Прочитайте текст и выполните задания 2-16




(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валь­ка. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лосня­щегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, при­чмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассника­ми. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фо­нарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседст­ву с посёлком, через дорогу, раздался крик:

— Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розо­вым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в гор­ле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

— Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, зады­хающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.

—(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — мо­жет, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраи­вайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

—(37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ.

(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

—Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят ба­бочку каждый день!

—(41)А зачем же их тогда сейчас везде прода­ют? — удивился Славка.

—(42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

Александр Петрович Торопцев (род. в 1949 г.) — писатель, философ, публицист; автор книг историческо­го содержания для детей и взрослых.

2. В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем руководствовался Славка, дейст­вуя во время пожара? »

1. Юноша стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.

2. Славка оказывался на самых опасных уча­стках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.

3. Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.

4. Славка действовал не раздумывая, стре­мясь спасти людей, которые могли по­страдать.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1. Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

2. Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожар­ных машин, и верхолазы оказались под хо­лодными струями ржавой, тухлой воды.

3. И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкра­шенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.

4. Славка схватил лежащего на диване чело­века, потащил по полу к двери, мешая водо­носам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги.

4. Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определя­ется её значением — «приближение»э

5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется прави­лом: «В суффиксе - ЕНН- имени прилагательно­го, образованного от основы имени существи­тельного, пишется НН»?

6. Замените просторечное слово «настырный » в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «фонарные столбы », построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управле­ние. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 15.

9. Среди предложений 1-9 найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Человек в доме! Сгори-ит! — заголосили в дымной тъме,(1) и все ринулись к дому,(2) тяжко,(3) с нарастающей тревогой покряхты­вающему,(4) задыхающемуся от дыма и жара.

Славка подбежал к веранде,(5) схватился за ручку двери,(6) но дёрнуть не успел — ка­кой-то мужик осадил его:

Голову ниже,(7) балбес! Глаза спалишь! И вдвоём,(8) пригибаясь,(9) они рванули дверь на себя.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, свя­занными подчинительной связью.

Как вдруг из частных домов,(1) которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком,(2) через дорогу,(3) раздался крик:

Пожар!

И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку,(4) заворочалась,(5) подкра­шенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. Славка почувство­вал жёсткий комок в горле,(6) будто его ба­бочка с испуга дёрнулась от огня.

13. Среди предложений 21-31 найдите сложное предложение с последовательным и однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 25-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочини­тельной связью между частями. Напишите но­мер этого предложения.

Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: