План
Введение…………………………………………….3.
Хореографическая лексика и её виды………….3.
Заключение…………………………………………9.
Список использованных источников………………10.
Введение
Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, которые, в свою очередь формируют хореографическую лексику.
Целью данной работы определить, что включает в себя понятие «хореографическая лексика».
Задачами данной работы рассмотреть виды лексики, понятие композиционного рисунка и создание образной лексики
Хореографическая лексика и её виды
Хореографическая лексика –это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.
К хореографической лексике относятся: движения, позы, ракурсы,
мимика. Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её
качество зависит от профессионального уровня, интеллекта и накопленного
опыта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии.
Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо
остаётся, видоизменяется, утверждается и переходит в традиционную –новую.
Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-
сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец,
танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые
жесты,мимика) и многие другие +направления.
Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их
взаимообогащать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику,т.е. определённую сферу применения, собственные способности,которые позволяют различать эти лексики между собой и передавать содержание
танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец – особенности национального мироощущения, историко - бытовой и бальный танец – предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика – передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.
Танцевальная лексика возникает на базе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику. Логика развития движений от наиболее простых к наиболее сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) подсказывает использование принципа контраста (линейное построение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем)
Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лексики при помощи усложнения ритма с использованием ритмических акцентов, синкоп: дробное выстукивание простое - дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогающий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа используется пластическое многоголосье, когда солистам аккомпанируют движения остальных исполнителей. Здесь важно не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать ᴇᴦο вокруг солистов усиливающими восприятие движениями и рисунками.
Танцевальная речь состоит из танцевальных комбинаций - сочетаний нескольких танцевальных движений, раскрывающих характер исполнителя. Танцевальные комбинации выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполнения. Хореографический номер имеет идею, содержание, действие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореографический образ. Хореографическое полотно - это хореографическое произведение крупной формы, поставленное балетмейстером по всем канонам сценического действия.
Хореографическая лексика - язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С. Выготский «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело».
Лексика бывает:
- основная танцевальная
-действенная
-подражательная
-ассоциативная
Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца. Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков), поддерживает и совершенствует форму тела.
Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис-постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.
Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца.
К основной танцевальной лексике можно отнести элементы:
-спортивно-бального танца
-современного
-ритмической гимнастики
Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов, начиная с д/с. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкальных занятиях и уроках ритмики в школах.
Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем.
Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса. Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов.
В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ.
Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.
Композиционный рисунок может быть:
-статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой
-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.
Рисунок в танце создается и развивается по законам драматургии, вытекает из более простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности, одном из активных средств выразительности, может быть использован принцип лейтмотива-повтор композиционного рисунка.
В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.