М. Булгаков. «Белая гвардия».




А. Фадеев. «Разгром».

И. Бабель. «Конармия».

Конфликт классовой и общечеловеческой морали. Проблема смысла жизни и ценности человеческой личности. Проблема гуманизма. Теория литературы: авторская позиция, роман, композиция, система образов, психологизм, художественная деталь, библейские мотивы.

ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИИ ЭПОХИ В САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (обзор) (4часа)

М. Булгаков. «Собачье сердце», «Роковые яйца». Непредсказуемость результатов, историческая неоправданность, антигуманность социальных экспериментов. Предупреждения и пророчества писателя. Гротесковый характер повестей.

М. Зощенко. «Голубая тетрадь». Человек нового общества в зеркале сатиры Зощенко. Рутина социалистического быта, равнодушие к человеку, административные перегибы, бюрократизм, взяточничество.

Образ героя-рассказчика. Типизация социальных явлений в образах-персонажах. Зощенко - обличитель пошлости.

Теория литературы: сатира, повесть, рассказ, гротеск, фантастика, приемы комического.

 

 

АНТИУТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 20 - 30-х ГОДОВ (4 часа)

Е. Замятин. «Мы». Развитие жанра антиутопии как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Роман-предостережение. Бунт человеческой природы против навязанного ей устройства общества. Проблема нравственного выбора. Духовная независимость как спасение от тоталитарного гнета. Теория литературы: антиутопия, роман, композиция, повествователь, система образов, художественная деталь.

М. Шолохов. «Тихий Дон», (6 часов).

Жизнь, творчество, личность.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое Изображение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Полемика вокруг авторства.

Теория литературы: роман-эпопея, авторская позиция, повествователь, система образов, композиция, пейзаж, художественная деталь.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (бчасов).

Жизнь и творчество Булгакова.

Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью. Теория литературы: роман, композиция, полифонизм, фантастика, сатира, библейские мотивы.

А. Толстой. «Петр Первый» (2 часа).

«Петр I» как исторический роман. Образ Петра в романе. Проблема выдающейся личности и ее роль в истории страны. Теория литературы: исторический роман, соцреализм.

ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА И ЭПОХА В ПОЭЗИИ 1930 - 40-х ГОДОВ

(4 часа)

О. Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Батюшков», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Еще не умер ты...».

А. Ахматова. «Реквием».

Д. Хармс. «Из дома вышел человек...», «Смотрю в окно и вижу снег...», «Неизвестной Наташе».

Государственная политика в области литературы и искусства в 30 - 40-е годы. Партийное руководство литературой. Острота постановки проблем «художник и власть», «художник и народ», «художник и время».

Духовная свобода - необходимое условие творчества. Борьба художника за право на собственную позицию, на свободное самовыражение. Гибельность и спасительность этого пути.

Тема Родины и гражданского мужества. Апокалиптические картины как образ эпохи.

Теория литературы: поэма, композиция, психологизм, библейские мотивы, художественная деталь, параллелизм; абсурд, углубление понятия об эпических жанрах,«случаи», анекдот.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНЫXX ВЕКА (обзор) (4 часа)

Литература «потерянного поколения».

Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Черный обелиск» (на выбор).

Э. Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Фиеста» (на выбор).

Крах общественных идеалов. Проблема сохранения человеческой личности в античеловеческих условиях. Гуманистический пафос романов Ремарка и Хемингуэя.

Модернизм в зарубежной литературе. Понятие модернизма и причины его возникновения.

Ф. Кафка. «Превращение», «В исправительной колонии» (на выбор). Новый подход к изображению личности, ее духовного мира. Ощущение обреченности перед надвигающейся катастрофой.

Теория литературы: роман, повествователь, психологизм, художественная деталь; модернизм, новелла, поток сознания, абсурд.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 1940-х И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ (обзор) (6 часов).

Великая Отечественная война как одно из самых значительных событий XX века и как одна из ведущих тем литературы и искусства 40 - 70-х годов. Человек на войне и правда о нем. Реалии и романтика в описании войны.

Гражданская и интимная лирика военных лет.

И. Сельвинский. «Я это видел!».

А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...».

К. Симонов. «Жди меня...»

Писатели-фронтовики. Правда о войне.

К. Воробьев. «Крик», «Это мы, Господи».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».

Ю. Бондарев, «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег».

В. Быков. «Обелиск», «Сотников».

Б. Васильев. «А зори здесь тихие...» (по выбору).

Война глазами следующих поколений.

С. Алексиевич. «У войны не женское лицо».

В. Высоцкий. Военные песни.

Теория литературы: психологизм, углубление понятия об эпических и лирических жанрах, очерк, песня.

А. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...». Поэмы «Василий Теркин», «За далью - даль...» (4 часа).

Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь народа.

«За далью - даль», «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого. Теория литературы: поэма, композиция, стихотворный размер.

ПИСАТЕЛИ - ЖЕРТВЫИ СВИДЕТЕЛИ СТАЛИНСКОГО ТЕРРОРА (4 часа)

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Тема Ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Проза Шаламова как «энциклопедия лагерной жизни». Теория литературы: углубление понятия о романе, повесть, рассказ, цикл, образ повествователя, авторская позиция.

ПРОЗА, ПОЭЗИЯ И ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXX СТОЛЕТИЯ

Чтение и обсуждение произведений (по выбору учителя и учащихся). (12 часов)

Смелость и правдивость в постановке социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Стремление по-новому осмыслить проблемы отношений человека и общества, человека и природы, общества и государства, народа и власти. Утверждение общечеловеческих моральных ценностей. Жанровое многообразие литературы. Публицистичность многих произведений последних лет. «Возвращенные» писатели.

Ч. Айтматов. «И дольше века длится день...», »Плаха».

В. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-рыба».

В. Белов. «Привычное дело»,

А. Бек. «Новое назначение».

В. Быков. «Знак беды», «Карьер».

А. Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота».

В. Гроссман. «Жизнь и судьба».

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Дудинцев. «Белые одежды». Н. Думбадзе. «Закон вечности»

 

Б. Пастернак. «Доктор Живаго».

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар». А. Солженицын. «Матренин двор», «Раковый корпус». В. Шукшин. «Я пришел дать вам волю», «Калина красная». Рассказы.

Поэзия (чтение и обсуждение стихотворений и поэм по выбору учителя и учащихся): Н. Рубцов, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко.

Теория литературы: углубление понятия о прозаических и драматических жанрах, роман, повесть, драма, литературная сказка, притча, публицистика, фольклорные мотивы.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

(обзор) 2часа

Вл. Максимов, И. Бродский, Г. Владимов. Основные темы творчества. Традиции и новаторство.

В. Набоков. «Приглашение на казнь», «Защита Лужина», «Лолита».

Чтение и обсуждение (по выбору).

Теория литературы: роман, повесть, психологизм, система образов, традиция,

фантастика.

 

Бардовская песня как протест против официальной культуры. Окуджава, Высоцкий «Нерв», Башлачев «Время колокольчиков» (2 часа)

. Теория литературы: бардовская песня, рок-культура.

 

СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (2 часа) (обзор). В.О. Пелевин, Т. Толстая, С. Довлатов, Д. Пригов, О. Седакова, Т. Кибиров и др. Темы, идеи, образы. Новое в литературе

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА второй половины XX столетия

(обзор) 2 часа

Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха».

У. Фолкнер. «Шум и ярость», «Деревня», «Город», «Особняк».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

П. Коэлье. «Алхимик»

Д. Браун. «Код да Винчи»

Реализм в зарубежной литературе. Особенности реализма Маркеса, Фолкнера, Хемингуэя. Фантастика в романах Маркеса, психологизм Фолкнера, символика в повести Хемингуэя, мифология Коэльо и Брауна.

Теория литературы: углубление понятия о реализме, психологизм, фантастика, символ, поток сознания. Повторение 12 часов. Развитие речи 16 часов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: