Радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию отношения к труду, направленного на достижение нового качества жизни. Поэтому, видимо, социально-психологические факторы стратификации оказываются более значимыми для изменения уровня благосостояния, чем сама по себе включенность в рыночные отношения. Если особенности реформ, в частности, специфика молодежного рынка труда предопределяют саму возможность войти в рыночную экономику, то направление сознания молодых людей в отношении к труду определяет глубину этого включения. Это можно показать на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи «Перспектива»:1
Перед исследователями была поставлена задача – осветить некоторые важные особенности ценностных установок и поведенческих приоритетов, связанных с готовностью молодых людей войти в рыночные отношения, описать стратегию молодежи как субъекта рынка труда. Я согласна с авторами исследования в том, что нужно акцентировать внимание в этом вопросе на контингенте, находящемся в начале социально-профессионального определения, то есть лучше всего обращаться к выпускникам общеобразовательных школ. Выборочная совокупность составила 840 человек (девушки составили 56%).
Исследовалась также зависимость социально-психологических факторов от так называемых структурных ресурсов. К ним относятся принадлежность молодежи к семьям из различных социально-профессиональных групп; уровень материального благосостояния семьи; возможность помощи, которую молодые люди ожидают со стороны родителей.
|
Иерархия доминирующих ценностей, определяющих расположение профессий на шкале предпочтений в оценках выпускников, принадлежащих к различной социально-профессиональной среде (в % от опрошенных; N = 840)1
Социально-профессиональные группы | Иерархия трудовых ценностей | Ответили | |
Девушки | Юноши | ||
Дети рабочих высокой и средней квалификации (N=103; дев. – 47, юноши – 56) | Заработная плата | 61,3 | 73,4 |
Гарантия занятости | 57,5 | 69,6 | |
Содержание работы | 35,9 | 9,1 | |
Дети служащих (специалистов) с высшим и средним специальным образованием (N=737; дев. – 392, юноши – 345) | Заработная плата | 67,5 | 77,3 |
Гарантия занятости | 55,4 | 54,7 | |
Содержание работы | 47,6 | 47,2 |
Респондентам предлагалось назвать три основные характеристики, ранжированные по степени важности. Поэтому количество ответов превышает 100%.
Исследование показывает, что для большинства выпускников средних школ определяющая ценность хорошей работы – деньги, а не содержание. Из таблицы видно, что в составе трех доминант, определяющих ценностную ориентацию молодых людей при выборе профессии и будущей трудовой деятельности, выступают, прежде всего, материальные соображения и возможность трудоустройства. Содержание работы как регулятор профессионального самоопределения уступает этим двум критериям по своей значимости.
Большое значение «материальной» позиции в структуре трудовых ценностей во всех выделенных группах подтверждается также значимой положительной связью между отношением респондентов к рыночным требованиям работодателей и готовностью включиться в рынок труда, как видно из таблицы, приведенной ниже.
|
Оценки выпускниками средних школ города Москвы основных секторов экономики по условиям трудовой деятельности (N = 840), в баллах1
Секторы экономики | Требуемые условия | ||||
Образо- Вательный и квалифи- кационный уровни, объем знаний | Затраты времени, связанные с работой, занятость непосредственно профес-сиональной деятельностью | Дисципли- на, ответствен- ность, обяза- тельность | Инициатив- ность, пред- приимчивость, активность | Объем работы, нагрузка выполняе- мыми и функциями | |
Госуда- Рственные предприятия | 2,3 | 1,7 | 1,1 | 1,3 | 1,0 |
Негосуда- рственные предприятия | 2,6 | 2,8 | 2,8 | 2,4 | 2,7 |
Оценка вычислялась как средневзвешенная по трехбальной системе – высокая (3); средняя (2); низкая (1); трудно ответить (0).
Данные исследования показали, что если относительно частного сектора наблюдается довольно высокая зависимость между перспективами материального порядка и предпочтением данного сектора, то для госсектора такая связь менее значима сектором различной формы собственности, представляется потенциальным пространством, в котором ориентируются молодые люди, намереваясь предолжить свою будущую рабочую силу. Подавляющее число респондентов данного исследования (67%) выразили желание трудиться в негосударственном секторе экономики.
В установке молодежи на труд с ее мотивационной доминантой «высокой заработной платы» и предпочтения рынка труда частного сектора скрыто действие весьма важного социально-психологического фактора стратификации, связанного с намерением изменит уровень благосостояния. Из такого сопоставления можно сделать вывод о готовности молодых людей больше трудиться, нести ответственность, проявит предприимчивость, быть инициативным и активным. Мне кажется, что именно такая установка вхождения в рыночные отношения отражает формирование новой трудовой этики.
Молодежь и безработица