Теоретические основы индивидуализации подготовки в вольной борьбе




Одна из функций системного подхода состоит в том, чтобы сложное преобразовать в простое; слож­ную проблему преобразовать в четкую и взаимно обусловленную последовательность целей и задач работы, для которых: либо существует решение; либо задачи можно решить известными методами; либо необходимо разработать специальные методы. Метод «дерева» целей позволяет рационализировать организацию исследовательской работы путем струк­турирования целей исследования по иерархическому принципу. Такой подход позволяет также системати­зировать полученные знания. Графически структура организации исследования представляется в виде схемы логической взаимосвязи целей различных уровней, а затем и результатов самого исследования (граф логической структуры). Так, цель нашего ис­следования - разработать теоретические основы ин­дивидуализации подготовки борцов - достигается, если реализованы следующие общие цели (первый уровень):

• разработать структуру организации исследования;

• разработать теоретические положения концепции индивидуализации подготовки в вольной борьбе;

• сформулировать определение системы индивидуа­лизации подготовки (СИП), изучить ее структуру и взаимосвязь с внешней средой;

Далее аналогично строятся подструктуры общих целей (второй уровень) и так далее до целей самого низкого уровня. Он включает, в частности, выявление тенденций развития вольной борьбы и, в частности, изменений правил соревнований, требований совре­менной соревновательной деятельности, а также воз­можностей спортивной науки и передовой практики. Подчеркнем, что «дерево» целей строится на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур и тесно связано с целеполаганием.

В основе каждого из положений концепции ле­жит некоторое основополагающее или руководящее утверждение, которое обобщает сложившиеся пред­ставления спортивной науки и собственного опыта.

Успешность борца высокого класса определяется его способностью реализовать свой стиль противо­борства и, если борец умеет «навязать свою борьбу» в схватке, то он побеждает. СтП - это характерная для данной группы борцов, устойчивая система уме­ний, навыков, методов, приемов и средств, которые целесообразно выбираются и формируются борцами и тренерами на основе генотипических качеств и характеристик спортсмена, а далее развиваются, со­вершенствуются и используются в соревновательной деятельности для успешного решения соревнователь­ных задач в поединках и соревнованиях; интегрально стиль противоборства проявляется в особом специфи­ческом поведении в схватке борцов данной группы [1 - 3, 9, 10].

Общим доминирующим фактором формирования СтП являются индивидуальные задатки, способности, возможности и особенности спортсмена. Поэтому проблема индивидуализации разрабатывается с уче­том взаимодействия двух принципиальных условий: доминанты врожденных индивидуальных (генотипи-ческих) качеств спортсмена, - это с одной стороны, а с другой - тенденций развития вольной борьбы и, в частности, изменений правил соревнований, требо­ваний современной соревновательной деятельности, а также возможностей спортивной науки и передовой практики.

Таким образом, первое положение можно сфор­мулировать так: индивидуализация подготовки бор­ца основывается на диалектическом единстве доми­нанты врожденных качеств спортсмена и тенденций развития вольной борьбы. Это положение в контек­сте поставленной проблемы имеет важные практиче­ские следствия и требует разъяснения. В частности, принцип индивидуализации утверждает, что жизнет-ворчество и самореализация человека могут быть успешны лишь при условии, когда его индивидуаль­ные возможности (врожденные и приобретенные) адекватны выбранным видам и условиям деятель­ности. В результате процесса индивидуализации раз­вивается индивидуальный стиль (ИС) деятельности [1 - 5, 7, 12].

ИС спортивной деятельности борца должен со­ответствовать требованиям современной спортив­ной деятельности. Таким образом, одно из основных условий успешности борца - это своевременное вы­явление, формирование, развитие и совершенствова­ние индивидуального стиля спортивной деятельно­сти, главным образом, стиля противоборства, который адекватно удовлетворял бы требованиям именно со­временной соревновательной деятельности.

Второе положение - это положение о системно­сти предмета исследования. Предмет исследования

- «Индивидуализация подготовки в вольной борьбе, направленная на выявление, формирование, развитие и совершенствование собственного стиля противо­борства борца» - рассматривается как система, ко­торая включает преемственную последовательность указанных квалификационно-возрастных стадий индивидуализации. Система индивидуализации под­готовки исследуется как сложная, стохастическая, ди­намическая, открытая, целенаправленная, целостная система [1, 2, 6, 7, 11].

Основным системообразующим качеством СИП является индивидуализация подготовки как деятель­ность, а ее цель - выявить, сформировать, развить и совершенствовать индивидуальный стиль противо­борства. Одна из особенностей СИП в том, что она изучается как единая структура взаимно содействующих подсистем и компонентов, образующих эффек­тивную целостную целенаправленную систему.

Системность предмета исследования предпола­гает также анализ надсистем СИП. Так, ближайшей надсистеой СИП является «Система подготовки в вольной борьбе» - объект исследования, а подсисте­мой, в частности, являются «Система управляющих воздействий».

С учетом основных принципов теории систем [6] и подготовки спортсменов в олимпийском спорте [5, 9, 12] можно дать следующее определение системе индивидуализации подготовки. СИП - это со­вокупность компонентов (элементов и подсистем) и их взаимодействий, управляемо взаимно содействующих назначению системы - выявлению, формированию, развитию и совершенствованию индивидуального стиля противоборства в динамике преемственной по­следовательности квалификационно-возрастных ста­дий индивидуализации подготовки борца.

Одна из основных особенностей СИП борца в том, что она изучается как единая структура не­скольких взаимно содействующих подсистем и ком­понентов, образующих эффективную целостную (самосогласованную) систему управления. Другая особенность в том, что последовательность и пре­емственность стадий индивидуализации подготовки жестко ориентированы на конечный практический результат - индивидуализированные программы под­готовки и обеспечение эффективного (способного к совершенствованию, персонального) стиля противо­борства.

Управляемая часть СИП - это спортсмен, с его ин­дивидуальными задатками, способностями, особен­ностями, возможностями. Управляющая часть - это тренер, который обеспечивает систему управляющих воздействий (организация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, внетренировочного и восстановительно-оздоровительного сопровождения и др.). По каналам обратной связи тренер получает ин­формацию о результатах управления. Взаимодействие частей СИП обеспечивается системами управляющих воздействий (СУВ) и обратной связи (СОС).

Каждая подсистема (управляемая и управляю­щая) должна включать те существенные подсистемы, элементы и их взаимодействия, которые образуют определенное единство отдельных действий и дея­тельности в целом. Совокупность выделенных под­систем, элементов и взаимодействий выбирается по возможности минимальной, но достаточно полной в границах данного исследования.

Внешняя среда представлена двумя наиболее зна­чимыми (для данного исследования) надсистемами, которые в основном задают и определяют характе­ристики функционирования СИП: система правил и условий проведения соревнований, а также система научных знаний, обобщенного опыта передовой прак­тики спортивной деятельности в вольной борьбе.

Внешняя среда и СИП интенсивно и достаточно жестко взаимодействуют друг с другом, влияя на ди­намику и содержание квалификационно-возрастных стадий индивидуализации подготовки борца. Так, например, последние изменения правил соревнова­ний предъявляют новые, более жесткие требования к уровню развития специальной выносливости. В част­ности, соревнования в одной весовой категории до финала проходят за 4-5 часов, за это время спортсмен проводит 4-5 схваток, причем интервал отдыха между третьей и четвертой, четвертой и пятой схватками мо­жет составлять лишь 15-20 минут. Энергообеспечение соревновательной деятельности теперь характеризу­ется преобладанием, в большей степени, анаэробно­го гликолитического компонента. Кроме того, значи­тельно увеличивается кислородный долг в процессе отдельной соревновательной схватки.

Такие изменения повлекли за собой коррекцию процесса управления по всем направлениям. Напри­мер, в системе тренировочной деятельности развитию специальной выносливости и сопряженно направ­ленных качеств, стали уделять существенно больше внимания, изменились программы и методики трени­ровки, включая этапы базовой подготовки. В системе внетренировочной и внесоревновательной деятельно­сти акцент сместился в сторону поиска средств более эффективного восстановления и стимуляции специ­альной работоспособности, поиска новых оптималь­ных рационов питания и новых пищевых добавок, поиска новых методик снижения веса борцов и пр. В системе СД изменилась тактика ведения поединков, которая предусматривает еще более рациональное и экономное расходование энергии как в схватке, так и в соревнований в целом. При анализе СИП такой анализ углубляется вплоть до элементов всех подси­стем; при этом устанавливаются те управляющие воз­действия каждой из подсистем и элементов, которые содействуют назначению системы.

 


 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫРОССИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: