Органы внешних сношений государства




 
 



Компетенция центральных (внутригосударственных) органов внешних сношений

Принятая на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) вступила в силу 28 ноября 1996 года. Ряд принятых конституционно-правовых дополнений касается компетенции внутригосударственных органов внешних сношений. В частности, статья 1 раздела 1 «Основы конституционного строя» провозглашает:

- Республика Беларусь — унитарное, демократическое социальное правовое государство;

- Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;

- Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Данная статья определяет название нашего государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) строй.

Правовое государство — это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих осуществление суверенных прав народа на основе верховенства и прямого действия Конституции, гарантирующей международное признание прав человека.

Понятие «социальное государство» в широком смысле означает законодательное устранение противоречивых интересов, а в узком — обеспечение достойных условий жизни людей, повышение их благосостояния и, прежде всего, заботу о рядовых тружениках, признание неприкосновенных и неотчуждаемых прав личности. Это обеспечение равных, справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.

Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство характеризуется тем, что оно, как система политических институтов, «связано» правом, его принципами во всех сферах общественной жизни. Это сущностная сторона такого государства. Содержательная же его сторона — суверенная государственная власть. Главными направлениями ее осуществления являются:

а) защита незыблемости государственной границы, недопустимость изменения ее территории;

б) осуществление независимой внешней и внутренней политики при решении всех проблем, стоящих перед государством и обществом на основе законности и правопорядка.

По форме правления, т. е. по организации верховной государственной власти и ее взаимоотношению с обществом, белорусское государство является республикой, в которой верховная власть избирается на определенный срок и ответственна перед народом, ее избравшим. В зависимости от того, кем избирается глава государства (парламентом или населением), республика может быть парламентской или президентской. Беларусь — президентская республика.

По форме государственного устройства, т. е. по способу организации государственного единства, различаются государства простые (унитарные)
и сложные (конфедерации и федерации).

Унитарное (от латинского unitas — единство) государство — это цельное, единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности. В унитарном государстве имеется лишь одна система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный Суд, центральные органы государственного управления). Таким образом, Республики Беларусь — унитарное государство.

Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно нормам международного права Беларусь может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат ее Конституции.

Обеспечение соответствия национального законодательства общепризнанным принципам международного права реализуется, прежде всего,
в рамках законотворческого процесса путем подготовки новых актов, внесения в акты действующего законодательства соответствующих изменений, дополнений и т. д.

Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема (ст. 9), является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета.

Под понятием территории подразумевается пространство (суша, воды, недра, воздушная сфера), определяемое государственной границей. Земля, ископаемые, леса, реки, озера, воздух — основа производственной деятельности людей, их труда и отдыха, пространства, в пределах которого белорусский народ самостоятельно решает все вопросы по использованию и охране своего достояния. Территория — неотъемлемый элемент государственности наряду с населением и государственной властью.

Согласно ст. 18 в своей внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Беларусь объявила свою территорию безъядерной зоной
и ставит своей целью сделать государство нейтральным. Таким образом, данная статья закрепляет некоторые общепризнанные принципы международных взаимоотношений, нашедшие свое отражение в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Хельсинских соглашениях, Парижской хартии для Новой Европы, Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Хартии свободы Европы и других международных документах. В своей внешней политике Беларусь предпринимает активные шаги по реализации этих принципов. В частности, Республика Беларусь добровольно отказалась от ядерного оружия, и сразу же после вступления в силу Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) с ее территории были выведены последние единицы ядерного вооружения.

В разделе II «Личность, общество и государство» заявлено: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего
и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией» (ст. 59).

Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям — один из важнейших признаков демократического правового государства. Настоящей статьей государство обязывается принимать установленные законами и подзаконными актами меры, направленные на создание условий для полного осуществления прав
и свобод своих граждан. Важнейшим условием для этого является внутренний и международный порядок.

Полномочия Президента, Парламента, Правительства

В разделе IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд» Конституция Республики Беларусь определяет:

«Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент — высшее должностное лицо Республики Беларусь. Как глава государства он представляет республику внутри страны и в международных отношениях» (гл. 3, ст. 79).

Таким образом, Президент наделен представительскими функциями.

Конституция предусматривает также модель «сильной президентской власти», при которой он уже не является главой исполнительной власти; президентская власть доминирует над всеми другими властными структурами. Ни к одной из ветвей власти президентская власть как бы не относится. Она конституируется как совершенно особая власть, стоящая над любой другой властью. Практически отсутствуют все противовесы, которыми бы сдерживалась и уравновешивалась власть Президента.

Президент призван принимать меры по охране суверенитета Республики Беларусь, обеспечивать ее территориальную целостность. Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет имеет целью свободное развитие и благополучие граждан, создание условий для достойной жизни каждому гражданину на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией.

Ст. 84 Конституции наряду с внутригосударственными полномочиями Президента Республики Беларусь наделяет его, как главу государства, определенными функциями во внешних сношениях. В соответствии с пп. 20 и 21 указанной статьи Президент «ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств».

Кроме того, в соответствии с п. 13 этой же статьи Президент «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики».

Конституционные основы участия Парламента Республики Беларусь
в формировании и реализации внешнеполитического курса осуществляются на основе закрепленных в Конституции Республики Беларусь положений, определяющих отношение нашей страны к принципам международной жизни, взаимоотношения с иностранными государствами и иностранными гражданами. В Конституции Беларуси оговорены следующие положения, направленные во внешнеполитическую сферу:

- Республика Беларусь самостоятельно осуществляет внешнюю политику (ст. 1);

- Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им своего законодательства;

- Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в международные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь
(ст. 8);

- государство обязано принимать все доступные ему меры для создания международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст. 59);

- гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (ст. 10);

- Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст. 12);

- иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне

- с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11);

- гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение
и распространение полной, достоверной и своевременной информации о международной жизни (ст. 34);

- каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61).

На основе и во исполнение Конституции Закон «О Президенте Республики Беларусь» устанавливает правовой статус и полномочия Президента, гарантии и порядок их осуществления. Согласно закону Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности.
В плане международной деятельности Президент пользуется правом вести переговоры и подписывать международные договоры, назначать и отзывать дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств, обращаться с посланиями к народу и Парламенту Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент решает вопросы приема
в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища.

Являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами, Президент назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; вводит на территории страны в случае военной угрозы или нападения военное положение; он также вправе отдать приказ о начале военных действий без объявления войны. Президент осуществляет меры по защите интересов граждан Республики Беларусь, находящихся (проживающих)
в других государствах.

Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь за заключением о соответствии:

- законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

- постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

- актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Помимо общих для всего Парламента (Национального собрания) Республики Беларусь положений в Конституции государства содержатся и конкретные полномочия его палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Так, Палата представителей, рассматривая проекты законов в различных сферах общественной деятельности республики, утверждает также основные направления ее внешней и внутренней политики; рассматривает военную доктрину и законопроекты о ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностях граждан; об объявлении войны и заключении мира,
о правовом режиме военного и чрезвычайного положения (ст. 97, п. 2).

Совет Республики рассматривает Указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения, принимает соответствующее решение (ст. 98, п. 8).

Важным звеном в системе конституционных институтов, излагающих приоритеты внешнеполитического курса и внутриполитического развития страны и определения места и роли Национального собрания в их осуществлении, являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь
к Парламенту (ст. 84, п. 14).

Большое внимание вопросам участия Республики Беларусь в проведении внешнеполитического курса и осуществления международной деятельности страны Парламент Беларуси уделяет ежегодно при утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении. В бюджете страны на каждый год предусматривается финансирование расходов по разделу «Международная деятельность». В данном разделе определены расходы на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, на взносы Беларуси в различные международные организации, членом которых она является, на поддержание международных культурных и информационных связей и т. д.

Важное место в работе по формированию внешнеполитического имиджа Республики Беларусь Парламент страны отводит изучению и практическому применению международного опыта при разработке национального законодательства.

Так, в различные международные структуры направлялись на экспертизу проекты Законов Республики Беларусь «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца», «О беженцах», «Об иммиграции», Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и др.

Национальное собрание Республики Беларусь, руководствуясь ключевыми тезисами ежегодного послания Президента, основываясь на принципах международного права и основных направлениях внешней политики нашей страны, последовательно выступает за равноправное взаимовыгодное сотрудничество со всеми международными и межпарламентскими структурами, парламентами стран мирового сообщества.

Основными направлениями этого сотрудничества является работа
с межпарламентскими организациями, созданными на постсоветском пространстве, взаимодействие с европейскими структурами, участие в многосторонних форумах по различной тематике.

Одним из главных приоритетов межпарламентского сотрудничества Национального собрания Республики Беларусь в целом и обеих его палат (Совета Республики и Палаты представителей) являлось дальнейшее расширение и углубление связей с Парламентским собранием Союза Беларуси
и России (ПС) в рамках Договора о создании Союзного государства.

Отношения Национального собрания Республики Беларусь и Парламентской структуры Центрально-европейской инициативы (ЦЕИ) всегда характеризовались стабильностью. Наши парламентарии регулярно принимают участие в ее мероприятиях, стремясь к углублению сотрудничества в рамках этой организации. Накопленный белорусскими парламентариями опыт показывает, что их дальнейшая работа в парламентских структурах ЦЕИ может способствовать расширению контактов со странами-членами Евросоюза,
а также с Евросоюзом в целом.

Члены Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности принимают участие в мероприятиях Парламентской ассамблеи Организации черноморского экономического сотрудничества, Ассамблеи западноевропейского союза, Межпарламентской ассамблеи по европейской безопасности и обороне.

Члены этой же комиссии и Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимали участие во многих других двусторонних и многосторонних международных встречах и форумах, выступали с заявлениями и обращениями по важным международным проблемам.

Дальнейшая межпарламентская деятельность Национального собрания Республики Беларусь и обеих его палат направлена на укрепление позиций Беларуси на международной арене как суверенного и независимого государства; на взаимодействие с Российской Федерацией, международными (прежде всего европейскими) парламентскими организациями и национальными парламентами иностранных государств, а также на строительство новой мировой и европейской систем безопасности и активизацию участия нашего государства в многостороннем и двустороннем экономическом сотрудничестве.

Важнейшими шагами Республики Беларусь и ее Парламента явились ратификация и присоединение к международным договорам в области охраны интеллектуальной собственности. К ним относятся Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24 июля 1971 г.), договоры ВОИС от 20 декабря 1996 г. по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам, Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

В Конституции закреплена ключевая роль правительства в формировании и проведении внешней политики.

Статья 107 определяет, что Правительство Республики Беларусь:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Конституция лишь в самых общих чертах определяет содержание внешнеполитической компетенции правительства. Реальный же объем его полномочий определяется в ходе политической практики, на формирование которой оказывает влияние целый ряд факторов внутриполитического
и внешнеполитического характера.

Наконец, важное место во внешнеполитическом механизме принадлежит Министерству иностранных дел. Оно осуществляет внешнюю политику государства: формулирует предложения и реализует внешнеполитические установки государственного руководства, повседневно руководит дипломатическими представительствами за границей, контролирует деятельность всех ведомств, которые в своей работе затрагивают вопросы отношений
с иностранными государствами и т. п. Конституция не содержит положений, которые специально регламентировали бы внутреннюю организацию, компетенцию и порядок.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте общую схему органов внешних сношений государства.

2. Каковы полномочия центральных (конституционных) органов общеполитического управления внешними связями государства?

· полномочия Президента Республики Беларусь;

· полномочия Национального собрания;

· полномочия Правительства.

Носит ли их деятельность дипломатический характер?

3. Какие структуры относятся к органам специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) связей государства
с другими странами?

Носит ли их деятельность дипломатический характер?

Чем регламентируются взаимоотношения таких государственных органов внешних сношений с аналогичными или подобными органами других государств?


Литература

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.). — Мн.: Беларусь, 1997.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведом. Нац. собр. Респ. Беларусь. — 1997. — № 24. — С. 463.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 31 июля 2006 г. № 978.

4. Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 1996 г. № 247 // Собр. Указов Президента и пост. Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1996. — № 20. — C. 487.

5. Михалькевич, Г. Н. Этикет международного общения: учеб. пособие / Г. Н. Михалькевич. — Мн.: Книжный дом, 2004.

6. Молочков, Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика / Ф. Ф. Молочков. — М.: Международные отношения, 1977.

7. Попов, В. И. Современная дипломатия. Теория и практика: курс лекций. — Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство / В. И. Попов. — М.: Научная книга, 2000.

8. Семилетников, Н.А. Дипломатический и деловой протокол: учеб. пособие / Н. А. Семилетников — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. — 169 с.

9. Современные международные отношения и мировая политика: учеб. для вузов / А. В. Торкунов и др.; Московский гос. институт международных отношений МИД России. — 2-е изд. — М.: Просвещение,
2005. — 990 с.

Лекция 4. Основные положения государственной протокольной практики в республике беларусь

Официальный государственный протокол Беларуси основывается на общепринятых в международных отношениях правилах, традициях и обычаях с учетом собственных национальных особенностей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
30 сентября 1994 г. № 132 «О создании в Министерстве иностранных дел
в Республике Беларусь Службы государственного протокола» Служба обеспечивает соблюдение единого государственного протокола Республики Беларусь, а также протокола Президента, Премьер-министра и Министра иностранных дел; она является оперативным дипломатическим подразделением Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Деятельность Службы государственного протокола строится на взаимодействии с Администрацией Президента, Аппаратом Совета Министров, министерствами и другими центральными органами управления, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом и иностранных государств в Республике Беларусь.

На Службу государственного протокола возлагается обеспечение выполнения следующих задач.

1. Непосредственная организация при содействии со стороны министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь протокольного обеспечения мероприятий, проводимых Президентом, Премьер-министром и Министром иностранных дел в их отношениях с представителями иностранных государств, визитов на высшем и высоком уровнях иностранных делегаций в Республику Беларусь и делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также мероприятий в рамках Содружества Независимых Государств и, в частности:

- координация работы причастных к разработке и выполнению программ пребывания белорусских министерств и ведомств, а также зарубежных партнеров;

- заказ необходимого транспорта при приеме официальных делегаций, прибывающих в Республику Беларусь;

- обеспечение необходимого протокольного атрибута (программы, приглашения, схемы рассадки, карточки, конверты, сувениры, цветы и т. п.);

- согласование вопросов, связанных с размещением и уровнем обслуживания прибывающих официальных делегаций;

- ведение досье по визитам.

2. Протокольно-организационное обеспечение рабочих встреч Президента, Премьер-министра и Министра иностранных дел Республики Беларусь с иностранными представителями, что включает:

- согласование состава участников таких встреч и оповещение о месте, времени и характере встречи;

- информирование заинтересованных служб (безопасность, пресс-служба и т. п.) о рамках встречи;

- встречу иностранных участников, их сопровождение к месту беседы и проводы по ее завершении.

3. Подготовка и согласование с соответствующими министерствами
и ведомствами Республики Беларусь вопросов выдачи агреманов послам иностранных государств и экзекватур главам консульских учреждений, а также аккредитация атташе по вопросам обороны, военных и военно-воздушных атташе посольств иностранных государств.

4. Подготовка и выдача верительных грамот послам Республики Беларусь.

5. Протокольно-организационное обеспечение церемонии вручения

Президенту Республики Беларусь верительных грамот послами иностранных государств.

6. Участие в работе делегаций Республики Беларусь в международных организациях в части организации и проведения протокольных мероприятий.

7. Контроль за наиболее значительными событиями и датами за рубежом и в Республике Беларусь, требующими реакции протокольного характера.

8. Работа с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Республике Беларусь, в соответствии с международной протокольной практикой, в частности:

- аккредитация дипломатических, консульских, административно-технических сотрудников, прибывающих на работу в дипломатические представительства, и членов их семей, выдача им соответствующих документов;

- направление главам и сотрудникам дипломатических представительств приглашений на протокольные мероприятия, проводимые Президентом, Парламентом, Советом Министров и Министерством иностранных дел Республики Беларусь;

- решение вопросов, связанных с дипломатическими привилегиями и иммунитетами, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;

- содействие в организации визитов глав дипломатических представительств к высшим должностным лицам Республики Беларусь;

- содействие в регистрации транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и их сотрудникам, и выдаче им соответствующих номерных знаков;

- информирование иностранных и белорусских дипломатических представительств обо всех изменениях, происходящих в структуре органов государственной власти и управления Республики Беларусь.

9. Разработка и согласование с Министром иностранных дел и его заместителями памяток, рекомендаций и предложений по протокольным мероприятиям, проводимым в Республике Беларусь.

10. Поддержание рабочих контактов с протокольными службами стран Содружества Независимых Государств и других государств, изучение и обобщение международной протокольной практики, разработка предложений по совершенствованию работы Службы государственного протокола.

К визитам на высшем уровне в Беларуси относятся визиты глав государств и визиты глав правительств. К визитам на высоком уровне — визиты глав парламента, министров иностранных дел, Генерального секретаря ООН.

Характер и формат визитов

Визиты по характеру подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные визиты.

Под форматом визита подразумевается совокупность мероприятий делового и протокольного характера, включаемых в программу визита, необходимый церемониал и уровень персонального участия официальных лиц Республики Беларусь.

Договоренность о сроках, характере и формате предстоящего визита высокого гостя или делегации достигаются заблаговременно. Прибытие гостя (делегации) в Республику Беларусь, его (ее) отъезд из г. Минска в выходные или праздничные дни, а также в ночное время обычно влекут за собой снижение уровня встречи (проводов).

Прибытие в Республику Беларусь гостя с супругой требует участия супруги белорусского официального лица.

Количественный состав прибывающих в Республику Беларусь членов делегации Белорусской стороной, как правило, не ограничивается, однако количественный состав официальной части делегации оговаривается особо.

Вопросы размещения, питания, обслуживания и обеспечения безопасности решаются заблаговременно на основе принципа взаимности и исходя из имеющихся возможностей.

О возможности использования гостями специальных самолетов договоренности достигаются заблаговременно, что отражается в программе визита.

Официальные визиты являются высшей категорией визитов в Республику Беларусь глав государств и правительств, делегаций, возглавляемых ими. Формат официального визита — наиболее полный в плане мероприятий, предусматриваемых белорусским протоколом:

– церемония встречи в аэропорту, на вокзале или на границе;

– у трапа самолета (у выхода из вагона).

Главу государства встречают Президент, Министр иностранных дел, посол страны гостя в Республике Беларусь, посол Республики Беларусь
в стране гостя, начальник Службы государственного протокола.

Главу правительства встречают Премьер-министр и лица, указанные выше. Состав других официальных лиц, участвующих во встрече главы государства или правительства, определяется программой визита.

Во встрече главы государства на границе участвует личный представитель Президента, а главы правительства — заместитель Премьер-министра. Состав других участников встречи остается тем же, что указан выше.

На встречу в аэропорту (на вокзале) по договоренности могут приглашаться главы дипломатических представительств других стран:

- в аэропорту (на вокзале) в честь гостя выстраивается почетный караул Вооруженных Сил Республики Беларусь;

- вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и Республики Беларусь, после чего почетный караул проходит торжественным маршем;

- если высокий гость прибывает с супругой, то в программе визита предусматривается участие супруги Президента (Премьер-министра) Республики Беларусь;

- от аэропорта (вокзала) до резиденции гостя сопровождает в автомашине Президент (Премьер-министр) Республики Беларусь, его супругу — супруга Президента (Премьер-министра). В этом пункте возможны изменения с учетом договоренности сторон при подготовке визита;

- остальная делегация и встречающие официальные лица Республики Беларусь едут в составе картежа.

- в случае, если Президент (Премьер-министр) Республики Беларусь сопровождает гостя до резиденции, на автомашине устанавливается, помимо флажка страны гостя или его личного штандарта, флажок Республики Беларусь. От аэропорта (вокзала) автомашину сопровождает эскорт мотоциклистов;

- главе государства или правительства, прибывшему в Республику Беларусь с официальным визитом, предоставляется резиденция, над которой поднимается флаг его страны или его личный штандарт. В программе официального визита главы государства (правительства) предусматриваются переговоры с Президентом (Премьер-министром). Переговоры проходят в расширенном составе, по окончании которых проводятся переговоры наедине.
В программу официального визита главы иностранного государства или правительства включаются его встречи с другими официальными лицами Республики Беларусь.

Программа визита предусматривает также официальный обед в честь гостя от имени Президента, возложение венка к монументу на Площади Победы, посещение театров и объектов, представляющих интерес, а также организацию других мероприятий с учетом пожелания гостя, уровня и состава делегации.

Программа официального визита в Республику Беларусь главы правительства иностранного государства предусматривает переговоры с Президентом и Премьер-министром, официальный обед в честь гостя, возложение венка к монументу на Площади Победы, а также другие мероприятия, включение которых в программу осуществляется в том же порядке, что и при подготовке визита главы иностранного государства.

Программой визита определяется также состав официальных лиц Республики Беларусь, принимающих участие в проводимых в рамках визита мероприятиях.

Церемония проводов в аэропорту (на вокзале, на границе) главы государства (правительства) остается той же, что и при встрече, но может быть сокращена с учетом пожелания гостя.

Согласие на прием в Республике Беларусь главы иностранного государства или правительства дается, соответственно, Президентом или Премьер-министром.

Программа визита главы государства утверждается Главой Администрации Президента, главы правительства — Премьер-министром или его заместителем.

В случае пожелания гостя программой визита может быть предусмотрено посещение, кроме Минска, других городов и населенных пунктов Республики Беларусь.

В ходе официальных визитов высшего уровня предусматривается вручение гостям памятных подарков от имени Президента или Премьер-министра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: