Подведомственность, определяемая по связи исковых требований




Компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции

1.Понятие и виды подведомственности

2. Разграничение подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции

3.Подсудность дел судам общей юрисдикции и ее виды

4. Подсудность дел арбитражным судам и ее виды

1. Подведомственность дел в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

Виды подведомственности

· Исключительная

· Альтернативная

· Условная

· определяемая по связи требований

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических и других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, признание недействительным договора купли-продажи недвижимости; оспаривание незаконного увольнения с последующим восстановлением на рабочем месте; лишение родительских прав.

 

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность подразумевает возможность обращения заинтересованного лица не только в суд, но и в другое учреждение для мирного урегулирования конфликта. Право выбора остается исключительно за гражданином. Стороны могут заключить мирный договор или обратиться в Третейский суд, предварительно заключив соглашение. Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Например:

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 СК РФ родители вправе заключить соглашение о содержании несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. ст. 99 - 100 СК РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме. Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

 

Условная подведомственность

Условная подведомственность означает, что перед обращением в суд граждане и организации должны соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта. Такой порядок устанавливается для следующих видов споров: индивидуальные трудовые споры; взыскание обязательных платежей, недоимки; расторжение договора банковского счета; расторжение договора аренды, найма; выплаты по договору ОСАГО; споры по грузо-, ЖД-, авиаперевозкам, переводкам морским транспортом, и пр.; разногласия по договорам поставки.

Подведомственность, определяемая по связи исковых требований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно.

Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных суду общей юрисдикции, и о возвращении заявления в части требований, подсудных арбитражному суду.

 

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел: о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам (их общий перечень определен в ст. 225.1 АПК); по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК РФ).

 

2. КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ МЕЖДУ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ

1) предметный критерий. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК);

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел по общему правилу могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

о субъектном составе имеет значение только в отношении истцов, ответчиков и третьих лиц, Следовательно, если субъектом спора станет лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя или не являющееся юридическим лицом, то дело перестает быть подведомственным арбитражным судам.

Указанное правило заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку в том случае, если в арбитражном процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, выступает физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, дело все равно остается подведомственно арбитражному суду.

Судебная практика: Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности... подведомственны суду общей юрисдикции.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В отношении лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, также необходимо учитывать, что для определения подведомственности дел с их участием необходимо исходить из того, в каком качестве они в том или ином случае выступали. Если лицо, имеющее такой статус, вступало в правоотношение с целью удовлетворения личных нужд, то такое дело будет подведомственно судам общей юрисдикции.

В ч. 2 ст. 27 АПК определено, что в предусмотренных законом случаях в арбитражных судах рассматриваются дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Указанная формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев арбитражному суду подведомственны дела, отвечающие в совокупности предметному и субъектному критерию, а в случаях, специально оговоренных в федеральном законе, только одному из них – предметному критерию. В данном случае особое значение имеет ст. 33 АПК, где определены дела специальной подведомственности. Такие дела разнородны, но общим является то, что все они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

По общему правилу, если гражданское дело не подведомственно арбитражному суду, то оно будет подведомственно суду общей юрисдикции.

Компетенция судов общей юрисдикции включает следующую категорию дел:

· ст, 22 п. 1, ч. 1 ГПК дела искового производства с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений

· ст, 22 п. 2, ч. 1 ГПК дела приказного производства согласно ст. 122 ГПК по требованиям, основанным, в частности, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д.

· ст, 22 п. 4, ч. 1 ГПК дела особого производства согласно ст. 262 ГПК. Пример: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка. В законе содержится норма, в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

· ст, 22 п. 5,6,7, ч. 1 ГПК дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 47 ГПК), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 46 ГПК), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК).

· ст, 22 п. 8, ч. 1 ГПК дела по корпоративным спорам, связанным с юридическими лицами

· ст, 22, ч. 2 ГПК дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций

· ст, 22, ч. 3 ГПК Все дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов.

· ст, 22, ч. 4 ГПК если есть несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

 

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В свою очередь, если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134 ГПК).

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

1. В первую очередь арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Арбитражным судам подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Их общей перечень закреплен в ст. 29 АПК. К ним относятся дела: а) об оспаривании нормативных правовых актов; б) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; в) об административных правонарушениях; г) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций.

Дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных выше лиц подведомственны арбитражным судам только в том случае, если акт, решение, действие (бездействие) затрагивают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. для подведомственности таких дел арбитражному суду необходимо наличие двух общих критериев, в противном случае они подведомственны судам общей юрисдикции.

К подведомственным арбитражным судам делам об административных правонарушениях относятся: а) дела о привлечении к административной ответственности; б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ч. 3 ст. 29 АПК).

Дела о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подлежат рассмотрению в арбитражных судах, только если об этом напрямую говорится в федеральном законе.

арбитражным судам подведомственны не все дела об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения, а только в том случае, если такие нарушения связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций подведомственны арбитражным судам, если законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

3. Арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том случае, если такой факт имеет значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК). Некоторые виды таких фактов определены в ст. 218 АПК.

4. В арбитражных судах так же, как и в судах общей юрисдикции, подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное осуществление решений третейских судов (ст. 31 АПК). Такие дела подведомственны арбитражным судам, только если решения третейских судов приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. объединяют в себе предметный и субъектный критерии подведомственности.

5. Аналогично решен вопрос о подведомственности арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и решений иностранных третейских судов (арбитражей). Такие дела подведомственны арбитражным судам, если они приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК). До 2002 г. все дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов были подведомственны исключительно судам общей юрисдикции.

 

3. Подсудность – это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами: мировыми; районными; военными или специализированными; краевыми, областными, верховными судами республик; верховным судом РФ.

Подсудность подразделяется:

– на родовую (предметную), определяющую компетенцию судов различных звеньев судебной системы в качестве судов первой инстанции;

– территориальную (местную), определяющую территориальную (пространственную) компетенцию одноуровневых судов.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами: характером дела, предметом спора; исковыми требованиями. С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ. Здесь происходит разграничение компетенций судов: мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

1) о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

4) по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, действует приоритет районного суда, в силу которого все требования подлежат рассмотрению не у мирового судьи, а в районном суде. В случае изменения подсудности дела в ходе его рассмотрения у мирового судьи последний выносит определение о передаче дела и передает его на рассмотрение в районный суд.

Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

3) дела об обжаловании в суд гражданами, уволенными с военной службы, или гражданами, прошедшими военные сборы, действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

В ст. 26 ГПК содержится открытый перечень категорий дел, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, а также судам автономных областей и округов. Перечисленные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие категории гражданских дел:

1) связанные с государственной тайной;

2) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.

· Признание и исполнение решений иностранных судов

· Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда

· Содержание ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда

· Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда

· Признание решений иностранных судов

· Отказ в признании решения иностранного суда

· Признание решений иностранных судов, не требующих дальнейшего производства

· Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)

· Отказ в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей)

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: