Тема «Приемы и методы воспитания»




Тема «Сущность и особенности процесса воспитания. Диагностика воспитанности»

 

Задание.

1. Определение воспитания.

2. Подходы к определению цели воспитания (социальный, психологический культурологический, профессионально-педагогический).

3. Признаки, свойства и особенности воспитания. Движущие силы воспитательного процесса.

4. Традиционное (авторитарное); личностно-ориентированное воспитание – ее направления и приоритеты.

5. Структура (компоненты) воспитательной деятельности.

6.Классификации видов воспитания (по институту, содержанию, и др.)

7. Сущность основных понятий: воспитанность, диагностика воспитанности. Показатели и критерии воспитанности. Система методов диагностики воспитанности школьника.

 

Заполнить таблицу:

 

Воспитание Определение и задачи Методы, свойства, формы, отношения Связь с другими видами воспитания
1. Физическое воспитание      
2. Нравственное воспитание      
3. Семейное и поло-ролевое воспитание      
4. Правовое воспитание      
5. Трудовое воспитание      
6. Экологическое воспитание      
7. Умственное воспитание      
8. Художественное воспитание      

 


Тема «Приемы и методы воспитания»

Ключевые понятия: Метод воспитания, прием, созидающий прием, тормозящий прием.

1. Дайте определение методам воспитания.

2. Назовите конкретные методы воспитании и различные подходы к их классификации.

3. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания. Созидающие и тормозящие приемы.

4. Что может относится к средствам воспитания?

Творческие задания:

1. Изучите один из методов воспитания. Подготовьте краткий рассказ для своих коллег. В рассказе раскройте следующие пункты: суть метода и его характерные черты, его плюсы и минусы, ситуации его применения (пример, наказание, поощрение, убеждение, дискуссия, метод моральных диллем и др.)

2. Изучите характеристику созидающих и тормозящих приемов воспитания, представленных в данной таблице. Смоделируйте педагогические ситуации, отражающие использование нескольких созидающих и тормозящих приемов.

 

ПРИЕМ ХАРАКТЕРИСТИка
С озидающие приемы
Убеждение   Разъяснение и доказательство правильности определенного поведения, либо недопустимости какого-либо поступка.
Поощрение Содействует корректированию поведения.
Доброта, внимание, забота Более необходим, если ребенок обижен.
Обходное движение Защита воспитанника от обвинения коллектива
Просьба Предполагает незаметность пед. замысла, в результате этот замысел не вызывает сопротивления у школьника.
Показ умений и превосходства учителя Способствует повышению авторитета учителя и ведет к положительным изменениям в поведении учащихся
Активизация чувств ребенка Создание незаметно для ученика таких обстоятельств, которые активизируют глубоко скрытые чувства и на их основе воспитываются благородные стремления.
Опосредование Учитель достигает изменений в поведении учащихся не прямым указанием, а посредством поставленного условия, выполнив которое, он получает возможность удовлетворить свои потребности.
Фланговый подход   Учитель, умело затрагивая чувства учащегося при совершении им поступка, избегает наказания и побуждает к хорошему поведению.
Пробуждение гуманных чувств Учитель обращает внимание учащихся на трудности людей и способствует этим совершению хороших поступков
Проявление огорчения   Учитель, обнаружив проступок, проявляет искреннее огорчение, обращенное к учащимся, в котором выражает доверие и уважение к ним, ибо он не мог ожидать от них этого.
Моральная поддержка, укрепление веры в себя Учитель создает ситуацию, в которой ученик может проявить себя лучшим образом.
Организация успеха в учении Предполагает работу с «отстающими» учениками. При малейших сдвигах учитель подчеркивает достижения и поощряет ученика
Доверие Поручение учащемуся определенного ответственного дела.
Вовлеченность в интересную деятельность Предполагает создание условия для деятельности, где проявляются и развиваются лучшие качества учащихся
Нравственное уважение Организация обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие определенных черт характера.
 
Тормозящие приемы
Параллельное педагогическое действие   Качественное воздействие на ученика через посредство коллектива.
Приказание   Выражается в категорическом требовании учителя, рассчитывающего, что ученик беспрекословно его выполнит.
Ласковый упрек В случае случайности и незлостности поступка ученика, разговор с ним учитель ведет в дружелюбном тоне, подчеркивая даже положительную сторону его личности.
Намек Создание учителем обстоятельств, при которых ученик сам должен прочувствовать свою вину.
Мнимое безразличие Создание пед. обстановки, в которой провинившиеся учащиеся почувствовали неуместность своего поведения и добровольно от него отказались.
Ирония Создание пед. обстановки, в которой учащийся-нарушитель поставлен в смешное положение перед коллективом и в результате сам испытывает стыд. Высмеивание прочих без оскорбления личности учащихся.
Развенчание Создание пед. ситуации, в которой в присутствии коллектива подчеркиваются недостатки зазнавшегося, самоуверенного учащегося и выделяются достоинства других учащихся, снижается авторитет «зазнайки»
Мнимое недоверие Создание пед. обстановки, в которой недоверие уважаемого учителя, задевая самолюбие ученика, должно активизировать волю учащегося на преодоление собственных недостатков.
Проявление возмущения Учитель, выражая возмущение, раскрывает недостойность поступка учащегося и рассчитывает затронуть его благородные чувства, вызвать стыд и желание исправить свою вину.
Осуждение Выражается в высказываниях, раскрывающих нарушение определенных норм. Осуждение должно быть справедливым.
Наказание Должно вызвать у учащихся сожаление о своем поступке и намерение не повторять подобного. Должно быть справедливым.
Предупреждение Учитель вызывает у учащихся тревогу, опасение и на их основе желание предотвратить неприятные последствия.
Возбуждение тревоги о настоящем наказании Учитель действием или словом дает понять учащемуся, что о проступке он знает, но не проявляет немедленно своего отношения к случившемуся и обещает поговорить спустя некоторое время.
Взрыв Создание пед. обстановки, в которой у учащихся возникают новые сильные чувства.
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: