения лица и красных пятен на

шее или бледность, головокружение, изредка возможны обмороки. Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции. Основное проявление неврастении у детей школьного возраста и подростков — состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Наряду с этим в структуру астенического синдрома при неврастении всегда входят нарушения вегето-сосуд истой регуляции — лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности, ортостатическим (при быстрой смене положения тела: вскакивании с постели, наклоне тела и т.д.), головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям ребенка, что нередко отягощает у него течение астенического невроза.

Особую, встречающуюся преимущественно у детей младшего школьного и отчасти дошкольного возраста, форму истерических расстройств представляет истерический мутизм (нежелание разговаривать). Эта форма мутизма развивается у детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью и преобладанием тормозных процессов в характере в условиях повышенных требований к речевой и интеллектуальной деятельности. Например, при начале школьного обучения или при помещении ребенка в детский сад.

Доврачебная помощь больному неврастенией. Успокоить словами, дать внутрь капли валерианы (для взрослого 40-45 капель), корвалол (для взрослого 25-30 капель) или раствор бромистого натрия (1 столовая ложка). При более сильном возбуждении — таблетку одного препарат из группы транквилизаторов (элениум, тазепам, реланиум).

Симптоматические средства: при головной боли — анальгин, аспирин, при нарушении сна — настойка валерианы, корвалол (до 15-25 капель) и т. д.

Необходимо оградить больного от возможного раздражения и возбуждения: ссоры, напоминания о его просчете, неправильном поведении, от раздражающей его личности человека и т. д. Следует больного успокоить, создать по возможности комфортные условия отдыха: уложить в отдельной комнате, исключить громкие звуки (выключить радио, телевизор, не говорить громко), выключить свет или задернуть днем шторы и др.

ИСТЕРИЯ

Истерия — это форма невроза, основу которого составляют особенности нервно-психического поведения больного, зависящие от его возбуждения, повышенной эмоциональности и внушаемости. Истерией чаще болеют женщины и дети.

Этиология и патогенез. Этиология такая же, как и общих неврозов. При истерии, как было отмечено, на фоне истощения основных нервных процессов остается более сильным и менее управляемым процесс возбуждения, что и отражается на клинической картине заболевания. У некоторых больных в силу резкого превышения процесса возбуждения над остальными основными нервными процессами ВИД в сочетании с повышенной внушаемостью болезнь формирует особые проявления патологии. Назовем некоторые из них: различают истерическую слепоту, истерический припадок и истерический парез конечности.

Истерические расстройства у детей и подростков вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т. д.), ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, превышающими возможности притязаниями. Вместе с тем у детей дошкольного и младшего школьного возраста истерические расстройства могут возникать непосредственно в ответ на психотравму: наказание, замечание, высказанное в резком тоне, категорический отказ выполнить какую-либо просьбу, разлуку с матерью и т п. Соматовегетативные истерические расстройства встречаются у детей значительно чаще двигательных нарушений. Проявления их весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушение глотания, запоры, задержка мочеиспускания и т п. Ввиду повышенной внушаемости детей и подростков с истерическим неврозом характер соматовегетативных расстройств определяется особенностями соматических заболеваний у окружающих (больных родственников).

Основная симптоматика. Общее недомогание, неприятные ощущения в различных органах и участках тела, быстрая смена настроения от вспышки гнева, от крика со слезами до хохота. Демонстративность и театральность поведения, нередко временная потеря чувствительности на конечностях или определенных участках тела, порезы (слабость движений) и параличи (отсутствие движений), слепота, потеря речи и др. Частое проявление болезни — истерический припадок. Предшествует припадку стрессовая ситуация: угроза, отказ в получении желаемого, неожиданное негативное событие или сообщение и др. Среди истерических расстройств в детском возрасте преобладают двигательные (моторные) и вегетативные нарушения. Частым двигательным расстройством является астазия-абазия, т.е. неспособность стоять и ходить при сохранении пассивных и активных движений в лежачем положении. Астазия-абазия встречается чаще у девочек-подростков и отличается относительной длительностью (описан случай болезни около полугода).

Значительно реже у детей встречаются истерические парезы и параличи конечностей (преимущественно нижних), охватывающие либо всю конечность, либо часть ее. Еще более редки парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием, истерическая афония (потеря речи), связанная с временным парезом или параличом мышц голосовых связок. Редкой формой двигательных истерических расстройств в детском возрасте являются истерические гиперкинезы (быстрые непроизвольные движения, тремор).

Признаки истерического припадка. Падение на пол или на кровать (никогда не получает травм). Иногда с криком. Судорожные подергивания конечностей, заламывание рук, закатывание глаз и т. д. Больная реагирует на восприятие ее припадка окружающими, на которые направлено развитие припадка. Отмечается явная «работа на зрителя», в отсутствии окружающих припадок не развивается. Больной в сознании, однако оно сужено. У детей почти не встречаются развернутые истерические психомоторные припадки классического типа, описанные у взрослых. Изредка они могут возникать у подростков-девочек. Однако стертые формы истерических психомоторных припадков отмечаются нередко в раннем и дошкольном возрасте. Возникают они при недовольстве ребенка чем-либо, отказе выполнить его требование, связаны со стремлением добиться желаемого, обратить на себя внимание.

Внешне такие припадки выражаются в том, что ребенок с громким криком в плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами и головой об пол, выгибает спину дугой. У некоторых детей подобные припадки возникают до 15—20 раз в день. Описаны истерические припадки даже у детей годовалого возраста: при недовольстве они падают навзничь, изгибаются дугой и совершают как бы плавательные движения. Если желание ребенка выполняется, припадок сразу проходит.

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (примерно от 6 мес. до 3 лет) представляют аффект респираторные приступы. Они возникают в связи с какой либо ситуацией, вызывающей у ребенка сильное недовольство, обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания в экспираторной фазе (в связи с судорожным сокращением мышц гортани), с быстрым развитием цианоза. Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохам. После этого нередко возобновляется плач или ребенок становится вялым. Истерический припадок успешно лечится.

Истерическая слепота. Больная полностью теряет зрение (при этом фотореакция зрачков на свет сохраняется, тогда как у настоящего слепого она отсутствует). Истерическая слепота успешно лечится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: