Физическое воспитание слепых и слабовидящих направлено на всестороннее развитие личности ребенка, социализацию в общество, подготовку их к жизни и труду, формирование основных двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Оно осуществляется в тесном контакте с умственным, моральным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением и является определяющим в подготовке детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни и повышению продуктивности их трудоспособности.
При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, ослабляются познавательные процессы. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: росте, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и так далее.
Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия, обучающиеся испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании физических качеств — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У большинства таких детей затруднена пространственно - ориентировочная деятельность, макро и микроориентировка в пространстве. Важно учитывать не только наличие инвалидного дефекта, но и изменения психики, повышенной утомляемости, раздражительности, истощения нервной системы. У слепых и слабовидящих отмечаются отклонения в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития.
|
Поэтому первостепенной задачей физического воспитания детей слепых и слабовидящих является коррекционно - воспитательная работа по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формированию двигательных качеств. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой.
Методы обучения слабовидящих различны и подбираются с учетом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. У слабовидящих доминирует зрительно – двигательно - слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно - два движения или отдельные элементы движений. У слепых и слабовидящих детей основные формы восприятия — осязательно - двигательная и зрительно –двигательно – слуховая. Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
· словесные методы обучения: объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседа.
|
· звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку незрячим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
· метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная). При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета, а шрифт подбирается с учетом зрительного диагноза ребенка. При демонстрации объектов необходимо использовать контрастные фоновые экраны. Чтобы сформировать у обучающихся правильное, целостное восприятие учебного материала, нужно использовать демонстрацию двигательного действия и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Для детей слепых и слабовидящих применяют: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир и др.
· метод показа («контактный метод» используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление);
· метод дистанционного управления (учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
· практические методы обучения: многократное выполнение учащимися различных упражнений. Обучение новому упражнению обычно начинают с ознакомления с ним. Затем разучивают основу техники выполнения и совершенствуют изучаемое упражнение в целом и в различных условиях.
|
· Выполнение упражнения по частям
· Выполнение упражнения в облегченных условиях: кувырок с мостика, бег под уклон.
· Выполнение упражнений в усложненных условиях: с дополнительными отягощениями, уменьшение площади опоры при передвижении.
· Выполнение упражнений с сопротивлением: в парах, с амортизатором, с активным нападающим в баскетболе.
· Использование ориентиров при передвижении.
· Использование имитационных упражнений: выполнение техники метания без мяча, упражнение «велосипед».
· Для младших классов – подражательные упражнения: как медведь, лягушка, ласточка, журавль.
· Использование веревочки или палки для бега с лидером, использование колокольчика, хлопков для ориентировки на звук.
· Изменение темпа, ритма, скорости, ускорения, направления движения при выполнении упражнения.
· Использование спортивного инвентаря при выполнении упражнений.
· Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров.
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость применения
· метода стимулирования двигательной активности (необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных нарушений).
·
Применяются следующие методы контроля:
· методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствие поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса.
· методы устного контроля в форме контрольной беседы, фронтального опроса, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных на уроке видов деятельности).
· тестовый контроль (сдача контрольных, тестовых упражнений).
· методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями.
Таким образом, дети с различными нарушениями зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
Литература:
1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. — М., 1987.
2. Жигарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. М., 1984.
3. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. — М., 1983.
4. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М., Советский спорт, 2000.
5. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000