Географические представления и кругозор. Географическая картина мира




ЛЕКЦИЯ 8

Совершенно не случайно выше было подчеркнуто стыковое положение истории географической науки на "перекрестке" географии, истории и науковедения.

Прежде чем перейти к познанию того, как формировались географические идеи, географическое знание, необходимо понять сущность целого ряда общенаучных понятий и их географическую специфику.

Начнем с " представления ", которое (в общенаучном смысле) является высшей формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

В связи с этим интересна достаточно подробная трактовка географических представлений историко-географом Дж. К. Райтом. По его мнению, это - "все, что люди знали,чувствовали, считали верным, когда речь шла о происхождении, современном им состоянии и расположении географических объектов на Земле... Оно включает в себя теории, касающиеся сотворения Земли, ее размеров, формы, движения и ее связи с небесными телами; теории, описывающие зоны атмосферы и различные физико-географические особенности воздуха, воды и суши; в него входят, наконец, и теории регионального членения земной поверхности. Хотя многие из этих теорий оказались ошибочными, тем не менее они заслуживают внимания. Ошибки столь же – а зачастую и более - определяют характер эпохи, как и присущие ей достоверные знания".

Географическая мысль развивалась в течение столетий - от первоначальных, элементарных представлений первобытного человека до новейших научных понятий о геосистемах, территориальной (пространственной) организации и т.п., и хотя между этими полюсами географического познания трудно найти что-либо общее, они связаныединым процессом преемственного развития географических представлений.

Географическая картина мира, является одним из общих понятий истории географической науки. Прежде чем перейти к раскрытию сущности этого понятия, обратим внимание на содержание понятия "научная картина мира"

Существуют частнонаучные картины мира. Каждая такая картина отражает не весь мир, а только мир, наблюдаемый с позиций данной частной науки.

Впервые термин "картина мира" (в дальнейшем КМ) появился в конце XIX в. в смысле физической картины.

После некоторых дискуссий к настоящему временисложился статус понятия научной КМ как части мировоззрения и общей культуры. При этом вполне общепризнано, что КМ не что иное как образ мира. И как таковой он, конечно, субъективен, то есть зависит от уровня знания мира.

Так, в частности, физическая КМ прошла этапы механической, электродинамической и квантово-релятивистской картин. Эволюционная картина мира в биологии прошла дарвиновский, менделеевско-дарвиновский и синтетический этапы.

Таким образом, существует биологический мир, являющийся предметом биологической науки; в качестве предмета физической науки выступает физический мир и т.д.

Картина мира как образ является лишь частью, элементом мировоззрения, под которым понимается знание мира, дополненное ценностной ориентацией, принципами действия, позицией.

В этом смысле КМ имеет свое определенное место в жизни. Вполне понятно, что КМ может быть не только научной, она может быть мифологической,религиозной, традиционной, ложной и правильной.

И также вполне понятно, что действие, основанное на научном мировоззрении, и в свою очередь опирающееся на научную КМ, может привести к положительным результатам. Хотя нельзя сбрасывать и иррациональные формы КМ, т.к. многие стороны жизни (нравственность, искусство, право и др.) не всегда рациональны и не всегда доступны научному познанию.

В результате действия на основе мировоззрения КМ осуществляется и овеществляется в культуре поколения.

Культура, конечно же, отражает наличное знание, наличные представления о внешнем и внутреннем мире человека. Поэтому в ряду человеческой деятельности и знания место КМ вполне определенно: закон – теория - КМ- мировоззрение - культура.

Имея такое место, КМ, кроме того, что она имеет общий вид, должна иметь и какие-то частные формы, так как есть не только общие законы и теории типа законов диалектики, логики и теории познания, но и частнонаучные законы и теории. Поэтому вполне ясно, что философы говорят об общей и частнонаучных КМ.

Раз так, то вполне можно говорить и о географической КМ (ГКМ).

Многообразие функций, выполняемых ГКМ, проявляется прежде всего в том, что она является, с одной стороны, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, а с другой,- исходной базой географического познания, в которой "выражаются...представления человека о природе и обществе, его отношение к природе и обществу -важнейшая сторона мировоззрения.

Тем самым определяются мировоззренческий характер и роль географической картины мира... Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющих как в естественнонаучную, так и в
общественно-научную картину мира ".

Нам представляется, что до того, как вся земная поверхность "нарисовалась" в общих чертах на картах, география вполне четко связывалась с описанием Земли и история географии отождествлялась с историей географических открытий. Даже учебные пособия для вузов до конца 50-х годовписались как истории открытий.

Лишь в 60-х годах стало ясно, что географические открытия являются частью общей истории, а история географии - это история одной из наук, основанной на изучении развития географического знания, поэтому можно с уверенностью констатировать, что первый этап развития ГКМ однозначно совпадал с картой мира, т.е. с буквальной картиной земной поверхности Требования учебнойгеографии об упоре на карту являются реализацией этой КМ в образовании.

Однако к концу XIX в. крупные теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также с описанием всех мест.

В связи с этим стали искать новые модели географии, то есть создавать новую ГКМ.

В результате этой работы, длившейся чуть меньше столетия, сложилась компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программа исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальнойдеятельности; районировании -природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических карт и комплексных атласов.

Все эти положения новой ГКМ вошли в традиции не только научных работ, но и учебных дисциплин и стали формировать ГКМ всего поколения. Она включала, естественно, предыдущую ГКМ в качестве своей составной части.

Сейчас как будто начинает формироваться новая ГКМ, которая должна включить сущности двух первых этапов в новых представлениях.

Новая ГКМ исходит из понимания ограниченности данного мира. То есть география раньше расширяла Ойкумену, а теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем. Управление территориальной организацией общества на основе синтетических подходов всех отделов географии становится чрезвычайно важной задачей географии и, в конце концов, решит место ГКМ в общей картине мира, место географии в мировоззрении, географической культуры поколения в общей культуре.

Формирование географической картины мира непрерывно сопровождалось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних различий в природе земной поверхности и жизни населяющих ее народов, что находило отражение в географических идеях, т. е. в тех гипотезах и теориях, которые относятся к истолкованию "лика Земли".

Одновременно изменялся и географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества (и отдельных его групп) о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности.

Объективирование ГКМ может быть осуществлено через общее мировоззрение и общую культуру, т.к. геосистема представляет собой целостную систему со множеством элементов, включающую и природу, и технику, и хозяйство, и поселения, и отдельных людей. Поэтому здесь следует идти не путем изобретения отдельных элементов, а путем географизации мышления и действия.

Часто говорят о высоком (или, наоборот, низком) уровне географической культуры. Известный отечественный географ, педагог и методист В.П. Максаковский раскрывает понятие " географическая культура ", вычленяя в нем следующие группы общегеографических знаний и умений:

- во-первых, географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
- во-вторых, политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении и пропаганде которых география участвует по меньшей мере "на равных" с другими науками (и учебными дисциплинами);

- в-третьих, экологические знания и умения, в формировании которых география (наряду с биологией и, возможно, даже в большей степени) играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
- в-четвертых, географическое мышление (о чем речь будет идти дальше);

- в-пятых, специфический "язык" географии (географический язык), ее понятийно-терминологический аппарат, представляющий собой также необходимый и во многом неповторимый элемент географической культуры.

К этому, очевидно, следует добавить:
- основные, элементарные знания в области картографии, умение пользоваться важнейшими видами карт, внедрение картографических изданий в повседневную жизнь общества (к сожалению, в нашей стране уровень картографической культуры остается еще очень низким);

- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, в высокой степени способствующие формированию политической и экономической (в том числе "рыночной") культуры.

Вопросы:

1. Что понимают под научной картиной мира?

2. Какие частные научные картины мира существуют?

3. Что понимают под географическим представлением?

4. Что понимают под географическим кругозором?

5. Что понимают под географической картиной мира?

6. В чём состоит особенность географической картины мира?

7. Какие положения новой ГКМ вошли в традиции учебных дисциплин и стали её формировать?

8. В.П. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", вычленяя в нем группы общегеографических знаний и умений. Заполните таблицу «Группы общегеографических знаний и умений (по В.П. Максаковскому)».

Группы общегеографических знаний и умений
         

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: