Полибза Е.О. аспирант кафедры философии и социологии
Южноукраинского национального педагогического университета
им. К.Д. Ушинского
Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроения широких народных масс, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой – тщательное изучение общественного мнения.
Сам процесс формирования общественного мнения можно рассматривать следующим образом: когда где то происходит какое-либо событие, явление, то индивид или социальная группа могут выразить к нему отношение только после получения информационного сообщения (ИС) об этом событии, явлении. Как правило, ИС поступает с помощью средств массовой информации (однако, это может быть и кино, театр, школа и т.д.).
Очень важен для выработки определённой оценки и комментарий, который будет дан данному информационному сообщению. Например, диктор радио (или телевидения) может после самого текста-сообщения дать какие-то свои оценки.
В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определённых мер, направленных на это получило название «убеждающие коммуникации».
Практически, комментарий является манипуляцией. К манипуляции относятся специальные действия по формированию стереотипов и созданию определённого впечатления или отношения к тому или иному факту, событию. Способы манипулирования общественным мнением опираются прежде всего на средства массовой информации, позволяющие комментировать, регламентировать и проектировать массовое сознание и психику людей.
|
Газеты информационно влияют, то есть навязывают читателям свои комментарии-манипуляции, просеивая и отбирая подлежащие опубликованию материалы, преподнося их в нужном виде читателю. Они акцентируют и соответствующим образом снабжают их броскими заголовками и иллюстрациями, печатая их соответствующим шрифтом и форматом, уделяя им бросающееся в глаза место в газете, а также подготавливая к печати художественно оформляя их на должном уровне профессионального мастерства. В данном случае упор делается на избирательность внимания человека. Даже такими простейшими техническими приёмами можно придать информации повешенную социальную значимость.
Среди средств массовой информации наибольшими манипулятивными возможностями обладает телевидение. Это связано с тем качеством, которое социальные психологи именуют «парасоциальным» характером. Суть его в создании иллюзии «присутствия» при действии, которое показывается на телеэкране. Соответственно этому, в сознании зрителя формируется устойчивая иллюзия «обьективности» и достоверности телевидения. Накладывая свои ощущения подсознательно на ощущения происходящие на экране, зритель зачастую воспринимает видимую информацию как абсолютно достоверную.
Существуют и другие приёмы манипуляции: сенсационная подача материала, использование мифов и стереотипов, цензура и т.д. Признавая обьективный характер манипулирования, необходимо отчетливо осознавать, что расширение его масштабов ведет к деградации мирового общества.
|
Современные масс-медиа открыли новые возможности воздействия, что позволило перенести их с позиции чисто описывающих на позиции, которые формируют ситуацию. Информационная составляющая, влияя на общественное мнение, формируеь процессы принятия решений.
СМИ использует различные методы негативного воздействия на психику. Чаще всего используется следующее:
1. Использование компрометирующих сведений в целях создания негативного образа.
2. Специальное давление определённым образом подобранных негативных факторов о действительности, создание специальных телепередач и рубрик в газетах.
В конце 20 века широкое распространение получили психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики и НЛП. Все они отличаются высокой интенсивностью информационного воздействия на подсознание человека.
Фрагментация информационного потока состоит в подаче огромного количества информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически не возможно. А сущность метода семантического манипулирования состоит в его тщательном отборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом влияющие на восприятие информации (наш человек – разведчик, их – шпион и т.д.).