I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
1.1. По табл. 1.1[2,с.5] примем:
КПД пары цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников клчеиия, h2 = 0,99; КПД открытой цепной передачи h3 = 0,92; КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана, h4 = 0,99.
Общий КПД привода
h = h1h22h3h4 = 0,98 × 0,992 × 0,92 × 0,99 = 0,875
1.2. Мощность на валу барабана P б = F л v л = 6 × 1,3 = 7,8 кВт.
1.3. Требуемая мощность электродвигателя
Ртр = = = 8,91 кВт.
1.4. Угловая скорость барабана
ωб = = = 6,5 с-1.
1.5. Частота вращения барабана
п б = = = 62 мин-1.
1.6. Выбераем электродвигатель по таблице П.1 [2, с 390] по требуемой мощности. При этом, согласно рекомендации [2, с 36], примем ip = 3÷6, а iц=3÷6. Тогда iобщ = ip × iц = 9÷36. Выбираем электродвигатель трёхфазный коткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 мин-1, 4А 160 S6 УЗ, с параметрам Рдв=11,0 кВт и скольжением 2,7%.
1.7. Номинальная частота вращения
п дв = п с (1 - ) = 1000 (1 - ) = 988 мин-1.
ωдв = с-1.
1.8.
|
i =
1.9. Определим передаточное число цепной передачи исходя из расчёта, что up=5
uц =
Результаты расчётов сводим в таблицу
Вал В | п 1 = п дв =988 мин-1 | ω1 = ωдв = 103.4с-1 |
Вал С | п 2 = = 198 мин-1 | ω2 = c-1 |
Вал А | п б = 62 мин-1 | ωб = 6,5 с-1 |
1.10. Определим вращающие моменты:
На валу шестерни
Т1 = = = 86,2 103 Н мм
На валу шестерни
Т2 = Т1 up = 86,2 103 5 = 431 103 Н мм
На барабане
Т3 = Т2 uц = 431 103 3,2 = 1379,2 103 Н мм
|
II. Расчёт зубчатых колёс редуктора
2.1. Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками [табл. 3.3]; для шестерни сталь 45, термическая обработка — улучшение, твердость
НВ 230; для колеса - сталь
|
Допускаемые контактные напряжения [2, формула (3.9)]
[σН] = ,
где σНLmib – предел контактной выносливости при базовом исле циклов.
По табл. 3.2 [2,с.34] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей
зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
sН lim b=2 НВ + 70;
КHL — коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL=1; коэффициент безопасности [SH]= 1,10.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле (3.10) [2,с.45]
[sН] = 0,45 ([sН1] + [sН2]);
для шестерни [sН1] = = ≈ 482 МПа;
для колеса [sН2] = = ≈ 428 МПа;
Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение
[sН] = 0,45 (482 + 428) = 410 Мпа.
Требуемое условие [sН] ≤ 1,23 [sН2].
2.2. Коэффициент КНb, несмотря на симметричное расположение колес относительно опор, примем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по табл. 3.1 [2, с.32], как в случае несимместричного расположения колес, значение КНb=1,25.
|
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ψba= 0.4 [2, с.36].
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных
|
аw = Ka(u-1) = 43(5+1) 176.5 мм,
где для косозубых колёс Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора u=up=5.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66
аw =200 мм [2, с.36].
2.3. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn=(0.01 0.02) aw = (0.01 0.02) 200 = 2 4 мм;
принимаем по ГОСТ 9563-60* mn=2,5 мм [2, с.36].
2.4. Принимаем предварительно угол наклона зубьев β=10 и определим число зубьев шестерни и колеса:
z1= = = = 26,2.
Принимаем z1=26; тогда z2 = z1u = 26 = 130.
2.5. Уточнённое значение угла наклона зубьев
cosβ = 0.975;
cosβ=12 50`.
2.6. Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d1= 66.66 мм;
d2= 333,34 мм;
Проверка aw = = = 200 мм;
диаметры вершин зубьев:
|
da1= d1 + 2mn = 66,66 + 2 2,5 = 71,66 мм;
da2= d2 + 2mn = 333,34 + 2 2,5 = 338,34 мм;
ширина колеса b2 = ψba aw = 0,4 200 = 80 мм;
ширина шестерни b1 = b2 + 5 мм = 85 мм.
2.7. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ψbd = = 1,275.
2.8. Окружная скорость колёс и степень точности передачи
м/с.
При такой скорости для косозубых колёс следует принять 8-ю степень точности [2, с.32].
|
2.9. Коэффициент нагрузки
КН = КНβКНαКНυ .
Значения КНβ даны в табл. 3.5[2, с.39]; при ψbd = 1,275, твёрдости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи КНβ 1,155.
По табл. 3.4[2, с.39], при = 3,38 м/с и 8-й степени точности КНα 1,08.
По табл. 3.6[2, с.40], для косозубых колёс при ≤ 5 м/с имеем = КНυ = 1,0.
Таким образом
КН = 1,04 1,09 1,0 = 1,134.
2.10. Проверка контактных напряжений
σН = = = 310 МПа < [σН] = 410 МПа.
2.11. Силы, действующие в зацеплении:
окружная Ft = = = 2586 H.
радиальная Fr = Ft = 2586 = 971 H.
осевая Fa = Ft tgβ = 2586 0,221 = 571,506 H.
2.12. Проверяем зубья на выносливость по напряжения изгиба по формуле:
σF = ≤ [σF].
2.13. Здесь коэффициет нагрузки KF=KFβKFυ. По табл. 3.7 [2, с.43], при ψbd = 1,275, твёрдости НВ ≤ 350 и несиметричном расположении зубчатых колёс относительно опор KFβ = 1,30. По табл. 3.8 [2, с.43]. Таким образом, коэффициент KF = 1,3 1,3 = 1,69;
2.14. YF – коэффициент, учитывающий фору зуба и зависящий от эквивалнтного числа зубьев zυ:
у шестерни zυ1 = = 28;
у колеса zυ2 = = 140;
YF1 = 3,84 и YF2 = 3,60 [2, с.42].
2.15. Допускаемое напряжение по формуле [2, с.43]
[σF] =
По табл. 3.9. [2, с.44] для стали 45 улучшенной при твёрдости НВ ≤ 350 lim b = 1.8НВ.
Для шестерни lim b = 1.8 230 = 415 МПа; для колеса lim b = 1.8 200 = 360 МПа; [SF] = [SF]` [SF]`` - коэффициент безопасности, где [SF]`=1,75. [SF]``=1. Следовательно, [SF]=1,75.
Допускаемое напряжения:
для шестерни [σF1]
|
|
для колеса [σF2] = = 206 МПа;
2.16. Находим отношение :
для шестерни = 62 МПа;
для колеса = 57,5 МПа;
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
2.17. Определяем коэффициенты Yβ и KFα:
Yβ
|
KFα = = = 0,92,
где для средних значений коэффициента торцоогоперекрытия εα = 1,5 и 8-й степени точности KFα = 0,92.
2.18. Проверяем прочность колеса зуба по формуле:
σF2 = ≤ [σF];
σF2 = = 66 МПа < [σF2] = 206 МПа.
Условие прочности выполнено.