Различия между отраслями
При выборе сферы деятельности (отрасли) для своего предприятия любой предприниматель (организация или отдельный гражданин) руководствуется определенными мотивами. Такими мотивами могут быть:
- получение прибыли, её максимизация, получение сверхприбыли;
- решение социальных задач для определенного круга людей;
- благотворительность;
- удовлетворение личных амбиций, научных или иных интересов и т.п.
Исходя из движущих мотивов, ставятся определенные цели, для достижения которых намечаются какие–то пути, способы и средства. Способов получения средств может быть множество (здесь рассматриваются только законные) – игры на тотализаторах, азартные игры в казино, на ипподромах, игровых автоматах и т.п. Одним из законных способов является предпринимательство – вложение капитала в какое–либо предприятие (имущество) на свой страх и риск с целью получения прибыли от использования этого имущества.
Предпринимательство предполагает производство работ, выпуск продукции, оказание услуг. Предприниматель для достижения своих целей определяет вид и количество работ, товаров и услуг, которые он будет производить, то есть выбирает себе сферу деятельности – какую–то отрасль экономики, в которой будет работать его предприятие (имущество, бизнес).
На величину прибыли (или, в общем виде, – на степень достижения намеченных целей) от предпринимательства могут влиять две группы факторов – внутренние и внешние.
Внутренние по отношению к организации (предприятию, предпринимателю) факторы предопределяются самой организацией, зависят от её особенностей как хозяйствующего субъекта:
1) структура управленческого аппарата и качество системы менеджмента;
|
2) количество и качество применяемых ресурсов;
3) степень использования производственных ресурсов и производственной мощности организации в целом;
4) форма государственной регистрации предпринимательства – юридическое или физическое лицо, частное или государственное предприятие, общество, товарищество или какая–то иная организационно–правовая форма регистрации.
Внешние факторы зависят от рынка производителей или сферы предложения тех товаров, работ и услуг, которые будет выпускать организация, то есть от отрасли, в которой она будет работать. Отрасли различаются между собой по нескольким параметрам, основные из которых:
а) разная продукция – имеет разные потребительные свойства, рынки сбыта, прибыльность или рентабельность, потребность в стартовом капитале;
б) различия в производстве этой продукции – стационарное, мобильное, серийное, индивидуальное, массовое, вредное и т.п.;
в) различие в потребляемых материально–технических ресурсах– разная материало–, трудо–, энерго–, механоёмкость при производстве продукции, работ, услуг;
г) разные требования к кадрам – количество и качество кадрового состава, ограничения по возрасту, необходимость специальной подготовки и квалификации и т.п.;
д) возможность организаций или отдельных предпринимателей влиять на формирование цен – каким образом формируются цены в отрасли (цены могут быть регулируемые, монопольные, свободные, договорные).
Эти параметры или признаки формируются в каждой отрасли (сфере деятельности) определенные особенности, которые могут либо увеличивать, либо снижать прибыль организации, то есть давать разные результаты, поэтому при выборе отрасли приложения капитала необходимо знать и учитывать её особенности.
|
Особенности отрасли «Строительство»
Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядом специфических особенностей.
Первая группа– «Технико–экономические особенности (ТЭО)» –определяются техническими особенностями строительной продукции и строительного производства.
Вторая группа – «Организационно–экономические особенности(ОЭО)» – определяются условиями застройки, принадлежностью и назначением строящихся объектов, характером управления и организации строительства.
Особенности строительной продукции по сравнению, например, с продукцией машиностроения и других отраслей промышленности выражаются в том, что строительная продукция:
- неподвижна и территориально закреплена (каждое здание сооружается на специально отведенной площадке в соответствии с планом городской застройки или схемой застройки территории);
- имеет большие размеры;
- многообразна (практически нет одинаковых зданий, даже жилые дома, строящиеся по типовым проектам, отличаются между собой фундаментами, отделкой и некоторыми конструкциями);
- многодетальна и сложна (номенклатура применяемых в строительстве материалов, деталей и конструкций достигает нескольких сотен наименований);
- материалоёмка и имеет большой вес (материальные затраты в стоимости строительства зданий достигают 70 и более процентов);
|
- носит индивидуальный характер (каждый объект или комплекс строительно–монтажных работ выполняется по отдельному проекту);
- капиталоёмка – требует больших единовременных затрат инвестиционных ресурсов;
- имеет длительный срок службы (средний срок эксплуатации строений пятьдесят лет).
Особенности строительного производства:
- длительность производственного цикла;
- работа на открытом воздухе – влияние климатических и погодных условий;
- зависимость от местных условий (геологических, гидрогеологических, климатических, сейсмологических и т.п.);
- передвижной характер ведения работ (постоянное перемещение производственной базы и рабочих с одной строительной площадки на другую);
- необходимость освоения вновь созданных производственных мощностей (доведение выпуска продукции до заданного или проектного уровня).
Технико–экономические особенности, таким образом, являются результатом специфических отличий строительной продукции и строительного производства от продукции и производств других отраслей народного хозяйства.
К организационно–экономическим особенностям строительства можно отнести такие, как:
строительство на заказ (практически на каждый строящийся объект или выполняемый комплекс работ заключается договор строительного подряда, то есть заранее известен потребитель строительной продукции);
большое количество участников строительства – в создании любого объекта принимают участие инвесторы, заказчики, проектировщики, генподрядчики и субподрядчики;
многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями народного хозяйства – строительство невозможно без поставок разнообразных материалов, деталей, конструкций, технологического оборудования, строительных и дорожных машин и механизмов, услуг различных сервисных и обслуживающих организаций и др.;
степень освоенности застраиваемой территории (строительство может вестись в городской черте, в удаленных от производственной и коммунальной инфраструктуры районах, в зонах пионерного освоения территорий, например БАМ, и т.п.);
необходимость комплексного строительства и застройки территории (производственные объекты – с жильем, жилье – с благоустройством, социальными, культурно-бытовыми и образовательными учреждениями и т.п.);
особенности отраслей, для которых сооружаются объекты (например, сельское хозяйство, трубопроводы, аэродромы и т.п.).
Организационно-экономические особенности обусловлены различиями в условиях застройки, принадлежности и назначения строящихся объектов, характере управления и организации строительства.
3.3. Влияние отраслевых особенностей на экономику строительной организации
Из-за имеющихся особенностей экономика строительства значительно отличается от экономики других отраслей народного хозяйства и промышленности. Одни и те же экономические показатели в строительстве определяются совершенно по–другому. К тому же особенности строительства значительно влияют на результаты деятельности строительных организаций. Организации, включая в перечень выполняемых видов деятельности строительную, должны знать и учитывать влияние отраслевых особенностей на их экономику.
Рассмотрим имеющиеся различия на примере проявления конкретных особенностей.
Неподвижность строительной продукции приводит к необходимости передвижного характера работ. Эта особенность имеет последствия: значительные расходы, связанные с транспортировкой строительных материалов, конструкций, перевозкой рабочих, перебазировкой строительных машин. Возникает необходимость создания временных сооружений для рабочих и инженерно–технических работников (ИТР), что приводит к увеличению накладных расходов, связанных с организацией производства и обслуживанием рабочих.
Большие размеры продукции, её сложность и многодетальность, материалоёмкость вызывают большие затраты на материалы, их доля в общих затратах достигает 60 и более процентов. Требуется применение мощной техники, создание складских площадей для хранения материалов, возникает необходимость комплектации материалов и конструкций. Возрастает потребность строительных предприятий в значительных оборотных средствах на создание запасов материалов.
Продукция строительства капиталоёмка – большая единовременная потребность в инвестициях на капитальные вложения. В современных условиях (инфляция, дорогие источники инвестиционных ресурсов и т.п.) сложно изыскать значительные суммы для строительства даже небольшого по размерам и мощности объекта. Необходимо пользоваться заёмными средствами (ссудами, кредитами), которые относительно дороги.
Многообразие и индивидуальный характер возводимых объектов приводят к особенностям ценообразования на строительную продукцию. На каждый объект создается свой проект и составляется своя смета, в которой учитываются все затраты на строительство и монтаж, в строительстве определяется индивидуальная цена (договорная) на каждый сооружаемый объект или выполняемый комплекс работ. Каждый контракт между заказчиком и подрядчиком заключается со своей договорной ценой.
Длительный срок службы строительной продукции требует применения долговечных и прочных материалов, прогрессивных архитектурных и конструктивных решений (во избежание преждевременного физического и морального износа). При проектировании необходимо детально изучить все имеющиеся научно–технические достижения, проводить вариантные сравнения по одним и тем же объектам – повышаются затраты на проектно–изыскательские работы.
Ряд особенностей экономики строительства связан с тем, что продукция выполняется на заказ – возникают особенности в финансировании затрат на строительство, в системе расчетов за строительную продукцию, в системе материально–технического обеспечения строительства. Заранее известен покупатель (потребитель) продукции, можно продавать незаконченные объекты – возникает незавершенное строительство. Если положение заказчика неустойчиво, можно заранее избежать с ним сделки, выбрать платежеспособного партнера и с ним заключать договор подряда. В рыночных условиях повышаются требования и к подрядчикам со стороны заказчиков. Они могут выбирать для своего строительства наиболее опытных и авторитетных (или дешевых) исполнителей на конкурсной основе.
Длительность производственного цикла в строительстве сопряжена с образованием больших размеров незавершенного строительного производства (НСП), появлением расчетов за этапы и комплексы работ (то есть не за полностью готовые к эксплуатации объекты). У подрядчиков в отдельных случаях резко возрастает потребность в оборотных средствах под НСП, которая в основном покрывается за счет заемных средств (дорогостоящих кредитов). Возникает необходимость страхования незавершенных объектов от стихийных бедствий и других неблагоприятных случаев, возрастают затраты подрядчиков (себестоимость СМР).
Большое число участников привело к созданию особых организационных форм в управлении процессом строительства – возникают службы генподрядчика, субподрядчика, заказчика.
Работа на открытом воздухе приводит к сложностям в использовании рабочей силы: возможны потери рабочего времени из–за погодных условий (возникает так называемое «зимнее удорожание»), снижаются производительность труда, объемы выполняемых СМР, возрастает себестоимость их производства и реализации.