Ч удесное превращение слов
Замените первый звук в слове на [ш] и назовите новое слово.
ТАПКА, ПОРОХ, МАЙКА, МИШКА ЖАЛЬ, ГУБЫ.
Кто в тереме живет?
ПЕРЕПОЛОХ
Слушай...
— КРАжа!
— КРАжа!
— КРАжа!
— грАбят,
БРАтцы,
Где же СТРАжа?
— Что укРАли?
— Два пеРА.
— Безобразие!
— С утРА?
— Вы укРАли?
— Мы не БРАли
— БРАли! БРАли!
— КРАли! КРАли!
Это я грачиный крик
Перевел на наш язык.
А. Шибаев
Какие слоги выделил поэт, чтобы создать картину переполоха?
ДРАЗНИЛКА
Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.
Ворона говорит:
— КАР...
—...ТОШКА! — прибавляет Заяц.
— КОР...
—...МУШКА! — ухмыляется косой.
— КАР...
—...ТИНА! — быстро выкрикивает Заяц.
— КОР...
—...ЗИНА! — хохочет длинноухий.
— КАР-КАР... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его клювом!
—...АУЛ, АУЛ! — завопил Заяц. — КАРАУЛ! -и от Вороны во весь дух!
С.Иванов
Как умный Заяц дразнил Ворону?
ВОССТАНОВИТЕ ПОРЯДОК
Взрослый изменяет порядок слогов. Дети отгадывают слова.
Образец: МАБУГА — БУМАГА.
НА-ШИ-МА
ТИ-НА-КАР
РА-БУ-НО
ТИ-МАЛЬ-НА-ВИ
ГА-КНИ
ТА-ПАР
РА-ИГ
ЛА-КУК
ЧИК-МЯ
БИ-КУ-КИ
АВАРИЯ
Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку,
Но внезапно за бугром
Трехраскатный грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать.
Ка-ли-бар-са-дра-вы-бел,
Сук-ро-ка-со-лик-сус-тел,
Дя-ка-сой-ля-ка-лин-си,
гуш-ца-ни-боч-ба-ка-фи!
Н. Разговоров
Перед вами много слогов. Их достаточно, чтобы сложить слова, и вы узнаете, кто был в гостях у ежа.
Занимательная Азбука
(знакомим с буквами, играем с
буквами, делаем первые шаги в чтении)
Вы провели большую работу по формированию у ребенка навыка слушания, осмысления, различения звуков речи. Он без труда вспоминает слова на заданный звук, может определить количество звуков в коротком слове, способен из звуков и слогов составить слова, а из слов — предложения. Ваш ребенок понял, что его окружают различные звуки, а среди них особенные — звуки речи. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают правильное произношение звуков. Вы вместе с малышом немало потрудились, чтобы добиться четкости, ясности произношения, выразительности речи. Сейчас, когда вашему ребенку еще нет и шести лет, но есть большой интерес к звукам, буквам, к учению в целом, можно перейти к знакомству с буквой.
Вот некоторые советы, которые помогут преодолеть трудности в обучении детей чтению.
•Начинайте знакомить ребенка с буквами только при его желании.
•Опирайтесь на несколько органов чувств и используйте в работе слух, зрение, проговаривание, движение.
•Старайтесь связывать звук, букву с определенным предметом (предметами).
• В комнате ребенка может быть развешено несколько картинок, название которых начинается с изучаемой буквы.
Ребенку легче запомнить букву и воспроизвести потом ее образ, если он сначала обведет букву пальчиком, нарисует в воздухе, покажет ее пальчиком, выложит из палочек, мозаики, нарисует прутиком на снегу или песке и только потом найдет нужную букву в кассе букв и напишет на листе бумаги карандашом.
•Не торопитесь в освоении азбуки, идите от простого к сложному. В какой последовательности начинать знакомить с буквами? Начните с первой буквы алфавита и расскажите, в каких словах она живет. Затем познакомьте еще с несколькими гласными и согласными. При этом помните, что первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русском языке, простые по начертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга, например О, У, И, М, Т, К.
• Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов, научиться их читать и освоить прием слияния звуков-букв в слоги:
МАМА КОТ КИТ УМ МАК
ТАК КУМА МАКИ АУ УА
МУКА КОМОК ТОК
•Не следует вводить буквы, если соответствующие звуки ребенок неправильно произносит.
• Превращайте знакомство с буквами в игру, в сказку. Используйте забавные стихи, загадки.
• Постоянно неназойливо проверяйте, как запомнил ребенок буквы. Попросите его найти знакомые буквы в заголовках газет, названиях книг, уличных вывесках, объявлениях и т.д. Чтобы убедиться в прочности навыка, предлагайте ребенку «задания-ловушки», требующие найти ошибку, исправить букву, восстановить искаженно написанные буквы и слова. Этим вы формируете зрительное внимание и память, воспитываете орфографическую зоркость.
• Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
•Поменьше критикуйте и поправляйте ребенка.-Замечания делайте доброжелательно, с юмором. Искренне радуйтесь даже небольшим успехам детей, не скупитесь на похвалу и награду.
Успехов вам, ребята и взрослые, в изучении азбуки!
О тгадайте
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдет,
Там след остается.
(Карандаш)
Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(Бумага, буквы, пишущий)
По черной земле
Белый заяц пробежал.
(Мел)
![]() |
Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,
А плод приносит.
(Бумага, буквы, пишущий)
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет.
(Книга)
АЗБУКА
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломало хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло —
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква а, когда очнулась,
Не узнала никого!
Ю.Тувим
Напишите правильно буквы.
НА ЧТО БУКВЫПОХОЖИ
«А» —
Начало
Алфавита,
Тем
Она
И знаменита.
А узнать ее
Легко:
Ноги ставит
Широко!
Это —
«Ж»,
А это —
«К»,
Целый
Жук
И полжука.
«Т» —
В антенну
Превратилась
И на крыше
Очутилась.
Филин,
В книжку
Залетев,
Притворился
Буквой
«Ф».
Буква
«У» —
Два длинных
Ушка.
«3» —
Простая
Завитушка.
Посмотри
На колесо -
И увидишь
Букву
«О».
Чтобы «О»
Не укатилось,
Крепко
К столбику
Прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась...
Буква
«Ю»!
Букву
«П»
В спортивном зале
Перекладиной
Назвали.
Ну-ка, милый,
Не ленись —
Подойди
Да подтянись!
Вот какие
«Щ» и «Ц»:
С коготочком
На конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка
«Н»
Надела
Поясок,
«И»
Надела
Поясок.
Буква «Н»
Надела ровно,
Буква «И» —
Наискосок.
Ты ей
Шляпку
Подари —
Станет
Краткой
Буква «И».
«X»
Все
Ходит,
Ходит,
Ходит —
Места,
Что ли,
Не находит?..
И, подобно
кочерге,
Горбит
Спину
Буква «Г».
Буква
«Э»
На
«С»
Дивится,
Словно
В зеркало
Глядится:
«Сходство есть
Наверняка,
Только нету
языка!»
Взялись за руки
Друзья
И сказали:
«Ты да я —
Это —
Мы».
А между тем
Получилась
Буква «М»!
«Л»
Ногою
Мяч
Поддела.
«Ч»
Поймать его
Хотела.
Ждет и ждет.
Устала ждать,
А мяча
Все не видать.
Посмотри
На букву
«Ш» —
Буква
Очень хороша,
Потому что
Из нее
Можно сделать
«Е» и «Ё»!
Буква «Я»
Шагает
Гордо.
«Д»
Стоит,
И очень твердо!
А бедняжка
Буква
«Ы»
Бродит с палочкой
Буква
«Б» —
С большим брюшком,
В кепке
С длинным
Козырьком.
МЯГКИЙ ЗНАК
Живет беспечно,
Он без кепки
Ходит вечно.
А упрямый
ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Кепку носит только так.
Спать
Отправились
Подружки,
Взяли
Пышные подушки:
«Р» —
Одну,
А буква
«В» —
Две!
а. Шибаев
Присмотритесь внимательно к окружающим вас предметам. Может быть, какие-то из них напоминают знакомые вам буквы?
Вот буква —
Вроде шалаша.
Не правда ль,
Буква хороша!
И хоть она
Проста на вид,
А начинает
Алфавит.
Е. Тарлапан
Впишите букву а в слова. Соедините слова с рисунками линиями. Посмотрите на рисунок, слово; правильно его прочитайте, опираясь на букву а.
Азбука — к мудрости ступенька.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Назовите в пословицах слова с а.
На траве
Лежит коса.
Рядом с нею -
Брюква.
Это просто
Чудеса:
Получилась
Буква!
Е. Тарлапан
Впишите в слова букву Б. Найдите соответствующий рисунок.
Без наук — как без рук.
Без терпенья нет ученья.
Отгадайте.
У бога есть,
у царя нет,
у Бориса впереди,
у Глеба назади.
Найдите в пословицах и загадке слова с Б.
Палочка,
Рядом две ровные дужки —
Вот и готовы
Очки... для лягушки.
Е. Тарлапаи
Впишите букву В в слова, найдите соответствующие картинки. Покажите картинки и прочитайте слова.
Найдите или нарисуйте другие картинки, в названии которых есть буква В.
Отгадайте.
Чего нет в России,
найдется в Москве,
нет в Петербурге,
а видно в Неве?
Г — крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верным
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г могу.
В. Степанов
Впишите букву в слова.
Найдите соответствующие картинки и покажите слова. Найдите и нарисуйте картинки, в названии которых есть Г.
С грамотой вскачь,
Без грамоты хоть плачь.
Видны за окнами дома
И дети на дорожках,
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках...
С. Маршак
Впишите букву в слова. Прочитайте с помощью взрослых
Вспомните слова, начинающиеся с Д. Прочитайте пословицу, назовите слово с Д.
Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.
Е на грядке
Пригодилась
Вместо грабель
Потрудилась.
В.Степанов
Впишите букву в слова.
Вспомните слова с Е.
Прочитайте пословицу и найдите в ней слова с Е.
Чтение – лучшее учение.
Только Е передохнула,
Как тотчас же на нее.
Пара птенчиков
Вспорхнула –
Получилась буква Ё!
Е.Тарлапан
Что нужно сделать, чтобы расколдовать слова и прочитать их?
Найдите в пословице короткое слово с буквой Ё.
Ученье и труд
Всё перетрут.
Повторенье – мать ученья.
Букву Ж увидав,
Наклонился жираф.
Побежала буква вдруг
Да ведь это просто
Жук…
Г.Сапгир
Расшифруйте слова. Выполнить эту работу помогут картинки.
Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Найдите слово с Ж.
Век живи – век учись.
Учиться никогда не поздно.
З не просто завитушка.
З – пружина, крендель, стружка.
В.Степанов
Какая буква поможет прочитать слова и назвать картинки?
Прочитайте пословицы. Подумайте, о чем в них говориться. Найдите слово, начинающееся с З.
Знание – сила.
Знание лучше богатства.
Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек?
— Три!
— А какая буква?
— и!
Е. Тарлапан
Посмотрите на картинки. Они помогут вам рас шифровать слова.
Прочитайте пословицу и подумайте над ее смыслом. Произнесите ее еще раз и назовите слова с и.
Испокон века
Книга растит человека.
Отгадайте, что находится между горой и долиной?
(И)
Букву Йзовут «И кратким».
Йкак И в твоей тетрадке.
Чтобы Йне путать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
Соотнесите картинки со словами. Впишите букву й.
Прочитайте пословицы. Послушайте себя. Определите на слух слово с Й.
Уменье везде найдет применение.
Хорошая книга — лучший друг.
Кто отправился в полет,
В клюве веточку несет?
Г. Виеру
Рассмотрите картинки и назовите их. В этих словах есть К. Найдите и напишите букву в словах.
Догадайся сам, загадай своим друзьям
Загадка не в столице,
а в каждом кишлаке,
в сарае не поместишь,
а спрячешь в кошельке.
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
В. Степанов
Расшифруйте слова.
Найдите к каждой картинке подходящее слово.
Придумайте слова с Л.
Отгадайте, что среди Волги стоит?
(Л)
Вот качели
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем!
Е. Тарлапан
В этих словах живет буква М. Без нее они не читаются. Узнать слова вам помогут картинки.
Какие еще слова с М вы можете назвать? В начало каких слов можно подставить буквы К, М, чтобы прочитать их?
Отгадайте, что посреди земли стоит?
(М)
На букве Н
И, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!
Е. Тарлапан
Перед вами картинки и неполные слова. Чтобы и к прочитать, нужно вписать букву н.
Прочитайте пословицу. Спросите взрослых, в чем ее смысл.
Найдите слова с н.
Ворчаньем наскучишь,
Примером научишь.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла!
Е. Тарлапан
Найдите на картинках животных и птиц. Если вставить вместо точек букву О, можно прочитать их названия.
Выучите загадки о букве О и загадайте их товарищам.
У человека одно,
у ворона два,
у медведя нет ни одного.
В старости я
один раз встречаюсь,
в молодости —
три раза,
в огне не сгорю
и в воде не потону.
На хоккее, на футболе
Буква П — ворота в поле.
В. Степанов
Рассмотрите рисунки. Все слова начинаются с П.
Вставьте пропущенную букву и подберите слова
Найдите слова с П в пословицах. Приведите свои примеры слов с П.
Красна птица опереньем, а человек ученьем.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Буква Р — на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
В.Степанов
Посмотрите на рисунки и догадайтесь, какие слова
не дописаны.
Прочитайте второе и пятое слова и скажите, как их можно превратить в другие слова, изменив первую букву. Определите на слух слова с Р в пословице.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Г. Виеру
Перед вами картинки и недописанные слова. Допишите нужную букву.
Определите, какое слово подходит к каждой из
картинок.
Найдите в пословице два слова с буквой С. Сколько всего слов в пословице?
Наукой свет стоит,
Ученьем люди живут.
Тигр — свирепый зверь.
Но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
В. Лунин
Допишите слова и подберите к ним картинки.
Вспомните слова с т в начале, в середине, в конце слова.
Подумайте над пословицами.
Произнесите и определите на слух слова с т.
Почитай учителя, как родителя.
Добро того учит, кто слушает.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Е. Тарлапан
Какой буквы нет в этих словах? Допишите ее. Опираясь на знакомые вам буквы, прочитайте слова. Ваши помощники — картинки.
Какое слово можно прочитать без у?
Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. В каких словах у в начале, в каких — в середине слова?
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Вез наук — как без рук.
Фокусник-ветер флага коснулся —
Факелом флаг мой в небо взметнулся.
Фокусник-ветер, флагом играй!
Факел мой алый, гори — не сгорай!
В.Лунин
Рассмотрите букву. Назовите картинки.
В каких словах РФ в начале, а в каких — в конце?
Вставьте недостающую букву.
Вспомните слова с Ф.
Отгадайте, что посреди Уфы стоит?
(Ф)
Не рогаты мы,
Не злы.
Козлы мы,
А не козлы.
Держим мы
В руках бревно,
Чтоб не выпало
Оно.
Е. Тарлапан
Рассмотрите букву и рисунки. Назовите слова. Какие слова начинаются с X? Какие оканчиваются на X?
Впишите недостающую букву и прочитайте слова.
Найдите слово с X в короткой пословице.
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
Ум хорошо, а два лучше.
Цветет у птичника цветок,
Цветок на паре тонких ног,
Цветок пушист и звонок...
— Цветок, ты кто?
— Цыпленок!
В. Лунин
Перед вами новая буква и картинки, в названиях которых есть ц.
Впишите ц, прочитайте слова и покажите картинку.
В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово?
Найдите слова с ц в пословицах.
Яйца курицу не учат.
Цыплят по осени считают.
Первой букве
В слове «чтение» —
Букве Ч
Мое почтение!
Е. Тарлапан
Рассмотрите букву. Назовите картинки. Определите, где слышится [ч]: в начале, в середине или в конце слов. Впишите новую букву в слова. К каким рисункам они подходят?
Найдите в пословицах слова с Ч. Вспомните слова с Ч.
Век живи — век учись.
Без терпенья нет ученья.
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
В. Степанов
Рассмотрите букву. На что она похожа?
Назовите картинки. Определите место Ш в словах (начало, середина).
Вставьте пропущенную букву в слова. Каким картинкам они соответствуют?
Прочитайте пословицы и определите слова с Ш.
Поспешишь — людей насмешишь.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Больше знать, так меньше спать.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
На что похожа новая буква? С какими буквами ее нельзя путать?
Назовите картинки. Определите место Щ в слонах.
Вставьте в неполные слова Щи прочитайте их.
В каком слове пословицы есть Щ?
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться.
В. Степанов
Эта буква не так часто встречается. Но без нее не прочитать слова:
Отгадайте.
Не куст,
а с листочками
не рубашка,
а сшита,
не человек,
а рассказывает
(Книга)
Этот незнакомец
Спрятался в часы.
А другой такой же —
К дедушке в усы.
Е. Тарлапан
Назовите картинки. Послушайте себя и скажи те, где вы слышите Ыв словах: в начале, в середине или в конце?
Впишите букву Ыи прочитайте слова.
Найдите в загадке слова, отвечающие на вопрос какие?, и букву Ыв этих словах.
Черные,
кривые,
от рожденья все немые,
встанут вряд —
сейчас заговорят.
(Буквы)
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
А. Шибаев
Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать.
Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак! Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Банька в банку превратится. Вот что может получиться.
Назовите картинки. Определите мягкий согласный звук в словах.
Впишите Ь.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать
Учить — ум точить.
Взял я лук и крикнул: — Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
-Э-э-э!...
Е. Тарлапан
Прочитайте слова, не забудьте вписать новую букву. Буква Э начинает слова:
Отгадайте.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется...
(Алфавит)
На арене укротитель —
Грозных тигров повелитель,
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело стал лицом,
В. Степанов
Назовите картинки. Определите общую букву и словах.
Впишите букву и прочитайте слова.
Буква Ю не очень часто встречается в словах, отвечающих на вопросы кто? что? Назовите слова, отвечающие на вопрос что делают? Определите место Ю в этих словах.
Отгадайте.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я,
А в скворечник залетела
Вместо птички буква Я!
Е. Тарлапан
Буква Я — самая последняя в алфавите. На что похожа эта буква?
Назовите картинки. В этих словах живет буква Я. Вспомните еще слова с Я.
Прочитайте слова, вставив пропущенную букву.
Найдите в загадке два слова с Я. Отгадайте.
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядком — молчат,
Нам загадки говорят.
(Буквы, алфавит)
ПОВТОРИТЕ С ДЕТЬМИ
Вы изучили все буквы. Среди них есть похожие. Чтобы не спутать при чтении и письме, повтори их еще раз. Буквы для повторения мы предлагаем не в алфавитном порядке, а путем их сравнения расположению элементов. Постарайтесь заметить различие и сходство в количестве и расположен элементов, составляющих эти буквы. Игры с бук вами и занимательные упражнения помогут закрепить навыки чтения и письма, а также умение складывать слоги и слова.
Буквы-колеса О С 3 Ю Ф
Лестницы Н Е
Заборы Ш Щ Ц И
Ракеты Л А Д
Ворота П М
Молотки Г Т
Жучки Ж X
Крючки К У Ч
Рассмотрите внимательно буквы. Какие предметы из окружающего мира они вам напоминают?
Что вы находите общего в буквах-колесах, буквах-лестницах, буквах-заборах, буквах-ракетах, буквах-воротах, буквах-молотках, буквах-жучках, буквах-крючках?
— А ну-ка, буквы, станьте в ряд:
Я — командир, вы — мой отряд!
Сказала буковка одна:
— Ты приказал — мы стали.
Но мы, — добавила она, —
Уже чуть-чуть устали...
И сразу три, четыре, пять
Спросили осторожно:
— Немножко можно поиграть?
— Ну что ж немножко — можно.
Согласен даже вам помочь:
Я поиграть и сам не прочь...
А. Шибаев
Назовите гласные буквы. Их в азбуке 10.
Назовите согласные буквы, их 21.
Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
Проверьте себя:
Гласные буквы А О ЫЭ У
Я Е В Ё Ю
Согласные буквы Б В Г Д Ж З Й К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Не обозначают звуков Ь Ъ
Правильно прочитайте названия букв и выучите алфавит.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её
а бэ вэ гэ дэ е ё
Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм
жэ зэ и и ка эль эм
(краткое)
Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу
эн о пэ эр эс тэ у
Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ
эф ха цэ че ша ща твердый
знак
Ыы Ь Ээ Юю Яя
Ымягкий Э Ю Я
знак
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
Но для тебя они — ключи
Ко всем чудесным книжкам.
с. Маршак
Что надо знать, чтобы научиться читать? Расскажите алфавит, правильно называя буквы.
СЛОВА И БУКВЫ
Учим в детстве мы, друзья,
Наш алфавит от А до Я,
И буква к букве, к слогу слог
Читали: сча-стье, труд, у-рок.
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть,
Все дело в том лишь, где и как
Поставлен в слове каждый знак.
С. Михалков
ЧИТАЛОЧКА
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Какое русское слово состоит из трех слогов, а обозначает 33 буквы?
Прочитайте это слово.
АЛФАВИТ
Другое название: АЗБУКА
АЛФАВИТ, АЗБУКА
Знаете ли вы происхождение слов «азбука», «алфавит»?
Азбука, или алфавит, — это буквы, расположенные по порядку.
Слово АЗБУКА — русское, АЛФАВИТ — греческое. Раньше букву А называли «аз», б — «буки». Из названий этих букв образовалось слово АЗБУКА. Слово АЛФАВИТ произошло от названий греческих букв «альфа» и «вита».
Каждая буква в алфавите имеет свое место и название.
Объясните смысл пословицы:
Аз да буки избавят нас от скуки.
ПО КРУГУ
Подарили Пете
Книжку о ракете.
Прочитал Петя —
Подарил Свете,
Света — Мане,
Маня — Тане,
Таня
Подарила Ване...
Совершила книжка круг
И сказала:
«Здравствуй, друг!»
Назовите имена детей. С какой буквы вы их напишете?
Подумайте и скажите, с какой буквы пишутся одинаковые по звучанию слова.
Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
— Отыскалась твоя сережка!
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Я. Козловский
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города.
Буква большая — совсем не пустяк,
В букве большой — уважения знак.
Е. Измайлов
Скоровшколу
(стихи и рассказы о школе, занимательный материал и веселые физминутки)
Найдите букву в окружающих предметах
Найдите букву в афише, объявлении, заголовках газетных статей.
Нарисуйте букву палочкой на песке, на снегу, выложите на земле из камушков.
ГЛАСНЫЕ — СОГЛАСНЫЕ
Посмотрите на рисунок. Назовите только гласные буквы. Сколько их?
Каких букв на рисунке больше — гласных или согласных? На сколько?
кто быстрее?
Быстро вспомните, представьте и назовите буквы, состоящие из двух одинаковых элементов.
Назовите буквы печатного шрифта, состоящие из двух длинных и одной короткой палочек.
Выигрывает первый правильно назвавший буквы.
Запомните
Посмотрите на первый ряд букв, назовите их и запомните порядок расположения. Закройте глаза и назовите эти буквы с закрытыми глазами.
1. X, К, Ж, У, М, Я.
2. С,0,Э,Ю,3,В.
3. В, Б, Р, Ь, 3, Ы
4. Ш, Щ, Е, Ц, Ё.
5 А, Л, Д, Н, Ч, И.
пропущенная буква
Учим отгадывать слова по данным буквам. Взрослый пишет слово, пропуская, например, согласные. Дети отгадывают слово только по гласным.
— У — Я (буря)
И - - А (игра, игла)
Может быть несколько правильных ответов по схеме.
Могут быть пропущены гласные в словах.
В — Л К
Б — Л К —
Перед вами слова с пропущенной буквой. Какой?
(лапа)
(скала)
(глаза)
(осёл)
Каждой букве свое место
Запомните, какие буквы соответствуют этим фигурам, а затем прикройте их. Теперь по памяти впишите соответствующие буквы.
начертите в воздухе
Развиваем у детей зрительные и пространственные представления о буквах.
Представьте, что в правой руке у вас мел и вы пишете на доске буквы. Начертите в воздухе буквы Л, А, П,Х,У,М,а ваши друзья будут отгадывать, что вы написали.
Выигрывает тот, кто отгадает, какие буквы вы написали.
Можно поиграть и по-другому. Водящий закрывает глаза и протягивает ладонь. Играющие поочередно пальцем пишут буквы на ладони водящего. Тот, чью букву отгадали, будет водить.
четвертый лишний
Внимательно посмотрите на буквы. Какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?
1. А У П И
2. Ш Щ Е Ц
3. Л И Н Т
4. Ж Щ М Ш
(Правильный ответ: в первом ряду согласная не подходит к гласным, во втором — гласная не подходит к согласным, в третьем ряду Т, состоящая из двух элементов, не подходит к буквам из трех элементов, в четвертом — М не подходит к шипящим Ж, Щ, Ш).
найди ошибку
Учим детей замечать ошибки в написании печатным шрифтом букв
Буквоедик
Здесь были старательно написаны буквы, а проказник Буквоедик все испортил. Допишите буквы.
прочитайте слово
Развиваем внимание у детей, учим их ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Здесь зашифрована пословица. Найдите нужные буквы, используя план. Каждая стрелка обозначает слово.
зеркало
Буквы-модницы смотрят в зеркало. Зеркальное изображение буквы обведите в кружок, а правильно написанные буквы обведите в квадратик, вот так:
ДОГАДАЙТЕСЬ
Шалунья-резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.
ПЛЯШУЩИЕ БУКВЫ
Внимательно рассмотрите рисунки и назовите буквы.