Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.




Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

– Что до меня касается, то я убеждён только в одном... – сказал доктор.

– В чём это? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

– В том, – отвечал он, – что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

– Я богаче вас, сказал я, – у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, – и мы оба замолчали.

– Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

 

1. Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведёнвыше.

2. Фрагмент начинается описанием внешности доктора Вернера. Как называется такое средство характеристики персонажа?

 

 

3. Каким термином обозначаются выразительные подробности, придающие описанию особую выразительность (например, светло-жёлтые перчатки и чёрный галстук Вернера)?

 

 

     

4. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПЕРСОНАЖИ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Печорин 1) «…он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Б) Грушницкий 2) «…он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт… хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…»
В) Вернер 3) «…он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн… Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре».
    4) «…он был такой тоненький, беленький… Славный был малый… только немножко странен… в дождик, в холод, целый день на охоте… А в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился…»

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В
     
  5. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («беспокойные глаза», «жилистые руки»)?   6. Как называется форма общения между персонажами (разговор между Печориным и Вернером), основанная на обмене репликами?   7. Размышления Печорина («…мы ко всему довольно равнодушны…») почти буквально напоминают слова одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в котором поэт осмысливает место своего поколения в истории: «К добру и злу постыдно равнодушны…». Как называется это стихотворение?   8. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?   9. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?   Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностию останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.   Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, т. е. порода, а не Юная Франция, большею частию изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос, – всё это было для меня обворожительно. Хотя в её косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждений: правильный нос свёл меня с ума; я вообразил, что нашёл Гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения, – и точно, между ними было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни...   По � вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор:   «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поётся, там и счастливится». – «А как неравно напоёшь себе горе?» – «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». – Кто ж тебя выучил эту песню?» – «Никто не выучил; вздумается – запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». – «А как тебя зовут, моя певунья?» – «Кто крестил, тот знает». – «А кто крестил?» – «Почему я знаю». – «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, – нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком».   (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)   1. Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.   2. Фрагмент открывается описанием внешности героини. Как называется подобное описание?   3. Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя («правильный нос» героини)?     4. Установите соответствие между тремя героинями романа и описаниями их внешности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  ГЕРОИНИ   ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ
А) Бэла 1) «…она небрежно опустила руку на моё плечо, наклонила слегка головку набок, и мы пустились… Её свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей… Она запыхалась, глаза её помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое "mersi"…»
Б) Вера 2) «…среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо поразило меня своей выразительностью…»
В) Мери 3) «…бросилось в глаза… лицо… выражавшее безумное отчаяние; она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживала голову руками… Её губы по временам шевелились…»
    4) «…девушка лет шестнадцати… высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу…»

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В
     
    5. В рассуждениях Печорина об «ундине» содержится скрытая насмешка («В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, т. е. порода, а не Юная Франция, большею частию изобличается в поступи…»). Как называется этот приём?      
   

 

 

6. Значительная часть фрагмента представляет собой разговор между Печориным и девушкой. Каким термином называют подобную форму художественной речи?

 

7. Как называются лаконичные, образные изречения, встречающиеся в речи героини («Где поётся, там и счастливится», «…где не будет лучше, там будет хуже»)?

 

 

8. Как характеризует Печорина его отношение к девушке-«певунье»?

 

9. Герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир и в чём их можно сопоставить с Печориным?

 

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона. На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.

 

Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей; видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.

 

Жёны местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты…

 

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

 

 

1. Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.

 

2. В дневниковой записи Печорина передано внутреннее состояние героя. Как называется способность писателя отображать различные нюансы душевной жизни человека в художественном произведении?

 

 

3. Фрагмент открывается описанием окрестностей Пятигорска. Укажите название сюжетно-композиционного элемента произведения, представляющего собой описание природы.

 

 

4. Установите соответствие между тремя главами романа и размышлениями Печорина по поводу событий, о которых повествуется в этих главах.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ГЛАВЫРОМАНА   РАЗМЫШЛЕНИЯ ГЕРОЯ
А) «Тамань» 1) «…мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах…»
Б) «Фаталист» 2) «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… Глупец я или злодей, не знаю: но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она…»
В) «Бэла» 3) «Что сталось с старухой и с бедным слепым –не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру…»
    4) «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие –лучше, чем я в самом деле…»

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В
     

 

 

5. К какому приёму прибегает герой в своих записях: «…на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка »?

 

6. Каким термином обозначается нарушение прямого порядка слов («Вид с трёх сторон у меня чудесный»)?

 

 

7. Наблюдая за «водяным обществом», Печорин отмечает «истёртые, старомодные сюртуки» мужчин, лорнеты «жён местных властей». Каким термином обозначаются подобные подробности, заключающие в себе важный смысл?

 

8. Какие особенности внутреннего мира Печорина раскрываются в приведённом фрагменте романа?

 

 

9. В каких произведениях русской литературы изображены герои, противопоставляющие себя толпе, и в чём они могут быть сопоставлены с главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

 

...Господа! никто здесь его не защищает? Никто? Тем лучше! Хотите испытать его храбрость? Это нас позабавит...

– Хотим – только как?

– А вот слушайте: Грушницкий на него особенно сердит – ему первая роль!

Он придерётся к какой-нибудь глупости и вызовет Печорина на дуэль...

Погодите; вот в этом-то и штука... Вызовет на дуэль: хорошо! Всё это – вызов, приготовления, условия – будет как можно торжественнее и ужаснее, – я за это берусь; я буду твоим секундантом, мой бедный друг! Хорошо! Только вот где закорючка: в пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит – на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! Согласны ли, господа?

– Славно придумано! согласны! почему же нет? – раздалось со всех сторон.

– А ты, Грушницкий?

Я с трепетом ждал ответ Грушницкого; холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен».

Трудно описать восторг всей честной компании.

Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами. Первое было грусть. «За что они все меня ненавидят? – думал я. – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?» И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу. «Берегись, господин Грушницкий! – говорил я, прохаживаясь взад и вперёд по комнате. – Со мной этак не шутят. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!..»

Я не спал всю ночь. К утру я был жёлт, как померанец.

Поутру я встретил княжну у колодца.

– Вы больны? – сказала она, пристально посмотрев на меня.

– Я не спал ночь.

– И я также... я вас обвиняла... может быть, напрасно? Но объяснитесь: я могу вам простить всё…

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

1. Укажите род литературы, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

2. Укажите название главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.

 

3. Печорина принято относить к литературному типу героев, склонных к рефлексии, неприятию пошлости жизни и при этом неспособных к полезной деятельности. Назовите этот литературный тип.

 

    4. Установите соответствие между тремя персонажами романа и их характеристиками, данными Печориным: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  ПЕРСОНАЖИ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Вернер 1) «Он скептик и матерьалист, как почти все медики, а вместе с тем поэт… на деле и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».
Б) Вулич 2) «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… которые важно драпируются в необыкновенные чувства и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…»
В) Грушницкий 3) «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками… никогда не волочился… Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре…»
    4) «Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мной неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица... Долго я глядел на него… как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его… и произвела на меня самое неприятное впечатление…»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В
     
  5. Реакция Печорина на происходящее передаёт его внутреннее состояние. Как называется изображение писателем внутренних переживаний своих героев («Я с трепетом ждал ответ Грушницкого»)?     6. В размышлениях Печорина встречаются вопросы, не требующие ответа: «За что они все меня ненавидят?.. За что? Обидел ли я кого-нибудь?..» Как называются подобные вопросы?   7. Разговор Печорина и княжны представляет собой обмен репликами. Каким термином он обозначается?    
       

 

 

   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: