Особенности межличностных отношении подростков




В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V - VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

В VII - VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой - происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем - интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.).

28)Подростки "группы риска"

В настоящее время понятие «подростки группы риска» используется в сфере разных наук, но особенно часто встречается в психологии и педагогике. Но прежде чем раскрыть данное понятие, проведем краткий анализ исследований, посвященных изучению подросткового возраста, и представим общую характеристику данного периода. Переход к подростковому возрасту рассматривается как переломный, трудный этап, который характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Подростничесво – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности [Немов, 2005].

Подростковый возраст, по мнению Л.И. Божович, является периодом, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения [Фельдштейн Д.И., 1995].

Д.И. Фельдштейн считает, что «подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст бурной активности, инициативности, жажды деятельности». Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Автор выделяет три стадии развития подростков: 10-11 лет (I стадия), 12-13 лет (II стадия), 14-15 лет (III стадия) [Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., 2003].

Очень часто в литературе встречается понятие «трудный» или ребенок, относящийся к «группе риска». Что значит «группа риска»?

Понятие «группа риска» было впервые употреблено в медицине; под ним предполагалось обозначать категорию людей, предрасположенную к той или иной болезни по определенным показателям. На сегодняшний день данное понятие используется в психологии, педагогике, криминологии, а также в других науках и относится, прежде всего, к детям.

Дети «группы риска» являются предметом исследования различных отраслей в области научного знания, вследствие чего носят междисциплинарный характер изучения, который обусловливается многогранностью и сложностью этого феномена [Бадараева С.Ж., 2007]. Дети «группы риска» – это те дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.

С психологической точки зрения слово «риск» означает большую вероятность того, как правило, отрицательного, нежелательного, что может произойти или нет. Склонность к риску – это не просто личностное качество. Оно неодинаково проявляется в разных условиях. А.П. Альгин отмечает, что если система планирования ориентирована, прежде всего, на количественные показатели и основана на администрировании, то, очевидно, немного найдется смельчаков в таких условиях идти на риск [Альгин А.П., 1989]. На сегодняшний день понятие «дети группы риска» считается общепринятым. В мировой науке существует целый феноменологический список, определяющий различного рода нарушения в поведении подростков. Это такие феномены как девиантное поведение, аддиктивное, асоциальное поведение, дезадаптированное поведение, суицидальное поведение, агрессивное поведение и аутоагрессивное поведение и многие другие [Болеев Т.К., 2009].

В нашей работе термин «группа риска» вводится для обозначения особой группы подростков. Группой риска называют подростков, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения. Можно выделить следующие категории:

неуспевающие учащиеся;

подростки, бросившие школу или регулярно ее прогуливающие;

подростки с отклоняющимся (от правовых и нравственных норм) поведением;

сбежавшие из дома подростки;

подростки, начавшие употреблять ПАВ;

гомосексуалы;

одинокие матери-подростки.

Для подростков группы риска характерен особый процесс социализации. Они проживают большую часть своей жизни, как правило, в различных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой или же в неблагополучной семье. Подростки группы риска общеобразовательных школ стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно и не зависеть ни от кого, но с другой стороны, почему-то боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без помощи родителей или родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Но такая двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности подростка своей жизнью и собой. Находясь в критической ситуации, под влиянием различных факторов подростки, таким образом, продвигаются к так называемой группе «риска». Нежелательными факторами, которые воздействуют на подростков с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность.

Выявление негативных влияний на подростков затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразных факторов. В свое время Б.Г. Ананьев отмечал, что развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека [Ананьев Б.Г.,1980]. Чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов.

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы, а также силы, связанные с взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Имеется ряд других факторов, которые оберегают подростка от негативного влияния факторов риска, они называются защитными факторами. Факторы защиты – те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска [Пережогин Л.О., 2003]. Наиболее подробно факторы риска и защитные факторы мы отобразили в таблице.

Таким образом, опираясь на знание о факторах риска и факторах защиты, мы можем проанализировать жизненную ситуацию подростка. И, исходя из особенностей этой ситуации, помимо непосредственной социальной и психологической помощи, мы можем спланировать профилактическую программу, позволяющую существенно снизить вероятность попадания подростка в группу «риска».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: