Функции и система методов воспитания, различные подходы к их классификации.




Анализ результатов воспитательной работы как условие её эффективности. Критерии и показатели результативности воспитательного процесса.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом. Анализ дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, применить новые методики, определить необходимые средства, и в итоге это должно способствовать продуктивности воспитывающей деятельности образовательного учреждения. В каждом образовательном учреждении, как показывает практика, в соответствии с избранными критериями и показателями подбирается комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности. В этот комплекс входят как традиционные методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, методы экспертной оценки и самооценки), так и современные методики психолого-педагогической диагностики.

 

19. Понятие о методах и приёмах воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

 

 

Функции и система методов воспитания, различные подходы к их классификации.

Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания. Метод воспитания – это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника. Метод воспитания всегда реализует определенное средство воспитания. Средством воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания – это все в окружающем мире: природа, искусство, традиции и т.п. Некоторые средства всегда «под рукой». Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается, по сей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания. В 1970 – годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1. Методы целенаправленного формирования качеств личности. 2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности. 3. Методы коррекции развития личности.

 

21.Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания. Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем. Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания: методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией; упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы; методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воепитуемым в саморегуляции их поведения. Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин "воспитательное мероприятие, организованные формы воспитания. Мероприятие — организованные -действие коллектива, направленное на достижение каких-то воспитательных целей.

 

 

23.Понятие о коллективе и его признаки. В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,— все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое. Ученический коллектив является своеобразнои формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива. Ученический коллектив — сложное социальное образование. Он обладает определенной структурой. Все типы коллективов связаны общностью целей, единством принципов, обеспечивающих включение учащихся в активную позицию в любом виде деятельности.

 

24.Общественные объединения как субъекты воспитания. Детское движение, как составляющая социальной системы общества, способствует обогащению социальной практики подрастающего поколения и одновременно обеспечивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей. Воспитание в детских общественных объединениях дополняет воспитание, осуществляемое другими социальными институтами. Детские и молодежные общественные объединения охватывают важную часть жизненного пространства ребенка, в котором не только удовлетворяются важные социогенные потребности ребенка, но и происходит его становление как человека и гражданина. Именно поэтому социальный потенциал и значимость детских общественных объединений в воспитании гражданской культуры, инициативы и социальной ответственности являются для государства стратегически значимыми.

Цели социального воспитания в детских общественных объединениях сегодня можно охарактеризовать следующим образом: - обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности ребенка, развитие его духовного и творческого потенциала; - поддержка и защита юного поколения в поисках смысла жизни, осознании важности жизненной позиции, снятие напряжения перед неопределенностью и быстротечностью мира и т.д. В декабре 2001 г. в Институте проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины была создана лаборатория детских объединений.

 

26.Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной. Эффективность проводимых сегодня социально-педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития муниципальной системы патриотического воспитания. Именно на муниципальном уровне возможно создание необходимых условий для реализации основополагающих положений Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.”. В концепции проекта основа содержания патриотического воспитания определена как готовность гражданина к выполнению конституционного долга, сущность которого заключается в выполнении требований Конституции РФ, определяющих обязанности и права гражданина в мирное и военное время, а также в достойном служении своему Отечеству, готовности разделить его судьбу. В содержание патриотизма включены следующие компоненты: отношение к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважение к истории Отечества, к обычаям и традициям своего народа, понимание задач, стоящих перед страной, и своего конституционного долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантность; стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, уважение к Вооружённым Силам; готовность защищать Отечество и служить его интересам; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов Все субъекты патриотического воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность гражданина-патриота Отечества. Организация взаимодействия между субъектами – задача муниципального Центра по патриотическому воспитанию. Деятельность Центра будет направлена на повышение эффективности процесса патриотического воспитания молодёжи в условиях развития региона за счет комплексного использования возможностей субъектов патриотического воспитания при непосредственной поддержке муниципальных органов власти.

 

27. Роль эстетического воспитания в развитии личности. В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которое заключается в воспитании эстетических чувств. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного. Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.

 

28. Культура труда как компонент базовой культуры личности. Содержание воспитания включает овладение знаниями основ духовной культуры народов России, ценностных образцов, которые наполняют собственную жизнь личности высшим смыслом, формирование гражданственности и патриотизма. Современные отечественные философы и педагоги духовность личности определяют как интегральное качество, включающее овладение человеческими ценностями, связанными как с материальным, так и нематериальным существованием человека, его стремлением к возвышенному, благородному, вечному, с признанием им единства научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического. Духовность личности характеризует высший уровень развития его интеллекта и нравственности, свободы и самосовершенствования, познание своего внутреннего «Я». Она раскрывает интеллектуальную и нравственную культуру личности и составляет ее непреходящую ценность. Формирование духовности личности учащихся осуществляется в процессе освоения ими ценностей, объективизированных в духовном опыте человека. Ведущим началом здесь выступает ориентация на ценность личности. Создание духовной общности учителя и учащихся выступает определяющим фактором развития духовности учащихся. Учитель, формируя духовный мир школьника, выступает непосредственным субъектом собственного духовного развития. Духовность учителя выступает одним из основных источников успеха его профессиональной деятельности. Единство и взаимосвязь духовности и нравственности определили новые направления в педагогической науке – духовно-нравственное развитие и духовно-нравственное воспитание. В этой связи вкладом в науку явилась разработанная в 2010 г. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Содержанием воспитания духовности личности является формирование нетерпимого отношения к эксплуатации человека человеком, к тем, кто стремится жить за счет труда других, к тунеядцам, ворам, жуликам. В.А.Сухомлинский убедительно показал, что труд становится одухотворенным, если работник осознает свою силу и власть над вещами, преодолевает при этом трудности, испытывает личную душевную радость. Именно одухотворенный труд облагораживает и возвышает личность. В учебных заведениях ориентация на овладение научными знаниями и наукоемкими профессиями заменяется прагматическими установками на подготовку к компетентному функционированию в условиях рыночных отношений. Как следствие, в теории и на практике не уделяется должного внимания воспитанию духовности личности.

 

 

 

 

 

 

11.Понятие о принципах и закономерностях воспитательного процесса. Воспитание как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам. Они оказывают влияние на содержание воспитательного процесса, выбор форм и методов, позицию субъектов этого процесса – преподавателей и обучаемых. Закономерности воспитания – категория более стабильная и устойчивая, чем принципы воспитания.

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. Направленность воспитания, его цели и содержание, нравственно эстетические ценности всегда предопределяются обществом, господствующим классом или партией. Даже в условиях плюрализма концепций воспитания, будучи необходимым обществу, оно по принципиальным позициям не имеет существенных различий с государственными установками по вопросам воспитания молодежи.

Воспитанию изначально присущ комплексный подход к формированию личности обучаемого. Он проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида – интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и учебного коллективов, общественных организаций, семьи и самих обучаемых – с другой. Результативность воспитания повышается, если оно опирается одинаково активно на вербальные и невербальные (деятельностные) формы и методы влияния на личность обучаемого, на единство слова и дела. Они избираются организаторами и участниками воспитательного процесса, в тех или иных случаях предпочтение может быть отдано словесным формам или деятельности обучаемых в зависимости от конкретной задачи, обстоятельств, педагогической ситуации. Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания. Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.

 

Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Это не умозрительная категория. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.

Проблема принципов воспитания педагогикой не решена. В силу этого авторы учебных пособий по данной дисциплине проявляют различные подходы к систематизации принципов воспитания или вообще не выделяют и не рассматривают данную категорию.

 

 

 

 

 

4.Основные законодательные и нормативные документы по реформированию начальной школы Беларуси (1996, 1998). Приказ министерство образования РБ от 3 ноября 1999г. №660 «о концепции реформирования специального образования». С целью создания равных возможностей для получения образования детьми с особенностями психофизического развития, обеспечения оптимальных условий для их личностного развития и социальной

адаптации, а также приведения специального образования в

соответствие с реформой общеобразовательной школы и на основании решения коллегии Министерства образования от 28 сентября 1999 г. I. Общая характеристика специального образовани в Р Б. II. Обоснование необходимости реформирования специального образования. III. Цели и задачи реформирования специального образования. IV. Принципы реформирования специального образования. V. Основные направления реализации реформы специального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: