Компетенция центральных (внутригосударственных) органов внешних сношений
Принятая на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) вступила в силу 28 ноября 1996 года. Ряд принятых конституционно-правовых дополнений касается компетенции внутригосударственных органов внешних сношений. В частности, статья 1 раздела 1 «Основы конституционного строя» провозглашает:
- Республика Беларусь — унитарное, демократическое социальное правовое государство;
- Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;
- Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Данная статья определяет название нашего государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) строй.
Правовое государство — это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства и прямого действия Конституции, гарантирующей международное признание прав человека.
Понятие «социальное государство» в широком смысле означает законодательное устранение противоречивых интересов, а в узком — обеспечение достойных условий жизни людей, повышение их благосостояния и, прежде всего, заботу о рядовых тружениках, признание неприкосновенных и неотчуждаемых прав личности. Это обеспечение равных, справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.
|
Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство характеризуется тем, что оно, как система политических институтов, «связано» правом, его принципами во всех сферах общественной жизни. Это сущностная сторона такого государства. Содержательная же его сторона — суверенная государственная власть. Главными направлениями ее осуществления являются:
а) защита незыблемости государственной границы, недопустимость изменения ее территории;
б) осуществление независимой внешней и внутренней политики при решении всех проблем, стоящих перед государством и обществом на основе законности и правопорядка.
По форме правления, т. е. по организации верховной государственной власти и ее взаимоотношению с обществом, белорусское государство является республикой, в которой верховная власть избирается на определенный срок и ответственна перед народом, ее избравшим. В зависимости от того, кем избирается глава государства (парламентом или населением), республика может быть парламентской или президентской. Беларусь — президентская республика.
По форме государственного устройства, т. е. по способу организации государственного единства, различаются государства простые (унитарные)
и сложные (конфедерации и федерации).
Унитарное (от латинского unitas — единство) государство — это цельное, единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности. В унитарном государстве имеется лишь одна система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный Суд, центральные органы государственного управления). Таким образом, Республики Беларусь — унитарное государство.
|
Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно нормам международного права Беларусь может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат ее Конституции.
Обеспечение соответствия национального законодательства общепризнанным принципам международного права реализуется, прежде всего,
в рамках законотворческого процесса путем подготовки новых актов, внесения в акты действующего законодательства соответствующих изменений, дополнений и т. д.
Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема (ст. 9), является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета.
Под понятием территории подразумевается пространство (суша, воды, недра, воздушная сфера), определяемое государственной границей. Земля, ископаемые, леса, реки, озера, воздух — основа производственной деятельности людей, их труда и отдыха, пространства, в пределах которого белорусский народ самостоятельно решает все вопросы по использованию и охране своего достояния. Территория — неотъемлемый элемент государственности наряду с населением и государственной властью.
Согласно ст. 18 в своей внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Беларусь объявила свою территорию безъядерной зоной
и ставит своей целью сделать государство нейтральным. Таким образом, данная статья закрепляет некоторые общепризнанные принципы международных взаимоотношений, нашедшие свое отражение в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Хельсинских соглашениях, Парижской хартии для Новой Европы, Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Хартии свободы Европы и других международных документах. В своей внешней политике Беларусь предпринимает активные шаги по реализации этих принципов. В частности, Республика Беларусь добровольно отказалась от ядерного оружия, и сразу же после вступления в силу Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) с ее территории были выведены последние единицы ядерного вооружения.
|
В разделе II «Личность, общество и государство» заявлено: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего
и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией» (ст. 59).
Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям — один из важнейших признаков демократического правового государства. Настоящей статьей государство обязывается принимать установленные законами и подзаконными актами меры, направленные на создание условий для полного осуществления прав
и свобод своих граждан. Важнейшим условием для этого является внутренний и международный порядок.
Полномочия Президента, Парламента, Правительства
В разделе IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд» Конституция Республики Беларусь определяет:
«Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент — высшее должностное лицо Республики Беларусь. Как глава государства он представляет республику внутри страны и в международных отношениях» (гл. 3, ст. 79).
Таким образом, Президент наделен представительскими функциями.
Конституция предусматривает также модель «сильной президентской власти», при которой он уже не является главой исполнительной власти; президентская власть доминирует над всеми другими властными структурами. Ни к одной из ветвей власти президентская власть как бы не относится. Она конституируется как совершенно особая власть, стоящая над любой другой властью. Практически отсутствуют все противовесы, которыми бы сдерживалась и уравновешивалась власть Президента.
Президент призван принимать меры по охране суверенитета Республики Беларусь, обеспечивать ее территориальную целостность. Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет имеет целью свободное развитие и благополучие граждан, создание условий для достойной жизни каждому гражданину на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией.
Ст. 84 Конституции наряду с внутригосударственными полномочиями Президента Республики Беларусь наделяет его, как главу государства, определенными функциями во внешних сношениях. В соответствии с пп. 20 и 21 указанной статьи Президент «ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств».
Кроме того, в соответствии с п. 13 этой же статьи Президент «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики».
Конституционные основы участия Парламента Республики Беларусь
в формировании и реализации внешнеполитического курса осуществляются на основе закрепленных в Конституции Республики Беларусь положений, определяющих отношение нашей страны к принципам международной жизни, взаимоотношения с иностранными государствами и иностранными гражданами. В Конституции Беларуси оговорены следующие положения, направленные во внешнеполитическую сферу:
- Республика Беларусь самостоятельно осуществляет внешнюю политику (ст. 1);
- Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им своего законодательства;
- Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в международные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь
(ст. 8);
- государство обязано принимать все доступные ему меры для создания международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст. 59);
- гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (ст. 10);
- Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст. 12);
- иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне
- с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11);
- гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение
и распространение полной, достоверной и своевременной информации о международной жизни (ст. 34);
- каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61).
На основе и во исполнение Конституции Закон «О Президенте Республики Беларусь» устанавливает правовой статус и полномочия Президента, гарантии и порядок их осуществления. Согласно закону Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности.
В плане международной деятельности Президент пользуется правом вести переговоры и подписывать международные договоры, назначать и отзывать дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств, обращаться с посланиями к народу и Парламенту Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент решает вопросы приема
в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища.
Являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами, Президент назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; вводит на территории страны в случае военной угрозы или нападения военное положение; он также вправе отдать приказ о начале военных действий без объявления войны. Президент осуществляет меры по защите интересов граждан Республики Беларусь, находящихся (проживающих)
в других государствах.
Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь за заключением о соответствии:
- законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
- постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
- актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Помимо общих для всего Парламента (Национального собрания) Республики Беларусь положений в Конституции государства содержатся и конкретные полномочия его палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Так, Палата представителей, рассматривая проекты законов в различных сферах общественной деятельности республики, утверждает также основные направления ее внешней и внутренней политики; рассматривает военную доктрину и законопроекты о ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностях граждан; об объявлении войны и заключении мира,
о правовом режиме военного и чрезвычайного положения (ст. 97, п. 2).
Совет Республики рассматривает Указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения, принимает соответствующее решение (ст. 98, п. 8).
Важным звеном в системе конституционных институтов, излагающих приоритеты внешнеполитического курса и внутриполитического развития страны и определения места и роли Национального собрания в их осуществлении, являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь
к Парламенту (ст. 84, п. 14).
Большое внимание вопросам участия Республики Беларусь в проведении внешнеполитического курса и осуществления международной деятельности страны Парламент Беларуси уделяет ежегодно при утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении. В бюджете страны на каждый год предусматривается финансирование расходов по разделу «Международная деятельность». В данном разделе определены расходы на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, на взносы Беларуси в различные международные организации, членом которых она является, на поддержание международных культурных и информационных связей и т. д.
Важное место в работе по формированию внешнеполитического имиджа Республики Беларусь Парламент страны отводит изучению и практическому применению международного опыта при разработке национального законодательства.
Так, в различные международные структуры направлялись на экспертизу проекты Законов Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца», «О беженцах», «Об иммиграции», Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и др.
Национальное собрание Республики Беларусь, руководствуясь ключевыми тезисами ежегодного послания Президента, основываясь на принципах международного права и основных направлениях внешней политики нашей страны, последовательно выступает за равноправное взаимовыгодное сотрудничество со всеми международными и межпарламентскими структурами, парламентами стран мирового сообщества.
Основными направлениями этого сотрудничества является работа
с межпарламентскими организациями, созданными на постсоветском пространстве, взаимодействие с европейскими структурами, участие в многосторонних форумах по различной тематике.
Одним из главных приоритетов межпарламентского сотрудничества Национального собрания Республики Беларусь в целом и обеих его палат (Совета Республики и Палаты представителей) являлось дальнейшее расширение и углубление связей с Парламентским собранием Союза Беларуси
и России (ПС) в рамках Договора о создании Союзного государства.
Отношения Национального собрания Республики Беларусь и Парламентской структуры Центрально-европейской инициативы (ЦЕИ) всегда характеризовались стабильностью. Наши парламентарии регулярно принимают участие в ее мероприятиях, стремясь к углублению сотрудничества в рамках этой организации. Накопленный белорусскими парламентариями опыт показывает, что их дальнейшая работа в парламентских структурах ЦЕИ может способствовать расширению контактов со странами-членами Евросоюза,
а также с Евросоюзом в целом.
Члены Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности принимают участие в мероприятиях Парламентской ассамблеи Организации черноморского экономического сотрудничества, Ассамблеи западноевропейского союза, Межпарламентской ассамблеи по европейской безопасности и обороне.
Члены этой же комиссии и Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимали участие во многих других двусторонних и многосторонних международных встречах и форумах, выступали с заявлениями и обращениями по важным международным проблемам.
Дальнейшая межпарламентская деятельность Национального собрания Республики Беларусь и обеих его палат направлена на укрепление позиций Беларуси на международной арене как суверенного и независимого государства; на взаимодействие с Российской Федерацией, международными (прежде всего европейскими) парламентскими организациями и национальными парламентами иностранных государств, а также на строительство новой мировой и европейской систем безопасности и активизацию участия нашего государства в многостороннем и двустороннем экономическом сотрудничестве.
Важнейшими шагами Республики Беларусь и ее Парламента явились ратификация и присоединение к международным договорам в области охраны интеллектуальной собственности. К ним относятся Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24 июля 1971 г.), договоры ВОИС от 20 декабря 1996 г. по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам, Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.
В Конституции закреплена ключевая роль правительства в формировании и проведении внешней политики.
Статья 107 определяет, что Правительство Республики Беларусь:
- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Конституция лишь в самых общих чертах определяет содержание внешнеполитической компетенции правительства. Реальный же объем его полномочий определяется в ходе политической практики, на формирование которой оказывает влияние целый ряд факторов внутриполитического
и внешнеполитического характера.
Наконец, важное место во внешнеполитическом механизме принадлежит Министерству иностранных дел. Оно осуществляет внешнюю политику государства: формулирует предложения и реализует внешнеполитические установки государственного руководства, повседневно руководит дипломатическими представительствами за границей, контролирует деятельность всех ведомств, которые в своей работе затрагивают вопросы отношений
с иностранными государствами и т. п. Конституция не содержит положений, которые специально регламентировали бы внутреннюю организацию, компетенцию и порядок.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте общую схему органов внешних сношений государства.
2. Каковы полномочия центральных (конституционных) органов общеполитического управления внешними связями государства?
· полномочия Президента Республики Беларусь;
· полномочия Национального собрания;
· полномочия Правительства.
Носит ли их деятельность дипломатический характер?
3. Какие структуры относятся к органам специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) связей государства
с другими странами?
Носит ли их деятельность дипломатический характер?
Чем регламентируются взаимоотношения таких государственных органов внешних сношений с аналогичными или подобными органами других государств?
Литература
1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.). — Мн.: Беларусь, 1997.
2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведом. Нац. собр. Респ. Беларусь. — 1997. — № 24. — С. 463.
3. Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 31 июля 2006 г. № 978.
4. Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 1996 г. № 247 // Собр. Указов Президента и пост. Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1996. — № 20. — C. 487.
5. Михалькевич, Г. Н. Этикет международного общения: учеб. пособие / Г. Н. Михалькевич. — Мн.: Книжный дом, 2004.
6. Молочков, Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика / Ф. Ф. Молочков. — М.: Международные отношения, 1977.
7. Попов, В. И. Современная дипломатия. Теория и практика: курс лекций. — Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство / В. И. Попов. — М.: Научная книга, 2000.
8. Семилетников, Н.А. Дипломатический и деловой протокол: учеб. пособие / Н. А. Семилетников — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. — 169 с.
9. Современные международные отношения и мировая политика: учеб. для вузов / А. В. Торкунов и др.; Московский гос. институт международных отношений МИД России. — 2-е изд. — М.: Просвещение,
2005. — 990 с.
Лекция 4. Основные положения государственной протокольной практики в республике беларусь
Официальный государственный протокол Беларуси основывается на общепринятых в международных отношениях правилах, традициях и обычаях с учетом собственных национальных особенностей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
30 сентября 1994 г. № 132 «О создании в Министерстве иностранных дел
в Республике Беларусь Службы государственного протокола» Служба обеспечивает соблюдение единого государственного протокола Республики Беларусь, а также протокола Президента, Премьер-министра и Министра иностранных дел; она является оперативным дипломатическим подразделением Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Деятельность Службы государственного протокола строится на взаимодействии с Администрацией Президента, Аппаратом Совета Министров, министерствами и другими центральными органами управления, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом и иностранных государств в Республике Беларусь.
На Службу государственного протокола возлагается обеспечение выполнения следующих задач.
1. Непосредственная организация при содействии со стороны министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь протокольного обеспечения мероприятий, проводимых Президентом, Премьер-министром и Министром иностранных дел в их отношениях с представителями иностранных государств, визитов на высшем и высоком уровнях иностранных делегаций в Республику Беларусь и делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также мероприятий в рамках Содружества Независимых Государств и, в частности:
- координация работы причастных к разработке и выполнению программ пребывания белорусских министерств и ведомств, а также зарубежных партнеров;
- заказ необходимого транспорта при приеме официальных делегаций, прибывающих в Республику Беларусь;
- обеспечение необходимого протокольного атрибута (программы, приглашения, схемы рассадки, карточки, конверты, сувениры, цветы и т. п.);
- согласование вопросов, связанных с размещением и уровнем обслуживания прибывающих официальных делегаций;
- ведение досье по визитам.
2. Протокольно-организационное обеспечение рабочих встреч Президента, Премьер-министра и Министра иностранных дел Республики Беларусь с иностранными представителями, что включает:
- согласование состава участников таких встреч и оповещение о месте, времени и характере встречи;
- информирование заинтересованных служб (безопасность, пресс-служба и т. п.) о рамках встречи;
- встречу иностранных участников, их сопровождение к месту беседы и проводы по ее завершении.
3. Подготовка и согласование с соответствующими министерствами
и ведомствами Республики Беларусь вопросов выдачи агреманов послам иностранных государств и экзекватур главам консульских учреждений, а также аккредитация атташе по вопросам обороны, военных и военно-воздушных атташе посольств иностранных государств.
4. Подготовка и выдача верительных грамот послам Республики Беларусь.
5. Протокольно-организационное обеспечение церемонии вручения
Президенту Республики Беларусь верительных грамот послами иностранных государств.
6. Участие в работе делегаций Республики Беларусь в международных организациях в части организации и проведения протокольных мероприятий.
7. Контроль за наиболее значительными событиями и датами за рубежом и в Республике Беларусь, требующими реакции протокольного характера.
8. Работа с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Республике Беларусь, в соответствии с международной протокольной практикой, в частности:
- аккредитация дипломатических, консульских, административно-технических сотрудников, прибывающих на работу в дипломатические представительства, и членов их семей, выдача им соответствующих документов;
- направление главам и сотрудникам дипломатических представительств приглашений на протокольные мероприятия, проводимые Президентом, Парламентом, Советом Министров и Министерством иностранных дел Республики Беларусь;
- решение вопросов, связанных с дипломатическими привилегиями и иммунитетами, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
- содействие в организации визитов глав дипломатических представительств к высшим должностным лицам Республики Беларусь;
- содействие в регистрации транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и их сотрудникам, и выдаче им соответствующих номерных знаков;
- информирование иностранных и белорусских дипломатических представительств обо всех изменениях, происходящих в структуре органов государственной власти и управления Республики Беларусь.
9. Разработка и согласование с Министром иностранных дел и его заместителями памяток, рекомендаций и предложений по протокольным мероприятиям, проводимым в Республике Беларусь.
10. Поддержание рабочих контактов с протокольными службами стран Содружества Независимых Государств и других государств, изучение и обобщение международной протокольной практики, разработка предложений по совершенствованию работы Службы государственного протокола.
К визитам на высшем уровне в Беларуси относятся визиты глав государств и визиты глав правительств. К визитам на высоком уровне — визиты глав парламента, министров иностранных дел, Генерального секретаря ООН.
Характер и формат визитов
Визиты по характеру подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные визиты.
Под форматом визита подразумевается совокупность мероприятий делового и протокольного характера, включаемых в программу визита, необходимый церемониал и уровень персонального участия официальных лиц Республики Беларусь.
Договоренность о сроках, характере и формате предстоящего визита высокого гостя или делегации достигаются заблаговременно. Прибытие гостя (делегации) в Республику Беларусь, его (ее) отъезд из г. Минска в выходные или праздничные дни, а также в ночное время обычно влекут за собой снижение уровня встречи (проводов).
Прибытие в Республику Беларусь гостя с супругой требует участия супруги белорусского официального лица.
Количественный состав прибывающих в Республику Беларусь членов делегации Белорусской стороной, как правило, не ограничивается, однако количественный состав официальной части делегации оговаривается особо.
Вопросы размещения, питания, обслуживания и обеспечения безопасности решаются заблаговременно на основе принципа взаимности и исходя из имеющихся возможностей.
О возможности использования гостями специальных самолетов договоренности достигаются заблаговременно, что отражается в программе визита.
Официальные визиты являются высшей категорией визитов в Республику Беларусь глав государств и правительств, делегаций, возглавляемых ими. Формат официального визита — наиболее полный в плане мероприятий, предусматриваемых белорусским протоколом:
– церемония встречи в аэропорту, на вокзале или на границе;
– у трапа самолета (у выхода из вагона).
Главу государства встречают Президент, Министр иностранных дел, посол страны гостя в Республике Беларусь, посол Республики Беларусь
в стране гостя, начальник Службы государственного протокола.
Главу правительства встречают Премьер-министр и лица, указанные выше. Состав других официальных лиц, участвующих во встрече главы государства или правительства, определяется программой визита.
Во встрече главы государства на границе участвует личный представитель Президента, а главы правительства — заместитель Премьер-министра. Состав других участников встречи остается тем же, что указан выше.
На встречу в аэропорту (на вокзале) по договоренности могут приглашаться главы дипломатических представительств других стран:
- в аэропорту (на вокзале) в честь гостя выстраивается почетный караул Вооруженных Сил Республики Беларусь;
- вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и Республики Беларусь, после чего почетный караул проходит торжественным маршем;
- если высокий гость прибывает с супругой, то в программе визита предусматривается участие супруги Президента (Премьер-министра) Республики Беларусь;
- от аэропорта (вокзала) до резиденции гостя сопровождает в автомашине Президент (Премьер-министр) Республики Беларусь, его супругу — супруга Президента (Премьер-министра). В этом пункте возможны изменения с учетом договоренности сторон при подготовке визита;
- остальная делегация и встречающие официальные лица Республики Беларусь едут в составе картежа.
- в случае, если Президент (Премьер-министр) Республики Беларусь сопровождает гостя до резиденции, на автомашине устанавливается, помимо флажка страны гостя или его личного штандарта, флажок Республики Беларусь. От аэропорта (вокзала) автомашину сопровождает эскорт мотоциклистов;
- главе государства или правительства, прибывшему в Республику Беларусь с официальным визитом, предоставляется резиденция, над которой поднимается флаг его страны или его личный штандарт. В программе официального визита главы государства (правительства) предусматриваются переговоры с Президентом (Премьер-министром). Переговоры проходят в расширенном составе, по окончании которых проводятся переговоры наедине.
В программу официального визита главы иностранного государства или правительства включаются его встречи с другими официальными лицами Республики Беларусь.
Программа визита предусматривает также официальный обед в честь гостя от имени Президента, возложение венка к монументу на Площади Победы, посещение театров и объектов, представляющих интерес, а также организацию других мероприятий с учетом пожелания гостя, уровня и состава делегации.
Программа официального визита в Республику Беларусь главы правительства иностранного государства предусматривает переговоры с Президентом и Премьер-министром, официальный обед в честь гостя, возложение венка к монументу на Площади Победы, а также другие мероприятия, включение которых в программу осуществляется в том же порядке, что и при подготовке визита главы иностранного государства.
Программой визита определяется также состав официальных лиц Республики Беларусь, принимающих участие в проводимых в рамках визита мероприятиях.
Церемония проводов в аэропорту (на вокзале, на границе) главы государства (правительства) остается той же, что и при встрече, но может быть сокращена с учетом пожелания гостя.
Согласие на прием в Республике Беларусь главы иностранного государства или правительства дается, соответственно, Президентом или Премьер-министром.
Программа визита главы государства утверждается Главой Администрации Президента, главы правительства — Премьер-министром или его заместителем.
В случае пожелания гостя программой визита может быть предусмотрено посещение, кроме Минска, других городов и населенных пунктов Республики Беларусь.
В ходе официальных визитов высшего уровня предусматривается вручение гостям памятных подарков от имени Президента или Премьер-министра.