Практическое занятие № 1
Педагогическая психология как наука и сфера практической деятельности
Вопросы для самоподготовки и обсуждения
1. Предмет и задачи педагогической психологии.
2. Гуманитарные идеалы научности и принципы педагогической психологии.
3. Стратегия исследования и стратегия формирования.
4. Функции психолога, работающего в образовании.
5. Принципы построения психодиагностической работы школьного психолога.
6. Нормативно-правовое обеспечение работы психолога в образовании.
7. Методы психологической помощи и поддержки.
Основная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. СПб.: Питер, 2001.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.
3. Журавлев Д. Психодиагностика в школе: задачи, специфика, этика // народное образование. 2005. № 2
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека6 развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.
Дополнительная литература
1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Практическое занятие № 2
Теоретические и практические основы создания психологической службы в школе
Вопросы для самоподготовки и обсуждения
1. Объективные предпосылки появления педагогической психологии как науки и сферы практической работы в России.
2. Принципы педологии как комплексной науки о ребенке.
3. История становления педагогической психологии в России.
4. Модели работы психолога в образовании (исторический аспект).
5. Цели и задачи психологической службы в современном образовании.
6. Стратегия и тактика вхождения психолога в школьную жизнь.
Основная литература
1. Басов М.Я. Избранные психологические труды. М., 1975.
2. Блонский П.П. Педология: книга для преподавателей и студентов вузов. - М.: Владос, 2000.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996.
5. Зеньковский В.В. Психология детства: учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
Дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.
3. Макаренко А.С. Соч.: 2-е изд. М., 1957. Т. 4.
4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
5. С чего начинается личность / под ред. Р.И. Косолапова. М: Политиздат, 1979.
Практическое занятие № 3
Развитие системы образования в современной России
Вопросы для самоподготовки и обсуждения
- Основные направления современной школы. Когнитивно-ориентированная и личностно-ориентированная парадигма в образовании.
- Основные проблемы современной общеобразовательной школы.
- Характеристика основных процессов современного образования (технологизация, информатизация, компьютеризация, экологизация, профилизация, гуманитаризация, активизация).
- Основные формы организации образовательного процесса в школе.
Основная литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Педагогическая психология /Под ред. Клюевой Н.В.. – М.: Владос, 2004.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2003
Дополнительная литература:
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 2001.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
- Кудрявцев В.Г. Развитое детство и развивающееся образование: культурно-исторический подход. – Дубна, 1997.
- Образование в конце 20 века (материалы «круглого стола»// Вопросы философии. – 1992. - № 9.
- Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М., 2002.
7. Проблемы психологии образования. Сб. статей. / Под ред. А.А. Вербицкого. – М., 1994.
- Философско - психологические проблемы развития образования. – М., 1981 (Гл. 3, 4).
Статьи:
1. Валицкая А.П. Современные стратегии образования //Педагогика. – 1997. - № 2.
2. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. – 1997. - № 5.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Репродуктивные задания:
- Словарная работа:
Воспитание, дидактика, обучение, опыт, педагогика, педагогическая психология, педология, психика, психическое развитие, психология, развитие, сенситивные периоды развития, образование, технологизация, информатизация, компьютеризация, экологизация, профилизация, гуманитаризация, активизация.
1. Подготовить сообщение с видеопрезентацией на тему (на выбор):
· Педагогическая психология как наука
· Педагогическая психология как сфера практической деятельности
· История развития педагогической психологии
Частично-поисковые задания
1. Создать аннотированный список литературы по данному разделу.
2. Составить интеллект-карту «Педагогическая психология».
Творческие задания:
1. Подготовить доклад на студенческую конференцию по теме: «Современная система образования в России: проблемы и перспективы развития».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ | |
https://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm | Сервер, посвященный Л.С. Выготскому |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html | Лаборатория психологии учения ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html | Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html | Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html | Лабораторию профессионального развития личности ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html | Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html | Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html | Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО |
https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html | Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО |
https://www.genesis.ru/pedologia/home.htm | Сайт журнала "Педология" |
https://www.voppsy.ru/ | Сайт журнала "Вопросы психологии" |
https://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html | Статья Струкчинской Е.М. "Л.С. Выготский о педологии и смежных с нею науках" |
https://flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml | Электронная версию книги Обуховой Л.Ф. |