Хореографическая лексика и её виды




План

Введение…………………………………………….3.

Хореографическая лексика и её виды………….3.

Заключение…………………………………………9.

Список использованных источников………………10.

Введение

Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, которые, в свою очередь формируют хореографическую лексику.

Целью данной работы определить, что включает в себя понятие «хореографическая лексика».

Задачами данной работы рассмотреть виды лексики, понятие композиционного рисунка и создание образной лексики

Хореографическая лексика и её виды

Хореографическая лексика –это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.
К хореографической лексике относятся: движения, позы, ракурсы,
мимика. Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её
качество зависит от профессионального уровня, интеллекта и накопленного
опыта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии.
Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо
остаётся, видоизменяется, утверждается и переходит в традиционную –новую.
Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-
сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец,
танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые
жесты,мимика) и многие другие +направления.
Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их
взаимообогащать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику,т.е. определённую сферу применения, собственные способности,которые позволяют различать эти лексики между собой и передавать содержание
танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец – особенности национального мироощущения, историко - бытовой и бальный танец – предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика – передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.
Танцевальная лексика возникает на базе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хорео­графическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хорео­графической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможно­стей, воплощающих собирательный образ народа.

Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику. Логика развития движений от наиболее простых к наи­более сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) под­сказывает использование принципа контраста (линейное по­строение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем)

Танец измеряется теми же длительностями, что и музы­ка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лек­сики при помощи усложнения ритма с использованием рит­мических акцентов, синкоп: дробное выстукивание простое - дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогаю­щий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа ис­пользуется пластическое многоголосье, когда солистам ак­компанируют движения остальных исполнителей. Здесь важ­но не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать ᴇᴦο вокруг солистов усиливающими вос­приятие движениями и рисунками.

Танцевальная речь состоит из танцевальных комбина­ций - сочетаний нескольких танцевальных движений, рас­крывающих характер исполнителя. Танцевальные комбина­ции выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполне­ния. Хореографический номер имеет идею, содержание, дей­ствие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореогра­фический образ. Хореографическое полотно - это хореогра­фическое произведение крупной формы, поставленное балет­мейстером по всем канонам сценического действия.

Хореографическая лексика - язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С. Выготский «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело».

Лексика бывает:

- основная танцевальная

-действенная

-подражательная

-ассоциативная

Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца. Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков), поддерживает и совершенствует форму тела.

Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис-постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.

Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца.

К основной танцевальной лексике можно отнести элементы:

-спортивно-бального танца

-современного

-ритмической гимнастики

Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов, начиная с д/с. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкальных занятиях и уроках ритмики в школах.

Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем.

Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса. Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов.

В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ.

Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.

Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.

Композиционный рисунок может быть:

-статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой

-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.

Рисунок в танце создается и развивается по законам драматургии, вытекает из более простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности, одном из активных средств выразительности, может быть использован принцип лейтмотива-повтор композиционного рисунка.

В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: