Требования к формулировке целей и задач НОД:
§ направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;
§ соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
§ реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
§ представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности;
§ наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, развивать, воспитывать и т.д.;
§ четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).
Непосредственная образовательная деятельность включает три части:
1. Вводная часть:
§ настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
§ обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
§ организация направленного внимания детей,
§ мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
§ установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
2. Основная часть:
§ актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
§ создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
|
§ решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы;
§ создание условий для разнообразной активной деятельности детей.
3. Заключительная часть:
§ закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
§ подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
Требования к содержанию непосредственной образовательной деятельности:
§ подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
§ должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
§ должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
§ по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
§ должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
§ включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
§ предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
§ имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
|
Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности необходимо:
§ поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;
§ соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;
§ обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
§ активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
§ создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
§ уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
§ создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
§ организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
§ поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
§ направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.
В процессе осуществления непосредственной образовательной деятельности необходимо использовать:
|
§ проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
§ методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
§ сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
§ систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
§ обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
§ грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
§ осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Советы воспитателям по организации НОД:
§ Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
§ Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
§ Подводите детей к выводам, обобщениям.
§ Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
§ Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
§ Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
§ Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
§ Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
§ После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.