Форма проведения: конкурсно-игровая лингвистическая познавательная программа




Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей светлой, уютной библиотеке. Давайте знакомиться – меня зовут…, а чтобы я могла узнать имя каждого из вас, предлагаю вам поиграть в игру «Змейка»:я даю одному из вас мяч, и этот ребёнок называет своё имя, потом передаёт его своему соседу и так далее. Итак, …(проводится игра с мячом)

Молодцы, ребята, я рада с вами познакомиться. А чтобы вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии, попробуйте отгадать мою загадку:

Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет, никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Как вы думаете, что это? (Имя.) Конечно же, это имя. Без него нельзя обойтись ни одному человеку, и оно радует слух лучше самой приятной музыки. А знает ли кто-нибудь из вас, что обозначает его имя? Знаете ли вы, когда у каждого из вас именины и что это такое? Сегодня мы с вами и поговорим о наших именах, и попробуем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

1 часть занятия (познавательная)

Рассказ ведущего: Как вы думаете, ребята, как появились имена людей? Когда это произошло? Зачем? Происхождение имён уходит своими корнями в глубокую древность и покрыто слоем разных легенд. Точного времени, когда в речи начали выделять группу «имена собственные», не известно, но учёные – историки установили, что уже в III веке до н. э. философ Хрисипп относил их к отдельной группе слов. Итак, представьте себе то время, когда люди живут в пещерах, ведут какое-то хозяйство и практически ничего не знают о мире вокруг, за пределами своего поселения, нет никаких знаний о медицине, о географии, о многом другом, что для нас, современных людей, кажется привычным и обыденным. Древний человек только начинал познавать, изучать окружающий его мир, удивлялся чего-то новому и неизведанному, старался понять природу бытия. И,конечно же, давал названия всему тому, что видел вокруг: природным явлениям: дождь, снег, ветер, солнце, вода; предметам, которые его окружали: дерево, скала, ручей, зверь, птица, ребёнок (человеческий детёныш), соплеменник; давал характеристику окружающим вещам: холодно, горячо, безопасно или нет. Конечно же, была необходимость общаться с соплеменниками, и так в речи возникли, появились самые первые, самые древние имена. Изначально они не были придуманы специально для обозначения какого-то конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: названия животных, природных явлений, растений, времён года, небесных тел, богов и т.д.(Ива, Река, Волк, Дождь). Но древние загадочные имена довольно часто давались людям, исходя из: черт характера, внешности, образа жизни, особенностей поведения и т.п. (Нос, Говорун, Блуждалец). Так, самый высокий человек в племени мог носить имя Скала, а самый тихий – Мышь.

Ещё в древности люди стали понимать, что имя, данное человеку, может влиять на его судьбу различным способом. Тогда они начали выбирать такие имена, которые обозначали бы что-то хорошее. В африканских и индейских племенах детей называли так, чтобы имя звучало отталкивающе, отпугивало злых духов и нечисть. Также в истории довольно частым было явление, когда у ребёнка было 2 имени: одно знали только он и его родители, а другое – общее, которым его могли называть все. А в Китае, например, ребёнок получал первое своё имя при рождении, второе – когда шёл в школу, а третье (взрослое имя)- когда достигал совершеннолетия.

А как же обстояло дело с выбором имён у наших предков, славян? Так же, как и у всех древних народов. Люди из простых семей, неграмотные, необразованные, называли своих детей, сравнивая их с различными предметами или животными., поэтому многим был понятен смысл, стоящий за именем человека. Например, сильному мальчику могли дать имя Медведь, хитрому –Лис. А бывало, что родители особенно не задумывались и просто именовали своих детей по номеру рождения: первого ребёнка в семье называли Первак, второго – Вторак, третьего – Третьяк и т.д. При выборе имени для ребёнка учитывались и обстоятельства его рождения, например, если в семье появлялся долгожданный ребёнок, его называли Ждан, а бывало, что и наоборот, тогда жить человеку всю жизнь приходилось с именем Неждан или Нечайко. Внешние признаки тоже учитывались при выборе имени для ребёнка. Например, если малыш рождался худеньким, его могли назвать Худяк, со светлыми волосами – Беляк или Белка, с русыми волосами - Русинко. Но чаще всего учитывали не только внешность, но и характер ребёнка, манеру его поведения. Например, если малыш был беспокойным, крикливым, его называли Буян, если очень подвижным – Прыгун, если девочка была тихой, её называли Молчанка, а если весёлой, смешливой – Забавой или Смеяной. (Давайте вспомним с вами русскую народную сказку про царевну, которая никогда не смеялась, а только плакала. Как её звали? Царевна - Несмеяна). Среди древнерусскмх имён были и такие, которые дошли до наших дней- Вадим, Всеволод, Добрыня, Ждан, Любава, Богдан (Богдана), Милован. Возможно, среди ваших друзей, знакомых или одноклассников есть ребята с такими именами.

Вы можете спросить, ребята, у ваших родителей, бабушек и дедушек, других родственников, было ли у вас, когда вы были маленькими, какое– нибудь необычное имя, больше похожее на прозвище? Наверняка было. Попросите ваших близких объяснить, почему вас звали именно так.

Демонстрируется видеоклип «Ласковые имена»

Некоторые из вас могут спросить, а как же появились современные имена, такие, как у ваших одноклассников и друзей, братьев и сестёр, мам и пап? Возможно, поменялась мода? Менялась и мода на имена тоже, но был один важный исторический момент, когда люди стали именоваться совсем другими именами, более привычными для нас.

Демонстрируется видео «Крещение младенца».

-Какой обряд вы сейчас посмотрели? Кто из вас крещён? Кто-то из вас когда-нибудь присутствовал на обряде крещения? Какие чувства у вас вызывает это видео?

Давайте немного обратимся к истории. До Х века наши предки-славяне не верили в какого-то единого Бога, они были язычниками, верили во множество богов, почитали их и поклонялись им. Они считали, что всему вокруг покровительствует какое-то божество: есть бог Огня и бог Солнца, Бог Реки и бог Ветра, богиня Земли и бог – повелитель всех животных и т.д. И вот в 988 году великий князь киевский Владимир Святославович решил переменить духовную жизнь подвластной тогда ему Руси. Он крестился сам, принял христианскую веру и повелел креститься всем своим подданным. И вот после этого величественного события появляется совсем другая традиция – давать ребёнку только православное имя. Очень распространёнными были имена апостолов: Андрей, Павел, Пётр, Иоанн и другие. Но кроме славянских православных имён в обиходе стали появляться греческие и римские имена, ведь христианская вера была заимствована, она пришла к нам от других народов. И многие привычные нам современные имена имеют древнееврейские, греческие, римские и скандинавские корни. Например: Александр, Алексей, Анастасия, Варвара, Денис, Елена, Кирилл, Маргарита, Никита, Степан, Татьяна – греческие; Виктор, Максим, павел, Сергей, Валентин, Валерий, Роман, марина, Наталья, Юлия – римские; Даниил, Иван, Илья, Михаил, Анна, Елизавета – еврейские. Сохранились и употребляютсяв современном языке имена, имеющие старославянские корни: это все мужские имена, оканчивающиеся на –слав: Владислав, Вячеслав, Святослав, Мирослав, Ярослав, а также Богдан, Борис, Владимир, Всеволод, из женских имен можно назвать парные мужским имена: Святослава, Ярослава, Владислава, а также Людмила, Лада, Божена, Вера, Злата.

В старину на Руси было принято, что имя ребёнку даёт священник во время проведения обряда крещения. Православная церковь каждый день отмечает день поминовения какого-то православного святого, и именно его именем называли младенца. Под этим понималось, что именно этот святой будет небесным покровителем ребенка, будет защищать его от невзгод и помогать ему на жизненном пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно именины.

Сейчас же выбор имени для малыша зависит только от предпочтения мамы и папы. Спросите у своих родителей, почему они выбрали для вас то имя, которое вы сейчас носите. Бывает, что детей называют в честь любимых родственников. Или, руководствуясь модой, называют детей именами героев книг, популярных актеров кино, певцов, спортсменов, писателей.

2 часть (игровая)

1 задание. «Мальчики-девочки». В коробке напечатаны карточки с именами. Задание: разделить женские и мужские имена. Дети поделятся на 2 команды: одна - мужские имена, вторая – женские. Но будут те, у кого в руках окажутся карточки с такими именами, которые и женские, и мужские: Саша, Женя, Валера, Валя и др. Они выходят к ведущему.

Ведущий: Ребята, что вызвало у вас затруднение? Есть парные имена – они имеют как женскую, так и мужскую форму. Практически каждое имя имеет себе пару, и к любому имени можно подобрать как мужской, так и женский вариант. Но многие из низ устарели, не употребляются в современном мире (а раньше употреблялись!), и поэтому они нам кажутся непривычными. Но есть и такие имена, которые до сих пор у нас на слуху, они не утратили свою популярность. А есть и такие, которые трансформировались, изменились, и, хотя они нам знакомы, мы даже не подозреваем, что у этого имени есть «парное» ему имя. Итак, давайте разбираться.

Володя, Саша, Валя, Даша, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза, Марина, Антон, Максим, Юля, Валера, Света, Оля, Вика, Витя, Виталик, Виталина, Тоня, Таня, Вася, Василиса, Стёпа, Степанида, Федя, Федора, Юлиан, Богдан, Богдана, Жан, Жанна, Антон, Руслан, Руслана, Олег, Ян, Яна, Ваня, Иванна, Настя, Костя, Миша, Коля.

Саша, Валя, Женя, Валера – уже называли, к ведущему должны ещё выйти те дети, у кого карточки с «парными» именами. Вася-Василиса, Антон-Тоня, Стёпа-Степанида, Юля-Юлиан, Федя-Федора, Богдан-Богдана, Жан-Жанна, Руслан-Руслана, Оля-Олег, Вика-Витя, Виталик-Виталина, Ян-Яна, Ваня-Иванна.

Ведущий: Вы все молодцы, ребята, все отлично справились с заданием. Хочу вам ещё раз напомнить, что практически все древнерусские имена, оканчивающиеся на –слав, имеют женскую пару, хотя они вам в этом задании и не встретились.

2 задание. «Повторенье – мать ученья». Все дети садятся на свои места, остаются с карточками, на которых написаны имена «Настя» и «Костя».

Ведущий: Ребята, давайте повторим с вами одно правило русского языка. Кто объяснит мне, почему в именах Настя и Костя после буквы «с» не пишется ь?

Ответ детей: (правило: буквенные сочетания ЧК, ЧН пишутся без Ь, например: точка, дочка, точно, необычно и др.; буквенные сочетания СТ, СН перед буками И,Е,Ё, Ю, Я и Ь пиши без Ь, например, власть, ластик, мостик, стёкла, Настя)

Проведём орфорграфический диктант: на флипчарте ребёнок пишет слова на повторение правила, остальные проверяют.

Слова для орфографического диктанта: срочно, точка, необычно, Настя, ночка, Костя, мостик, мастер, кисти, листик, кости, фломастер, ластик, мастика, стёкла.

Ведущий: Молодцы, ребята, надеюсь, вы все будете писать и говорить грамотно. А мы переходим к следующему конкурсу.

3 задание: «Я знаю 5 имён» Ведущий бросает мяч и просит назвать:

5 имён, начинающихся на букву В

5 имён, начинающихся на букву К и т.д.

Игру можно усложнить, попросить назвать 5 имён мальчиков, начинающихся на какую-то букву, или девочек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: