Тема «Сущность и особенности процесса воспитания. Диагностика воспитанности»
Задание.
1. Определение воспитания.
2. Подходы к определению цели воспитания (социальный, психологический культурологический, профессионально-педагогический).
3. Признаки, свойства и особенности воспитания. Движущие силы воспитательного процесса.
4. Традиционное (авторитарное); личностно-ориентированное воспитание – ее направления и приоритеты.
5. Структура (компоненты) воспитательной деятельности.
6.Классификации видов воспитания (по институту, содержанию, и др.)
7. Сущность основных понятий: воспитанность, диагностика воспитанности. Показатели и критерии воспитанности. Система методов диагностики воспитанности школьника.
Заполнить таблицу:
Воспитание | Определение и задачи | Методы, свойства, формы, отношения | Связь с другими видами воспитания |
1. Физическое воспитание | |||
2. Нравственное воспитание | |||
3. Семейное и поло-ролевое воспитание | |||
4. Правовое воспитание | |||
5. Трудовое воспитание | |||
6. Экологическое воспитание | |||
7. Умственное воспитание | |||
8. Художественное воспитание |
Тема «Приемы и методы воспитания»
Ключевые понятия: Метод воспитания, прием, созидающий прием, тормозящий прием.
1. Дайте определение методам воспитания.
2. Назовите конкретные методы воспитании и различные подходы к их классификации.
3. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания. Созидающие и тормозящие приемы.
4. Что может относится к средствам воспитания?
Творческие задания:
1. Изучите один из методов воспитания. Подготовьте краткий рассказ для своих коллег. В рассказе раскройте следующие пункты: суть метода и его характерные черты, его плюсы и минусы, ситуации его применения (пример, наказание, поощрение, убеждение, дискуссия, метод моральных диллем и др.)
|
2. Изучите характеристику созидающих и тормозящих приемов воспитания, представленных в данной таблице. Смоделируйте педагогические ситуации, отражающие использование нескольких созидающих и тормозящих приемов.
ПРИЕМ | ХАРАКТЕРИСТИка | |
С озидающие приемы | ||
Убеждение | Разъяснение и доказательство правильности определенного поведения, либо недопустимости какого-либо поступка. | |
Поощрение | Содействует корректированию поведения. | |
Доброта, внимание, забота | Более необходим, если ребенок обижен. | |
Обходное движение | Защита воспитанника от обвинения коллектива | |
Просьба | Предполагает незаметность пед. замысла, в результате этот замысел не вызывает сопротивления у школьника. | |
Показ умений и превосходства учителя | Способствует повышению авторитета учителя и ведет к положительным изменениям в поведении учащихся | |
Активизация чувств ребенка | Создание незаметно для ученика таких обстоятельств, которые активизируют глубоко скрытые чувства и на их основе воспитываются благородные стремления. | |
Опосредование | Учитель достигает изменений в поведении учащихся не прямым указанием, а посредством поставленного условия, выполнив которое, он получает возможность удовлетворить свои потребности. | |
Фланговый подход | Учитель, умело затрагивая чувства учащегося при совершении им поступка, избегает наказания и побуждает к хорошему поведению. | |
Пробуждение гуманных чувств | Учитель обращает внимание учащихся на трудности людей и способствует этим совершению хороших поступков | |
Проявление огорчения | Учитель, обнаружив проступок, проявляет искреннее огорчение, обращенное к учащимся, в котором выражает доверие и уважение к ним, ибо он не мог ожидать от них этого. | |
Моральная поддержка, укрепление веры в себя | Учитель создает ситуацию, в которой ученик может проявить себя лучшим образом. | |
Организация успеха в учении | Предполагает работу с «отстающими» учениками. При малейших сдвигах учитель подчеркивает достижения и поощряет ученика | |
Доверие | Поручение учащемуся определенного ответственного дела. | |
Вовлеченность в интересную деятельность | Предполагает создание условия для деятельности, где проявляются и развиваются лучшие качества учащихся | |
Нравственное уважение | Организация обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие определенных черт характера. | |
Тормозящие приемы | ||
Параллельное педагогическое действие | Качественное воздействие на ученика через посредство коллектива. | |
Приказание | Выражается в категорическом требовании учителя, рассчитывающего, что ученик беспрекословно его выполнит. | |
Ласковый упрек | В случае случайности и незлостности поступка ученика, разговор с ним учитель ведет в дружелюбном тоне, подчеркивая даже положительную сторону его личности. | |
Намек | Создание учителем обстоятельств, при которых ученик сам должен прочувствовать свою вину. | |
Мнимое безразличие | Создание пед. обстановки, в которой провинившиеся учащиеся почувствовали неуместность своего поведения и добровольно от него отказались. | |
Ирония | Создание пед. обстановки, в которой учащийся-нарушитель поставлен в смешное положение перед коллективом и в результате сам испытывает стыд. Высмеивание прочих без оскорбления личности учащихся. | |
Развенчание | Создание пед. ситуации, в которой в присутствии коллектива подчеркиваются недостатки зазнавшегося, самоуверенного учащегося и выделяются достоинства других учащихся, снижается авторитет «зазнайки» | |
Мнимое недоверие | Создание пед. обстановки, в которой недоверие уважаемого учителя, задевая самолюбие ученика, должно активизировать волю учащегося на преодоление собственных недостатков. | |
Проявление возмущения | Учитель, выражая возмущение, раскрывает недостойность поступка учащегося и рассчитывает затронуть его благородные чувства, вызвать стыд и желание исправить свою вину. | |
Осуждение | Выражается в высказываниях, раскрывающих нарушение определенных норм. Осуждение должно быть справедливым. | |
Наказание | Должно вызвать у учащихся сожаление о своем поступке и намерение не повторять подобного. Должно быть справедливым. | |
Предупреждение | Учитель вызывает у учащихся тревогу, опасение и на их основе желание предотвратить неприятные последствия. | |
Возбуждение тревоги о настоящем наказании | Учитель действием или словом дает понять учащемуся, что о проступке он знает, но не проявляет немедленно своего отношения к случившемуся и обещает поговорить спустя некоторое время. | |
Взрыв | Создание пед. обстановки, в которой у учащихся возникают новые сильные чувства. | |
|