МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По дисциплине «Вагоны (общий курс)»
к выполнению лабораторной работы № 3
ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Специальность 1508000 Вагоны
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
Составил: Якушкина М.Н.
Иркутск 2001
Лабораторная работа № 3
ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Цель работы: изучение конструкции тележек грузовых вагонов
Тележки служат для направления движения вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь, а также восприятия тяговых и тормозных сил и обеспечения движения вагона с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода.
Краткие сведения из теории
Тележка модели 18-100 (типа ЦНИИ-ХЗ)
Тележка модели 18-100 (рис.13) состоит из двух колесных пар с четырьмя буксами, двух литых рам, двух комплектов центрального рессорного подвешивания, надрессорной балки и тормозной рычажной передачи. Тормоз тележки колодочный с односторонним нажатием колодок.
Рис.13. Тележка модели 18-100 (типа ЦНИИ-ХЗ):
1 - колесная пара с буксами на роликовых подшипниках;
2 - боковая рама; 3 - надрессорная балка; 4 - скользун;
5 - фрикционный клин; 6 - фрикционная планка; 7 - подпятник.
Боковая рама тележки отлитаиз низколегированной стали 20ФЛили 20ГЛФ. Рама имеет пояса и колонки, которые в середине образуют проем для центрального рессорного подвешивания, а по концам - буксовые проемы. Сечения наклонных поясов и вертикальных колонок корытообразной формы. Горизонтальный участок нижнего пояса имеет замкнутое коробчатое сечение.
По бокам среднего проема расположены направляющие, ограничивающие поперечные перемещения фрикционных клиньев, а внизу сделана опорная поверхность для установки рессорного комплекта. С внутренней стороны к этой поверхности примыкают полки, являющиеся опорами для наконечников триангелей в случае обрыва подвесок, которыми триангели подведены к кронштейнам боковой рамы. В местах расположения фрикционных клиньев в каждой колонке рамы приклепано по одной планке. На внутренней плоскости наклонного пояса рамы отлиты пятьшишек, часть которых срубается при сборке тележек, подбирая боковины в зависимости от расстояния между наружными челюстями буксовых проемов.
|
На верхнем поясе боковой рамы расположены кронштейны для крепления подвесок тормозных башмаков. Буксовые проемы имеют в верхней части кольцевые приливы, которыми рама опирается на буксы, а по бокам - челюсти.
Надрессорная балка отлита из стали 20ФЛ или 20ГФЛ. Она имеет замкнутое коробчатое сечение и изготовляется вместе с подпятником, опорами для размещения скользунов и гнездами для фрикционных клиньев.
Рессорное подвешивание тележки 18-100 имеет два комплекта, размещенные в рессорных проемах левой и правой боковых рам. В каждый комплект входит пять, шесть или семь двухрядных цилиндрических пружин и два фрикционных гасителя колебаний. Количество пружин зависит от грузоподъемности вагона.
Трехосная тележка УВЗ-9М
Тележка (рис.14) предназначена для шестиосных вагонов отечественных железных дорог и имеет четыре боковые рамы, три колесные пары с буксами, два балансира, шкворневую балку с подпятником, две надрессорные балки, четыре комплекта рессорного подвешивания и тормозную рычажную передачу.
|
Боковая рама тележки литая. В средней части рамы имеется проем для размещения рессорного комплекта и надрессорной балки. На одном конце рамы предусмотрен проем для буксы, а на другом имеется хобот для опоры на противоположное плечо балансира средней колесной пары. Боковые рамы взаимозаменяемы по диагоналям.
Шкворневая балка выполнена в виде Н-образной отливки. В шкворневом узле балки сделано гнездо подпятника и отверстие для шкворня. На концах балки имеются челюсти и приливы для размещения надрессорных балок, а также отверстия для болтов, соединяющих надрессорные балки со шкворневой. В средней части продольных элементов приварены кронштейны скользунов.
Балансир представляет собой стальную отливку в виде коромысла с центральным проемом для размещения буксы средней колесной пары. По концам балансир имеет отверстия для соединения с хоботами боковых рам при помощи валиков.
Надрессорная балка тележки литая, коробчатого сечения. На одной вертикальной стене расположены направляющие выступы для челюстей шкворневой балки, а на другой - кронштейны с отверстиями для болтов соединения надрессорных и шкворневых балок.
Рессорное подвешивание тележки имеет четыре комплекта рессорного подвешивания, каждый из которых состоит из четырех двухрядных цилиндрических пружин и одного пружинно-фрикционного амортизатора.
Рис.14. Тележка УВЗ-9М:
1 - колесная пара с буксами на роликовых подшипниках; 2 -боковая рама;
3 - рессорный комплект; 4 - консоль боковой рамы; 5 - шкворневая балка;
|
6 - балансир; 7 - надрессорная балка; 8 - рычажная передача тормоза.
Четырехосная тележка
Четырехосные тележки (рис.15) подкатывают под кузова вагонов большой грузоподъемности. Конструкция тележки состоит из двухосных тележек модели 18-100, связанных между собой соединительной балкой, у которой по концам в нижней части имеются два пятника и по два скользуна, которыми она опирается на подпятники и скользуны надрессорных балок двухосных
тележек.
В средней части соединительной балки сверху расположены подпятник, служащий опорой для пятника рамы вагона, и скользуны, поддерживающие кузов при действии боковых сил.
Рис.15. Четырехосная тележка:
1 - боковая рама; 2 и 4 - пятники; 3 - подпятник; 5 -соединительная балка.
Тележка КВЗ-И2
Тележка (рис.16) предназначена для рефрижераторных вагонов, эксплуатирующихся со скоростями до 120 км/ч. Она состоит из двух колесных пар с буксовыми узлами на роликовых подшипников, буксовой и центральной ступеней рессорного подвешивания, рамы и тормозного оборудования.
Рама тележки сварная и образована двумя продольными боковыми, двумя средними поперечными и четырьмя вспомогательными продольными балками.
Буксовая ступень рессорного подвешивания включает два стальных литых шпинтона и две однорядные пружины, которые через резиновые шайбы опираются на кронштейны буксы, поддерживая раму тележки. Каждый шпинтон крепится к продольной балке рамы тележки при помощи четырех болтов. На нарезную часть шпинтона навертывается гайка так, что между шайбой и кронштейном буксы остается зазор.
Центральное подвешивание тележки состоит из надрессорной балки сварной конструкции, двух эллиптических рессор, подрессорной балки, двух люлечных балок, четырех люлечных подвесок и предохранительных скоб.
Штампованная подрессорная балка вместе с подрессорными планками крепится болтами к подлюлечным балкам.
Рис.16. Тележка КВЗ-И2:
1 - пружина надбуксового подвешивания; 2 - рычажная передача тормоза;
3 - колесная пара с буксами; 4 - рама; 5-центральное рессорное подвешивание; 6 - люлечная подвеска; 7 - люлечная балка; 8 - подпятник; 9 - надрессорная балка; 10 - горизонтальный скользун.