Программа
Внеурочной деятельности
«Я гражданин России»
Класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 7-8 лет.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
|
Цели программы:
- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;
- воспитание и развитие патриотических чувств;
- формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
Программа рассчитана на 34 часа
Количество учебных недель – 34
|
Количество часов в неделю – 1
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Предполагаемый результат деятельности:
- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
историко-культурное, духовное наследие своей страны,
нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
· применять полученные знания на практике;
· работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
|
· формировать собственную позицию;
· вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Требования к подготовке обучающихся:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы.
Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия, поход
- практическое занятие, викторина
- встречи с участниками исторических событий
Программа “Я – гражданин России” включает 2 направления: «Азбука нравственности» и «Азбука гражданина», связанных между.
Данный курсимеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражена также и внеклассная работа: проведение классных часов, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.
Класс.
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание |
1. | Здравствуй, школа! | 1 ч. | Устав школы. Правила поведения в школе. |
2. | Из истории государства российского | 1ч. | Урок Российской истории |
3 - 4 | Символы государства. | 2ч. | Государственная символика России. Неофициальные символы России |
5. | Моя малая Родина. | 1ч. | Путешествие по карте Вологодской области. Экскурсия в школьный музей. |
6. | Мой край родной | 1ч. | С чего начинается Родина (Заочная экскурсия по Вожегодскому району) |
7. | Наше село | 1ч. | Знакомство с достопримечательностями села. Экскурсия |
8. | Широка страна моя. | 1ч. | Путешествие по городам России (города Вологодской области) |
9. | Широка страна моя. | 1ч. | Города «золотого кольца России» |
10. | Моя семья. | 1ч. | Права и обязанности членов семьи. |
11. | Я и семья | 1ч. | Профессии моих родителей |
12. | Права и обязанности ребёнка | 1ч. | Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. |
13. | Люблю природу русскую | 1ч. | Люблю природу русскую |
14. | Люблю природу русскую | 1ч. | О братьях наших меньших |
15. | Всякий человек в деле познаётся. | 1ч. | Экскурсия в библиотеку «Писатели – детям». |
16. | Спешите делать добро | 1ч. | Выявление правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах. |
17. | Я и коллектив. | 1ч. | Я и мои друзья. |
18. | Мы - жители планеты Земля. | 1ч. | Как устроен мир |
19. | Закон об охране окружающей среды. | 1ч. | Красная книга природы |
20. | Будь природе другом | 1ч. | Правила поведения в природе |
21. | Если хочешь быть здоров. | 1ч. | Здоровье и безопасность Опасности глазами детей |
22. | Спорт и здоровье | 1ч. | Путешествие в страну здоровья Зачем человеку отдых? |
23. | Спорт и здоровье | 1ч. | Режим дня в жизни школьника |
24. | Путешествие в страну дорожных знаков. | 1ч. | Правила дорожного движения. |
25. | Ты – пассажир | 1ч. | Пассажирский транспорт. Правила поведения в поезде, в автобусе, в самолете. |
26. | Есть такая профессия – Родину защищать. | 1ч. | День защитника Отечества. |
27. | Мамин праздник. | 1ч. | Международный женский день 8 марта. |
28. | Мы идём в гости. | 1ч. | Правила поведения в гостях. |
29. | Русский народ и его истоки | 1ч. | Родина в стихах русских поэтов |
30. | Знаменательные даты в нашей жизни | 1ч. | Праздник весны и труда |
31. | Знаменательные даты в нашей жизни | 1ч. | День Победы |
32. | Я и семья | 1ч. | История моей семьи в истории моей страны |
33. | Встреча с тружениками тыла и детьми войны | 1ч. | Песни и стихи военных лет |
34. | Итоговое занятие. Мой край родной | 1ч. | Экскурсия по селу «Красивое село» |