Требования к организации и проведению НОД в ДОУ




Требования к формулировке целей и задач НОД:

§ направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;

§ соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;

§ реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;

§ представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности;

§ наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, развивать, воспитывать и т.д.;

§ четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).

Непосредственная образовательная деятельность включает три части:

1. Вводная часть:

§ настрой дошкольников на предстоящую деятельность,

§ обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;

§ организация направленного внимания детей,

§ мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;

§ установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).

2. Основная часть:

§ актуализация имеющихся знаний, представлений детей;

§ создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;

§ решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы;

§ создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

3. Заключительная часть:

§ закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;

§ подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).

Требования к содержанию непосредственной образовательной деятельности:

§ подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;

§ должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,

§ должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;

§ по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);

§ должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);

§ включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;

§ предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);

§ имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности необходимо:

§ поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;

§ соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;

§ обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;

§ активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

§ создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;

§ уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);

§ создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;

§ организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;

§ поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;

§ направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.

В процессе осуществления непосредственной образовательной деятельности необходимо использовать:

§ проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);

§ методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);

§ сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;

§ систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;

§ обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);

§ грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;

§ осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Советы воспитателям по организации НОД:

§ Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

§ Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.

§ Подводите детей к выводам, обобщениям.

§ Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.

§ Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.

§ Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.

§ Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.

§ Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.

§ После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.

При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:

- Что помогло справиться с заданием?

- Чему сегодня научились?

- Что узнали нового?

- Где это пригодится?

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: