Обсуждение фильма “Страсти Христовы”.




Вопросы к обсуждению:

  • Почему Пилат хотел спасти Иисуса?
  • Зачем фарисеям нужна была смерть Иисуса?
  • Почему Иисус, зная о казни, не бежал, не сопротивлялся?
  • Почему Он не хотел оправдываться на суде?
  • Была ли необходимость создателям фильма столь детально показывать сцену казни Иисуса Христа?

Учитель. О фильме “Страсти Христовы” Мела Гиббсона написано и сказано не мало, в том числе и Православными изданиями.

Свою позицию по этому фильму высказал и Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Он сказал, что, не смотря на некоторые неточности с точки зрения Православия, этот фильм к просмотру Благословляется.

Если коснуться вопроса жестокости, то после просмотра этого фильма, человек будет относиться к жестокости как к отрицательному явлению, так как к тому располагает сам эмоциональный заряд фильма. Совсем другое дело, когда жестокость культивируется. Когда “положительный” герой со смаком ломает руки “злодеям”, убивает их, где на уровне подсознания закладывается допустимость этого, если ты прав. А много ли найдется людей, считающих себя неправыми? Все считают себя правыми, а потому и на уровне спонтанного поведения допускают жестокость, если преимущественно любят смотреть жестокие фильмы, указанного выше характера, противоречащего фильму “Страсти Христовы”.

После просмотра фильма один из учащихся, в своем сочинении написал: “Нож в руке хирурга – благо. Эта фраза как раз и относится к указанному фильму. Этот нож отделяет больное от здорового в самой душе человека, и очень часто это больно, но эта боль целительная, так как она ведет к выздоровлению души, что чувствует каждый, посмотревший этот фильм. Мы сопереживаем Иисусу Христу, а значит и любому человеку, попавшему в беду”.

Заключительное слово Учителя. Сегодня в обществе даже последовательные атеисты (люди, отрицающие существование Бога) убеждаются в том, что в священных книгах зафиксировано немало мудрости, накопленной за тысячелетия наблюдений над психологическими и физиологическими особенностями человека, что придает религии неповторимую притягательную силу.

В религиях, в священных книгах воплощены многие элементы мировой культуры, это не только храмовое зодчество и духовная музыка, иконопись и утварь, религиозная философия. Это еще и культурно – национальная традиция, тот образ жизни, те устои, которые религия веками сохраняла, которые передавались от поколения к поколению.

 

Сценарий внеклассного мероприятия "Пасха – праздник светлого Христова воскресения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Цели:

  • приобщение младших школьников к истокам русской культуры,
  • воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.

В празднике принимают участие дети и их родители.

Ход праздника

Ведущий: Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ребенок.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.

Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются

Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)

Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).

Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).

Ведущий: К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:

Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала.

Ведущий: Давайте вспомним пасхальные приметы.

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Ведущий: На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Ведущий: А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Игра “Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”

Игра “Битки”

Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий: А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”

Игра “Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Дети хором:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозябые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воришки-воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Ведущий: Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.

Прослушивание записи колокольного звона

Ведущий: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

8-й ребенок:

День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!

 

 


Сценарий пасхальных посиделок «Дорого яичко ко Христову дню»

Действующие лица: Мать, Отец, Маняшка, Митька, Дашутка, Коська, Бабушка

 

Мать прихорашивается, примеряет наряды, платки, межу делом интересуется:

– Маняша, ты кур да гусей кормила?

– Покормила и выпустила.

– Митька, ты корову в стадо отвел?

– Отвел, дядька Кузьма сказал вечером за молоком зайдет.

– Дашутка, сбегай яйца собери, в чугунок с луковой шелухой поставь варить.

– Да мы с бабулей уже все сделали.

– Коська соломы принес?

– Да, она в сеньях под лавкой.

– Ах, ну писаная красавишна. Григорий, друг мой любезный, созывай все семейство к столу да про деньги не забудь.

– А ну, детвора, собирайся у стола с кистью и краской, готовимся к Пасхе!

– Маменька, а что у нас с куличом да Паской?

– Ну вы посмотрите на нее. Ну командирша, ну вояка.. Всем указания и распоряжения дала, а сама что делать будешь?

– Мое дело детей уму-разуму учить. Старых уважать. Бога почитать. Ну что, все собрались? А теперь смотрите и запоминайте, вырастите – своим детям передайте. Вы любите загадки? Кто загадку отгадает, тот яйцо для раскраски получит.

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь – в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло
С хвостом, а не мышь. (Репа.)

На грядке – длинный и зеленый,
А в кадке – желтый и соленый. (Огурец.)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи. (Морковь.)

Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (Лук.)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, лаптей не плетет. (Коза.)

С бородой родился
Никто не удивился. (Козел.)

– А теперь скажите, с каким народным праздником связано яйцо? (Пасха.)

– А какие народные обряды и обычаи Пасхи вы знаете?

  1. Вербное воскресенье. Говорят, что если в этот день сделать веник из вербы и ко всем близким и знакомым им «приложиться», приговаривая «Чтоб здоровым да умным, чтоб богатым да сильным, чтобы добрым и не жадным во веки веков. Аминь».
  2. Чистый четверг. Пословица: «В чистый четверг даже ворона своих воронят в луже моет'». В чистый четверг русский народ чистил, мыл, убирал и в доме, и в огороде, и сам чисто мылся. Говорят, что весь год чистота в доме будет.

А знаком ли вам обряд христосования? Этот обряд учит людей тому, что все люди братья и должны простить им все обидь. В Пасху люди приветствовали друг друга словами:
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
И при этом целовались трижды.

  1. А кто знает, как Пасхальный стол украшают? (Пасха, кулич, крашанки, писанки, квас, свечи, верба.)

Приходи, Пасха!

Приходи, Пасха – Рождество Христово! В этот день я приготовлю кутью из топченой пшеницы, заправлю ее медом, молоком, орехами... Прежде чем застелить стол скатертью, я застелю его душистым сеном, посыплю зерном, спрячу деньги под белую скатерть, чтобы в доме весь год были хлеб и достаток. На угол стола положу головку чеснока, чтобы семья была дружной, чтобы не болел никто. Чеснок – знак здоровья, подам куличи да пасху, блюдо с пророщенным овсом, а в нем расписные яйца, и зажгу свечу.

И вот на столе – 12 блюд. Семья за столом. Свеча горит. Молитва звучит. Кутью пробуют ложками из одной чашки – поминаем, кого с нами нет.

Воскресни, праздник!
Светлое воскресенье!

Я настежь открою окна, чтобы как можно больше весеннего солнца вошло в мой дом.

В чистый четверг наберу воды и разведу краски. Возьму в руки кистку и напишу двенадцать писанок, нет у вас кистки, сделайте ее сами: обрежьте медицинскую иглу потолще, закрепите на деревянной палочке – и кистка готова. Расколите иглу на огне и раскаленным острием коснитесь воска. Воск расплавится и заполнит трубочку иглы.

Теперь пишем расплавленным воском пасхальный крест, украшенный дубовыми листьями и еловыми ветками.

Звезды – знак человеколюбия и нравственной чистоты; мельницу – чтобы урожай был; цветущую фасоль – чтобы женихи вились вокруг дочери вились; алую розу – знамение любви; сосну – символ здоровья и долголетия; рыбу – так как святые апостолы были рыбаками, петушиный гребешок – громоотвод, защита от всякого несчастья; дубовый лист – для сына, это гармония красоты и силы; мотыльки – детям, чтобы жизнь их легкой была; «Сорок святых» или сорочьи лапки; рушники, сердечки и солнце.

Красить писанки нужно поочередно: сначала светлыми, затем темными красками.

Красный – цвет радости, жизни, любви.

Желтый – цвет солнца луны и звезд.

Зеленый – весна.

Красный и белый – почтение к духам, благодарность за защиту от темных сил.

Черный – цвет печали.

Белый и черный – скорбь.

Коричневый – плодородие земли.

Готовую писанку поместите в теплую духовку – воск расплавится, растает.

Тряпочкой снимите его с яйца, протрите ее промасленной салфеткой. Писанка заблестит, заиграет.

Яйцо – символ солнца, возрождения, надежды.

Кроме писанок, святить нужно и галунки, иначе – крашанки.

Совет девушкам: две алые галунки кладите в чашу, заливайте свяченой водой и поутру умывайтесь. Галунка – оберег вашей красоты. Писанка имеет сотни символов, магических знаков – оберегов. Она защитит от черной злобы и зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода. Черную писанку отнесите на могилу умерших близких, но за помин их души дайте яичко красное.

Навестите больного и положите у изголовья писанку-«сосну». На новоселье писанку с «Мельницей», «Грабельками», «Колосками», «Солнцем», «Бесконечником». Крестины девочки – писанку «Розой», «Дубовый листочек» – сыну. Бездетной семье – писанку с «Птицами». Не имеют магической силы яйца, точеные из дерева или размалеванные обычной кистью и покрытые лаком.

Овес должен прорасти на восемь-десять сантиметров. В зелени овса спрячьте крашанки в память об умерших близких. Храните их всю неделю на столе рядом с пасхой.

Практическая работа

Подлинным украшением стола станет небольшая плетеная корзинка с яйцами, раскрашенными по своим собственным эскизам. Для работы потребуется: обычная гуашь, колонковые или беличьи кисти № 1, 2, 3, маленькая деревянная подставка для руки.

В качестве палитры для разведения и смешивания красок лучше использовать не бумагу или картон, а керамическую плитку, тарелку или стеклышко. Приготовьте также несколько спичечных коробков – это удобные подставочки для яиц во время работы.

Обратите внимание на то, как рисует кисть. Иногда бывает нужно выделить волосок, чтобы мазки были ровными и аккуратными.

Нанесите краской сначала крупные элементы цветов и листьев. Дайте ей высохнуть. Затем нарисуйте маленькие листочки, сделайте несколько мазков по основе цветка и в серединках листьев, чтобы придать им форму. После чего возьмите самую тонкую кисть и нарисуйте веточки и усики черной краской. Белой краской нанесите штрихи на нижней части листьев, сделайте круги по форме цветка. Дайте рисунку просохнуть, затем вокруг бутона нанесите крупные завитки белой и черной краской. У вас получилось? тогда на другом яйце попробуйте нарисовать петуха, курочку или цветущий лужок.

В старину, да и сейчас в некоторых областях России использовался способ отливки яиц с применением парафина (в чугунных формочках). В готовое, еще теплое яйцо вдавливается рисунок из бисера, стекляруса (в основном – цветочный сюжет).

Но самые практичные в хранении и изготовлении – это выточенные из дерева яйца. Однако вначале не забудьте прибить маленький гвоздик или булавку, чтобы было удобно держать такое яйцо при его росписи, а потом заготовку надо подвесить на тоненькой ленточке. Для рельефного оформления яиц можно использовать парафин или обычную свечу.

 

 

Пасха-праздник светлый и красивый

Разделы: Внеклассная работа

Задачи мероприятия:

  • Способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.
  • Развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических и этнографических сведений о традициях празднования народных праздников.
  • Воспитывать культуру празднования народных праздников.
  • Воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций – своей страны.

Форма проведения: устный журнал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик: Здравствуйте, люди добрые!

Ученик: Здравствуй, и стар, и млад!

Ученик: О празднике светлом, народном девочка: Звонят российские колокола!

(Педагог показывает устный журнал).

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня наш устный журнал посвящен одному из самых красивых и светлых праздников России — Пасхе. На страницах нашего журнала вы узнаете исторические сведения о появлении праздника, познакомитесь с рецептами лакомств, которые сопровождают пасхальный праздник, окунетесь в исторические хроники, посвященные непременному атрибуту пасхальных праздников — яйцу-писанке.
Мы открываем первую страницу нашего журнала, который посвящен истории пасхального праздника. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха — это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль.

Педагог: Послушайте стихотворение Сергея Есенина. И ответьте мне на вопрос: «Каким бывает вечер накануне Пасхи?»

Ученик:

Тихо струятся река серебристая.
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает с луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою, в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Педагог: Мы открываем следующую страницу устного журнала, которая посвящается рассказу главной примете праздника — крашеном яйце.

Педагог: Не только крашеное яйцо символ Пасхи. Особая примета праздника — это то, что существует обычай христосования «Христосоваться» — значит, поздравлять друг друга с праздником, обращаться друг к другу со словами: «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!», трижды целовать друг Друга, дарить друг другу крашеные яйца. У многих народов мира именно яйцо — признак зарождения жизни.
О яйце, как о начале всего живого, рассказывают и мифы и легенды: Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней части внутренней части — желтка. Желток — это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца — мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас — день. Чтобы попасть в ночную страну, надо прорыть насквозь колодец и камень, если он упадет в этот колодец, будет лететь 12 дней и ночей.

Ученик:

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать — земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный.
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился.

Педагог: К празднику Пасхе красили куриные, реже — гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. Но хотелось бы узнать, какие обряды и легенды связаны с расписным яйцом? И мы открываем следующую страницу журнала.

Ученик: Согласно одной легенде, капли крови Христа, упавшие на землю, приняли вид куриных яиц и стали твердыми как камень и красными, как цвет крови. Слезы Богоматери, оплакивавшей распятого Христа, упали на рассыпанные яйца и украсили их прекрасными упорами и цветными крапинками. Вот поэтому яйца красят перед Пасхой, и они являются украшением пасхального стола и его основным блюдом.

Педагог: Первой воскресший из мертвых Христос явился женщине Марии Магдалине. Придя в город Рим, Мария Магдалина решила сообщить об этом императору Тиберию, принести ему благую (хорошую) весть. В честь этого она преподнесла ему красное яйцо и сказала слова: «Христос воскресе». Вот так и появились на Руси слова «Христос воскрес!», которые мы говорим в светлое пасхальное воскресенье.

Ученик: Пасхальные яйца можно хранить в течение года, до следующей Пасхи. Остатки пасхальных яиц зарывали в землю.

Ученик: Первому пасхальному яйцу, полученному при Христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров. Считали, что если первое яйцо не испортится, то год пройдёт благополучно.

Ученик: В старые времена пасхальные яйца зарывали в кадку с зерном, которое готовилось для посева. Этим можно было предположить, что хозяев ждет богатый урожай.

Ученик: По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в огонь освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела, и шерсть у неё была гладкой.

Педагог: Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми, красивыми. ри посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лён был белым, как яйцо.

Ученик: Люди, строившие свои дома, вмуровывали крашеное яйцо в фундамент дома. Это яйцо служило оберегом от злых сил, от разрушения дома.

Ученик: И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая на грядках.

Ученик: Яйцо использовали для лечения болезней людей. К примеру, осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили его на теле от простуды и лихорадки.

Ученик: Крашеные яйца принято дарить друг другу на счастье и здоровье. Это символ доброго расположения людей друг к другу.

Ученик. Считалось, что яйцо могло свести порчу, охранить человека от сглаза. С пасхальным яйцом пастухи уходили искать заблудившуюся скотину. Брали ивовый прут, к его концу прочно привязывали на длинной нитке яйцо и оно указывало, куда идти.

Ученик: Раньше писанки дарили невесты своим женихам, а женихи невестам в знак любви и верности.

Педагог: Вот какое огромное значение имеет пасхальное яичко-писанка. Мы с ребятами уже расписали яички по всем правилам. Я вам раздам карточки, где вы должны правильно соединить стрелочками цвет и его значение (правый столбик – цвет или символ, левый – обозначение)

Ученик: Красный цвет – знак счастья;
Ученик: Желтый знак солнца;
Ученик: Зеленый цвет знак жизни;
Ученик: Голубой цвет – знак неба;
Ученик: Синий цвет – цвет ночи и таинства;
Ученик: Коричневый цвет – цвет земли.
Ученик: Самый древний узор – геометрический.
Ученик: Треугольники – единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи – мама, папа и ребенок; единство земных стихий – земли, воды, огня.
Ученик: Кукушка – эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.
Ученик: Листья дуба – мужской знак (сила, красота)
Ученик: Звездочки – женский знак (здоровье, красота)
Ученик: Точечки (слезинки) – слезы Богоматери
Ученик: Круг – знак бесконечности

Воспитатель: Спасибо, ребята. Мы узнали много интересного и нового о Пасхальном празднике и его главных атрибутах. Этот праздник скоро придет на нашу землю. А вы знаете, как правильно встречать этот праздник? В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. Какие игры могли бы предложить вы, ребята, для интересного времяпрепровождения в праздничный пасхальный день?

Игра «Займи место»

Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

«С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной! Хоп!»

Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Оббежавший круг раньше, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Напоминаем: в ходе игры, что круг должен сразу остановиться при слове «Хоп», бежать разрешается только по кругу, не пересекая его во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Педагог: Открываем следующую страницу нашего журнала – Поделки. Яйца – писанки у нас уже есть. Давайте смастерим для них корзиночки. (План работы и правила безопасной работы)

Педагог: В Господень день полагается поутру святить в храме куличи или пасху. Кулич — это пасхальный хлеб, сдобный, сдобренный сладостями, яблоками, изюмом, орехами, ягодами. Пасха — это обрядовая еда, которая замешивается на твороге, сахаре, яйцах, масле. Кулич круглый, пасха же готовится в четырехугольной форме, на стенках которой были выделаны узоры и буквы, символизирующие праздник Воскресения. Освятив кулич, женщина скорее шла в избу: было поверье, что хлеб будет так же быстро расти, как хозяйка возвращается домой. Кулич берегли. Сушили. Хранили, и в самую тяжелую жизненную минуту давали его кусочек на здоровье, на силу, на веру. И мы приготовили несколько традиционных рецептов, которые и дарим нашим гостям.

(Дети дарят яйца и рецепты)

Педагог: Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи — самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

(Зажигаются свечи)

Ученик:

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес!
Христос воскрес!

Ученик:

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес!
Христос воскрес!

Ученик:

Вот просыпается земля,
И одеваются поля...
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

Педагог: Пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскресе!» и в ответ услышать «Воистину воскресе!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: