Структура и принципы работы исламских банков в современном мире.




Исламский банк – это сочетание коммерческого банка и инвестиционного банка. В результате инвестиционных и контрактных отношений с потенциальнымиклиентами банки несут значительные издержки, связанные с оценкой кредитного риска и определением стоимости затрат на инвестирование. Банковские операции должны не только соответствовать законам Шариата, но и приносить банку прибыль.

Исламский банк предоставляет и привлекает средства на специфических условиях: процентные ставки как по ссудам, так и по депозитам не допускаются.

Источниками средств для исламских банков, помимо их собственного капитала, являются средства вкладчиков. Вкладчик имеет право снять свои деньги со счета в любое для него удобное время, что служит показателем гарантированности вкладов в исламских банках. С целью удовлетворения второго мотива, банки предлагают клиентам услугу по открытию сберегательного счета, которая позволяет получать процентный доход и распоряжаться своими средствами. Вкладчики, которые предпочитают сберегательные счета, исходят из предосторожности и желают в будущем иметь возможность распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег. Как правило, пользователями данной услуги являются люди с низким уровнем дохода или те, кто имеет доход только от заработной платы. [3] Подобная услуга в исламском банкинге основана на принципах «вадия», «мудараба» и «кард хассан». Необходимо отметить, что при «мудараба» вкладчик не всегда имеет возможность снять свои деньги в любое для него удобное время, так как банк использует его депозит в качестве инвестиционных средств, и клиент получит свое вознаграждение в качестве возврата на инвестиции.

Третьим вкладом, позволяющим клиентам удовлетворить свои инвестиционные потребности и избежать потерь капитала, является срочный вклад. Срочные депозиты менее ликвидны, по сравнению со сберегательными вкладами, но приносят более высокий процент дохода. Вкладчики имеют свободные средства и ищут возможность получить больший доход. В исламском банкинге, такие вклады известны как инвестиционные счета, кото- рые работают на принципе «мудараба». В качестве «мудариба» выступает исламский банк, а «раб аль малом» является вклад- чик. Клиенты вольны в выборе срока размещения своих средств в банке. Банк, в свою очередь, не дает никаких гарантий и не устанавливает фиксированную прибыль от вложения. Согласно принципу «мудараба», клиент получает свою долю от прибыли, в заранее оговоренных пропорциях.

Принципы Шариата, использующиеся в исламской банковской системе, можно разделить на пять категорий. К первой категории относятся принципы разделения прибылей и убытков, ко второй принципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и комиссию. Четвертая категория описывает принципы бесплатных услуг, а пятая – вспомогательные принципы. Следующие принципы зачастую используются большинством исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара, иджара ваиктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа, рахн.

Мудараба: договор доверительного финансирования, по которому исламский банк: финансирует инвестиционный проект, но не имеет права участвовать в управ- лении данным проектом; получает причитающуюся долю прибыли от реализации проекта, при этом прибыль делится в заранее установленных пропорциях между ним и партнером, управляющим привлеченными средствами; несет все риски, связанные с неполучением прибыли по проекту.

Мушарака: договор о совместной деятельности, по условиям которого для реали- зации инвестиционного проекта создается совместная компания, и одним из ее соб- ственников является исламский банк. В отличие от мударабы, в этом случае банк имеет право участвовать в управлении проектом наряду с другим партнером (партнерами), что отчасти снижает его риски. Финансовый результат (как прибыль, так и убыток по проекту) распределяется в соответствии с долей участия.

Мурабаха: договор коммерческого кредита, по которому исламский банк, дей- ствуя как посредник, за свой счет, но от имени клиента, приобретает определенный ак- тив (товар) согласно описанию, предоставленному клиентом в заявке. В описании ука- зываются существенные характеристики актива, его цена, наличие на рынке. Договор вступает в силу после того, как товар переходит в собственность посредника. Далее товар реализуется клиенту по цене, которая включает надбавку (маржу), как правило, на условиях отсрочки или рассрочки платежа.

Салам: договор коммерческого кредита, предусматривающего куплю-продажу актива (товара) на условиях предоплаты. Согласно договору, исламский банк предоставляет исполнителю некоторую сумму, равную стоимости товара, а тот обязуется поставить товар к оговоренному сроку. Салам заключается одновременно с другим до- 103 говором. Как правило, это параллельный салам, по которому исламский банк, в свою очередь, выступает исполнителем, получающим прибыль за счет разницы в ценах, по которым он покупает и продает товар.

Истисна’: договор выполнения работ на условиях предоплаты, по которому исламский банк предоставляет подрядчику определенную сумму, равную стоимости работ по изготовлению товара, а тот обязуется выполнить работы к установленному сроку. Заключается в сочетании с другим договором, по которому исламский банк реализует товар клиенту. Прибыль банка, выступающего посредником между изготовителем и конечным покупателем товара, образуется за счет заранее установленной разницы в ценах купли-продажи: цена, по которой он оплачивает выполнение работ, заведомо ниже цены, по которой он реализует полученный товар. Чаще всего истис- на’ применяется для финансирования крупных проектов, а также в целях ипотечного кредитования. Пассивные операции исламских банков преимущественно проводятся на основе договоров долевого проектного финансирования и беспроцентного займа; наиболее популярные финансовые инструменты — мудараба, кард хасан.

Мудараба: договор, в результате которого средства вкладчика поступают на инве- стиционный счет исламского банка, используемый для финансирования инвестицион- ного проекта (проектов). Доля вкладчика в финансировании проекта существенна (до 90%) [15, с. 98], а его прибыль зависит от финансового результата по проекту. Мудараба может быть ограниченной (связанной с конкретным проектом) и неограниченной (банк сам определяет, куда вложить средства).

Кард хасан: договор беспроцентного займа, по которому исламский банк привлекает денежные средства на безвозмездной основе, может использовать их по своему усмотрению, но обязан вернуть по первому требованию. Средства, полученные таким образом, поступают на сберегательные счета. При этом исламские банки стараются поощрять клиентов, например предоставляя им скидки по своим услугам. Другие механизмы формирования сберегательных счетов предусматривают следующее: а) банк имеет право использовать привлеченные средства, гарантируя их возврат в установленный срок, но по своему усмотрению может выплачивать вкладчику дополнительный доход; б) привлеченные средства могут быть инвестированы банком, а полученная прибыль — разделена с вкладчиком в заранее установленных пропорциях.

Условия того, как убыток или прибыль будут распределяться между вкладчиком и банком, обсуждаются и принимаются на начальном этапе владения депозитом, и не могут быть изменены в течение срока владения депозитом, кроме как с согласия обеих сторон. В отличие от обычных инвестиционных сертификатов, которые имеют элемент риба, сертификаты исламского банка не имеют фиксированный доход. Данный инструмент может работать на принци- пах «мудараба» и «кард хассан». Инвестиционный сертификат, структурированный посредством «мудараба» позволяет вклад- чику получить свою прибыль исходя из величины годового до- хода банка, при «кард хассан» вознаграждение формируется на усмотрение банка. В Малайзии, исламские банки могут получить финансирование на межбанковском денежном рынке, торгуя исламскими финансовыми инструментами. Аналогично традиционным банкам, исламские предлагают свои услуги, как физическим лицам, так и корпоративным клиентам. Разумеется, механизм, используемый исламскими банка- ми, имеет свои отличия. Как и любой институт, действующий в рамках религиозных предпосылок, исламские банки должны соблюдать все правила и нормы, установленные Кораном и хадисами. Религиозные обязанности или убеждения не позволяют исламским банкам руководствоваться целью максимизировать прибыль.

Таким образом, накопление средств исламскими банками будет происходить посредством предоставления клиентам участия в акционерном капитале, и участия в прибылях. Принципы «мудараба», «мушарака» и «мурабаха» позволяют оказать содействие бизнесу, который столкнулся с проблемой недостаточного объема капитала. Финансирование направляется либо на запуск нового бизнеса, либо на пополнение оборотного капитала[4].

Ислам запрещает своим последователям получать и давать риба. Запрет данный четко отображается в Коране и хадисах. Запреты содержаться в четырех главах Корана, а также Хадисах. Указанные источники выступают руководством в регулировании экономических отношений, что уберегло мусульманских ученых от довольно сильных кон- фликтов во взглядах относительно риба. Все ученые пришли к выводу, что риба является незаконным инструментом, вне зависимости от суммы займа и от вида – потребительского или производственного.[5] На сегодняшний день, группа ученых и улемов, в частности в Индонезии, утверждает, что ссудный процент, практикуемый традиционными банковскими институтами не харам. Еще две причины для легализации риба – это инфляция, и то, что заем денег создает экономические выгоды. Это довольно тревожны предположения мусульманских ученых аналогичны с теми предпосылками, которые имелись 500 лет назад, когда христианские ученые легализовали риба. Если подобные идеи продолжат завоевывать умы людей, то в один день все улемы станут утверждать, что риба – халяль, случись такое и уже не будет никакой разницы между исламскими и традиционными банками

Заключение.

История современного исламского банкинга началась с создания Мит-Гамр Сбербанка в Египте в 1963 году. Однако, история исламской банковской деятельности может быть прослежена на заре Ислама. Банковская деятельность, такая как привлечение 84 Глава 2 депозитов, дорожных чеков в обращение, денежный перевод и услуги обмен валюты, существовавшая во времена Пророка (мир ему) и его сподвижников. Первая организация, чья деятельность была связана со сбором и распределением денег был байтулмал. [6]Однако, в концепцию и цели этой организации не входили предоставление услуг населению по депозитам или финансированию. Обсуждения и чувства беспокойства среди улемов и мусульманских интеллектуалов продолжались вплоть до создания исламских банковских учреждений в современную эпоху.. До конца 2008 года, насчитывалось более 300 исламских банков, действующих в как в мусульманских так и западных странах. Традиционные западные банки также начали предлагать продукты и услуги на основе Шариата. Помимо исламских банков, существует также компании, управляющие фондами, которые осуществляют деятельность, свободную от риба и такие компании имеют в своем распоряжении исламские фонды, объем которых составляет более чем 800 млрд. долл. США. Другие финансовые мероприятия, такие как страхование и ипотека в настоящее время также осуществляется в соответствии с прин- ципами Шариата. Кроме того, на финансовом рынке начали ис- пользовать финансовые инструменты на основе Шариата. В некоторых странах, таких как Малайзия, Исламский финансовый рынок был также создан в дополнение к исламской банковской системе. Исламская банковская система имеет яркие перспективы впереди. Даже если она не используется в качестве замены обычной банковской системы, Исламская банковская система может, по крайней мере, двигаться вперед параллельно с обычной системой в решении глобальных потребностей банка.

Как и любые институты, содержащие в себе религиозные доктрины, деятельность исламских банков должна соответствовать философии и принципам ведения бизнеса, указанным в Коране и хадисах. Исламский банк руководствуется такими принципами, как справедливость, равенство, доверие, честность, беспри- страстность, взаимная выгода, бережливость, исполнение обязательств. Поскольку Ислам запрещает использовать методы, содержащие в себе элементы риба, исламский банк использует принципы работы, допустимые Шариатом.

 

Исламские банки стараются разрабатывать новые продукты, чтобы быть конкурентоспособными на рынке. Такие услуги, как гарантийные письма, денежные переводы, до- рожные чеки, хранение ценностей в сейфе и денежные перево- ды, предоставляются исламскими банками на платной основе. В Малайзии данные услуги работают на принципах «вакала», «хиуала», «кафала» и «уджр».

 

Список литературы.

1. Исламский банкинг Юденков Ю., Р.В. П.2014

2. ИсламскИе фИнансы И банковская сИстема философия, принципы и практика Линова-Медиа Казань, 2012

3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2013.

4. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков// Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р. И. Беккина. — М.: 2004.

5. Бадов А. Деньги - дар Аллаха: Исламские банки выдвигают альтернативную западной модель финансирования экономики.

6. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990, сс. 52-54.

7. Школяр Н. Исламский банк развития: Банковский менеджмент по заветам Корана // Банк. обозрение. 2004. №2. С. 24-27.

8. https://rus.azattyq.org/a/islamskiye-banki/24994517.html

9. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=461122

10. https://www.studentu.ru

 


[1] Исламский банкинг Юденков Ю., Р.В. П.2014

 

[2] ИсламскИе фИнансы И банковская сИстема философия, принципы и практика Линова-Медиа Казань, 2012, С.110

 

[3] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2013.С.58

 

[4] Бадов А. Деньги - дар Аллаха: Исламские банки выдвигают альтернативную западной модель финансирования экономики.С.36

 

[5] Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990, сс. 52-54

[6] Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков// Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р. И. Беккина. — М.: 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: