Какие религиозные праздники Вы знаете?




Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.

Мальчик:

– Я сижу один, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю,
Всё и думаю о ней.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!
Мальчика “выкупает” другая девочка.

Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу.

Учитель:

  • В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать “Русского”. А мы похлопаем.

Игра - пляска “Передача платочка”, р. н. мелодия

(Передача платочка – одна и та же плавная р. н. мелодия, пляска – различные плясовые р. н. мелодии).

Дети садятся.

Учитель:

– Настроение в игре – пляске было всё время одинаковым? (Нет, оно менялось)

  • Какая форма музыки в этой русской народной игре? (Рондо)
  • Посмотрите на доску, вспомним: рондо. Рефрен здесь – передача платочка, эпизоды – ваши танцевальные импровизации.
  • Какая музыкальная интонация основная? (Задорная, весёлая, радостная)
  • Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие! Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девицы распевали “качульные” песни – пасхальные частушки.

“Качельные частушки”, р. н. мелодия

Девочки по одной качаются на качели и поют:

– Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?

На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!

– Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку, ха – ха –ха,
Тане – то Витеньку, ха – ха –ха!

– Я качаюсь, нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь, нарываюсь,
Мне не надо жениха!

– На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!

Учитель:

  • Какие чувства вызвали у вас “Качельные частушки”? (Веселье, радость, смех)
  • В чём заключается исполнительское развитие этих частушек? (В каждом куплете – новый тембр, новый голос)
  • Дети, хотите послушать поморские “качульные” песни, те частушки, которые, исполняли в старину у нас, на Севере?

“Поморские качельные частушки”, р. н. м. (исполняет учитель)

– Весна красна на проходе,
Пасха на приходе,.
Сулился милый с моря быть,
Карбас* с моря приводить.
– На качуле я качаюсь,
Ой, скучаю без дружка.
Не пущу свово на Мурман,
Там крутые бережка.
– Светла Пасха приходи,
С моря весточку неси.
С морюшка со синего,
С промысла трещиного*.

Учитель:

– Какова музыка “Поморских качельных частушек”? (Более медленная, распевная, сдержанная)

  • В каком ладу прозвучали поморские частушки? (В мажоре)
  • Понравились вам поморские “качульные” песни?
  • В поморских частушках встречается много новых слов. Посмотрите на доску:
    карбас – беломорская лодка на 4 – 10 вёсел с парусами; на ней рыбаки – поморы охотились на морского зверя;

трещиный (промысел) – промысел рыбы трески.

Учитель:

  • В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? (балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)
  • Выходите, музыканты, поскорей!

В святу Пасху нам сыграйте веселей!

Р. н. м. “Калинка”

Исполнение в оркестре.

Учитель:

  • Ребята! Какой характер р. н. мелодии “Калинка”? (Напевный, песенный; плясовой, весёлый)
  • Какая форма? Почему? (Двухчастная; в музыке есть контрастная смена настроений)
  • Музыка танцевальная или песенная? (И танцевальная, и песенная)
  • Дети, с каким праздником русского народа мы познакомились?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Давайте закончим наш урок – концерт весёлой русской народной песней.

Р. н. п. “Пойду ль я”

Исполняется с ксилофоном.

 


Религиозное верование предполагает принятие определенных утверждений (догматов), например, об устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах жизни, преподанных Богом.

В религиозных учениях, скажем христианстве, мусульманстве, буддизме, правила поведения формируются либо прямо, либо преподносятся в форме притч и принимаются в качестве абсолютно достоверных на все времена.

Как Вы думаете, какое место церковные обряды занимают в жизни современных людей?

Крещение, причастие, воскресная обедня, порядок религиозных празднеств и связанные с ними обычаи, посты, особенности кухни – не только предписания религии, но и часть многовекового жизненного уклада, это – национальная традиция. А традиция, как вы знаете, не создается в однолетье, и полный отказ от нее означает ослабление национальных корней.

Какие религиозные праздники Вы знаете?

Одним из главных христианских праздников является ПАСХА.

Ученик. ПАСХА – это ежегодное воспоминание и празднование тайны искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Название “Пасха” является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, в память о важнейшем для Израиля событии – чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э.. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника. Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.

Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее, у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.

Ученик. В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника “Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа “Воистину воскресе!” говорили: “А у меня рыба есть!”, чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде – увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр – узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы “молили паску”, то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых “волочебники” или “христованники”, которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: “Христос воскрес, сыне Божий!”.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего – катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” – битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников. На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.

Учитель. Сейчас мы с вами прослушаем две песни Олега Скобли: “Одинокий крик” и “Звонят колокола”. Я хочу, чтобы вы, как и я, услышали в этих песнях раскаяние и боль, светлую печаль и надежду.

Иерей Олег Скобля во многом разделил судьбу российских интеллигентов своего времени. Талант артиста позволил ему окончить театральный институт. Однако поиски путей духовного совершенствования ведут его в другую сторону. Олег Скобля заканчивает Санкт – Петербургскую Духовную Семинарию и принимает духовный сан.

Талантливый человек – талантлив во всем. Богом данный талант артистический дар иерея Олега Скобля воплотился в полной мере в его удивительных песнях. Отец Олег сам пишет музыку и стихи, сам поет и играет на гитаре, зачастую вместе со своими друзьями, известными музыкантами, и его песни своей высокой духовностью и художественными достоинствами привлекли огромное количество почитателей. Все, что составляет содержание этих песен, несет людям свет и очищение – то, что греки назвали бы катарсисом и то, что практически невозможно испытать, обратившись к современным популярным песням.

(Звучат песни Олега Скобли)

Учитель. Многие люди, в том числе и молодые, пытаются найти ответы на самые животрепещущие и вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти.

Большинство проблем человеческой нравственности было поставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Молодой человек взрослея, сталкивается с наплывом чувственности, со злом и несправедливостью в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Сейчас нам предстоит посмотреть фильм американского режиссера и актера Мела Гиббсона “Страсти Христовы”. Посмотрев данный фильм, возможно, вы откроете для себя мир вечного нравственного поиска.

В фильме “Страсти Христовы” сделана попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве. И суд над ним завершается смертным приговором. Иисуса приводят к прокуратору Иудеи Пилату…

На доске вы видите вопросы, на которые нам предстоит обсудить по окончании просмотра фильма.

Просмотр фильма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: