Общие принципы адвокатской этики




Адвокатская этика

Основополагающие этические принципы не смо­гут регламентировать поведение адвоката в каждой от­ дельно взятой ситуации. Но, с одной стороны, они по­ служат ему «путеводной звездой», системой ориентиров при решении того или иного конкретного поведенческо­го вопроса, а с другой стороны, станут той нормативной базой, на которой будет строиться дисциплинарная практика коллегий адвокатов, наполняя Кодекс адвокат­ской этики практическим содержанием.

Основными принципами адвокатской деятельности М. Ю. Барщевский признает честность, добросовестность, компетентность. Ес­ли человек компетентен и честен, мы готовы услышать от него правду, даже если она не очень «добрая» и не очень «вежливая». Именно к честному, компетентному и доб­росовестному специалисту мы стремимся обратиться за помощью в сложную минуту, когда нам нужнее всего поддержка делом, а не чужие утешения и сочувствие. И именно эти качества оказываются для нас важнее.

Принцип честности предполагает субъективно честное отношение к высказыванию индивидуальных оценок, личного мне­ния, собственной правовой позиции, а также, что пред­ставляется не менее важным, честное (т. е. порядочное, достойное, нравственное) поведение адвоката во взаи­моотношениях с окружающими его людьми.

Другим проявлением принципа честности в адвокат­ской профессии является то, что при оказании правовой помощи клиенту адвокат никогда не должен осознанно способствовать или поощрять нечестность, мошенниче­ство, иное преступление либо инструктировать клиента, как нарушить закон или скрыть следы преступления.

Следует подчеркнуть, что под «компетентностью» подразумевается не просто знание адвокатом положений действующего законода­ тельства, но и наличие у адвоката достаточных навы­ков, необходимых для применения этих знаний на практике, в том числе и при ведении дел, а также умение использовать их наиболее эффективно в интересах клиента.

Не менее важным представляется также умение адво­ката правильно оценивать уровень своей компетентнос­ти и ее достаточность для оказания квалифицированной правовой помощи по конкретному делу.

Принцип добросовестности, в свою очередь, означа­ет, что адвокат при выполнении своих профессиональ­ных обязанностей должен, помимо того, что действовать компетентно, действовать с наибольшей отдачей собст­венных сил и способностей и приложить все усилия для того, чтобы предоставить квалифицированную юридиче­скую помощь клиенту в кратчайшие сроки и при макси­мальном учете интересов последнего. В частности, это подразумевает и обязанность адвоката с разумной быст­ротой отвечать на всю профессиональную корреспон­денцию, а также пунктуальность при выполнении адво­катом всех иных профессиональных обязательств.

2. Этические вопросы отношений адвокат-клиент

Прежде всего следует отметить, что в системе взаи­моотношений адвокат — клиент от первого требуется, а второму строго рекомендуется соблюдение полной чест­ности и правдивости по всем обсуждаемым вопросам. Клиенту это рекомендуется уже лишь потому, что нару­шение таких правил построения взаимоотношений с ад­вокатом может весьма негативно сказаться на его собственном интересе.

Для адвоката пред­ ставляется крайне важным с первых минут разговора вызвать доверие клиента. Для этого необходимо прежде всего четко обозначить свое предназначение, особенно с учетом низкой правовой культуры наших сограждан.

Кроме того, клиент должен услышать от адвока­та, что существует принцип адвокатской тайны и конфи­денциальности полученной информации. Клиент с первых минут разговора должен почувствовать, что адвокат не судья ему, а помощник. Доверие клиента — основа взаимоотношений с адвокатом.

Адвокат обязан всегда четко отличать те просьбы и пожелания клиента, которые могут и должны быть вы­полнены в пределах функций и полномочий адвоката, от тех требований, которые не относятся к его профессии, унижают честь и достоинство адвоката или сводят его положение к положению человека, действующего по принципу «чего изволите». Это правило может быть выражено весьма простой формулой — не прислуживать, а работать.

В ситуации, когда клиент неза­служенно обвиняет адвоката в непрофессионализме или недостаточном старании, адвокат обязан оставаться сдержанным и корректным, разъяснить клиенту свою позицию (почему он сделал или не сделал что-то, что вы­ звало недовольство клиента), не допуская при этом того, чтобы его объяснения, а точнее разъяснения, носили бы характер или интонации самооправдания.

 


3. Внешние проявления адвокатской деятельности

Адвокат обязан обладать достаточной квалификаци­ей, чтобы эффективно представлять клиента в обществе и не смешивать, делая публичные заявления, свои личные интересы с интересами клиента. Абсолютно неэтичными представляются вы­ступления адвоката в СМИ по поводу тех или иных ас­пектов деятельности его коллег.

Следует также подчеркнуть, что адвокат не должен нести ответственность за возможную интерпретацию СМИ его публичных выступлений. Тем не менее, обща­ясь с журналистами, давая свои комментарии по тому или иному правовому вопросу, адвокату, по возможнос­ти, следует вести определенный контроль за тем, чтобы его слова не были преподнесены массовой аудитории в искаженном виде.

Адвокат, который занимается другой профессиональной деятельностью или бизнесом парал­лельно с юридической практикой, не должен допускать того, чтобы такие внешние интересы подвергали опасно­сти профессиональную репутацию адвоката, его чест­ность, независимость и компетентность. Адвокату в нор­мальном обществе доверяют уже лишь потому, что он адвокат. Его порядочность, компетентность и честность как бы гарантируются его принадлежностью к сословию, строгими этическими правилами корпорации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: