Современный этап переговорного процесса по присоединению к ВТО.




В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 59 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) – как один член). С 23 февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок в основном завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 г. включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (27) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: ЕС, США, Китаем, Юж. Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Эквадором, Болгарией, Египтом, Канадой, Японией, Индией, Парагваем, Уругваем, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Панамой, Доминиканской республикой и Гондурасом.

Наиболее сложно переговоры продвигались по «таким чувствительным» секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);

3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам.

Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

– либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, а также шифровальной техники;

– приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах;

– приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;

– обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству;

– сокращение возможностей применять экспортные пошлины в качестве инструментов регулирования торговли;

– обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

В настоящее время продолжаются интенсивные переговоры в двустороннем и многостороннем формате по системным вопросам. В том числе, обсуждаются проблемы интеллектуальной собственности, технического регулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер и др.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, возглавляемую Председателем Правительства Российской Федерации. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.

К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Россия на пороге ВТО.

Оценки возможных последствий присоединения к ВТО для отечественной экономики остаются пока во многом противоречивыми – от либерально-оптимистических до алармистских, отсутствует и какая-либо их систематизация. Целью настоящей статьи являются сопоставительный анализ имеющихся экспертных проработок с выходом на их аргументированную равнодействующую, равно как и самостоятельный разбор автором последствий этого самого кардинального шага России на пути формирования в ней рыночной экономики открытого типа.

Из всего многообразия предлагаемых оценок наиболее достоверными представляются выводы группы специалистов Российской Академии наук, согласно которым присоединение России к ВТО «в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в большинстве отраслей промышленности» и потому «не принесет каких-либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики». Конкретно же оно может увеличить прирост ВВП страны на один процентный пункт в условиях его роста или же снизить ВВП на тот же один процентный пункт в обстановке его падения.

Другими словами, по своему эффекту для российской экономики членство в ВТО в части возможного негатива будет явно несопоставимо ни с ультралиберальными «реформами» 90-х годов, ни с дефолтом 1998 г., а сам этот эффект укладывается в пределы адаптации к нему нашей экономики в целом. При этом реальны и выигрыши от участия в ВТО, в том числе в экономической и правовой сферах. Разумеется, на этом общем фоне возможны и свои исключения. Как показывают модели, открытие внутреннего рынка для внешней конкуренции, пусть и дозированной, создает очевидные проблемы в нашем авиа-, авто- и станкостроении, сельхозмашиностроении, электронике, пищевкусовой, мебельной, текстильной промышленности, а также в агробизнесе, сферах деловых и финансовых услуг, ряде других отраслей (речь об этом пойдет в отраслевом разделе статьи).

В социальном плане также вряд ли можно ожидать от ВТО каких-то фундаментальных потрясений, в том числе масштабной безработицы, на чем делают упор критики. По подсчетам авторов исследования «Присоединение к ВТО и российский рынок труда», даже если производство и испытает от этого какой-то «внешний шок», то «изменения в занятости останутся незначительными», а именно уже упоминавшийся один процентный пункт сокращения производства может повлечь за собой утерю 0,2% рабочих мест. В свою очередь, эксперты ЦМАКП определяют этот показатель в 0,44%, а МЭРТ говорит даже о росте занятости на 1,55%.

Конечно, и здесь успокоительный общесоциальный показатель отнюдь не означает, что ВТО не приведет к колебаниям спроса на труд в отдельных отраслях. Даже при существующей низкой эластичности занятости к производству в России (0,22) эксперты ЦЭФИР полагают, что из 23 обследованных ими отраслей относительно нечувствительными к импорту являются лишь 8, тогда как остальные не обладают таким иммунитетом, особенно мясомолочная, химическая, фармацевтическая, автомобильная, микробиологическая, электротехническая, текстильная промышленность, машиностроение для отраслей группы Б, сельхозмашиностроение, комбикормовая, фаянсовая, стекольная и парфюмерная промышленность, где колебания в занятости могут выходить за означенные выше рамки, причем особо чувствительными являются семь последних из перечисленных отраслей. Эти оценки в целом подтверждают и расчеты экспертов МБРР и МТО.

В структурном плане присоединение к ВТО, скорее всего, усилит миграцию населения и промышленности с Востока и Севера на Запад и Юг России, концентрацию капитала, знаний и рабочих мест в крупных городах и у приграничных портов. Например, ряд наших крупных корпораций («Совкомфлот», «Внешторгбанк», «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Сибнефть», «Транснефтепродукт» и др.) и по политическим, и по деловым соображениям перебираются ныне в Санкт-Петербург (наше крупнейшее оставшееся «окно в Европу»), что, однако, сопряжено с проблемами для регионов их эмиграции. Только Омская область потеряла от перемещения «Сибнефти» на берега Невы 14 млрд. руб. дохода в год.

В этом смысле общероссийский рынок в условиях ВТО получит дополнительный импульс к утере гомогенности и дроблению. В особо сложное положение при ВТО попадают моноспециализированные градообразующие предприятия, ранее работавшие исключительно на госзаказ или же вынесенные в малые города и села. Из 1100 учтенных примерно в 900 налицо кризисная ситуация, когда население не имеет альтернатив трудоустройства, а предприятия - диверсификации продукции, что делает их крайне уязвимыми для рыночной конкуренции. Основная их часть расположена в Центральной России.

Таким образом, присоединение России к ВТО, скорее, накладывается на и без того существующие в России проблемы и возможности, выступая здесь в лучшем случае как катализатор происходящих процессов. «Основные тенденции развития экономики, – подытоживают эту ситуацию эксперты ЦМАКП, – будут определяться отнюдь не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом ее экономического развития».

С учетом всего сказанного присоединение к ВТО в конкретном плане способно оказать на отечественную экономику и внешнеэкономические связи заметное воздействие по следующим направлениям:

1) содействие экспорту, прежде всего промышленному, на зарубежных рынках;

2) дозированное открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции;

3) установление определенных международных стандартов в инвестиционной деятельности;

4) приведение российского делового законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации, то есть с международным торговым правом.

Дальнейший анализ в статье построен по этим четырем направлениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: