Сравнение международных стандартов аудита с российскими стандартами




Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту Различия стандартов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российский документ составлен в соответствии с российскими нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и аудит, и поэтому объективно не тождествен глоссарию из МСА. С приближением российских подходов к аудиту к международным, а российских правил бухгалтерского учета — к МСФО, определения данных двух перечней будут приближаться друг к другу. В настоящее время российский Перечень содержит большее количество понятий, чем глоссарий МСА, поскольку такие понятия, как «честность», «объективность», «профессиональное суждение аудитора», «профессиональный скептицизм аудитора»,— очевидные для западных аудиторов,— на начальной стадии развитии аудита отечественным специалистам было необходимо разъяснить. В свою очередь, некоторые термины МСА по отмеченным причинам еще ждут того, чтобы занять положенное место в российском аудите
Стандарты аудита
МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита». ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Оба документа в целом совпадают по содержанию, но ФПСАД 1 более подробный, например, он включает определения, вынесенные в МСА в единый документ «Глоссарий терминов». При этом в отличие от МСА 200 ФПСАД 1 не содержит требования о следовании техническим стандартам
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий». ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита МСА 210 предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Данная форма не соответствует российской договорной практике. При этом перечень обязательных моментов, о которых аудитор обязан поставить в известность потенциального клиента и по поводу которых аудиторская организация и экономический субъект обязаны достичь согласия до начала аудита в международных и российских стандартах совпадает
МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту Стандарты близки по содержанию. В отличие от МСА 220 российский стандарт содержит описание иерархии сотрудников аудиторской фирмы и не содержит приложений, аналогичных МСА 220, описывающих политики и процедуры внутрифирменного контроля качества
МСА 230 «Аудиторская документация» ФПСАД 2 Документирование аудита Российский стандарт содержит более детальную информацию о документировании аудиторских процедур, хранении документов, конфиденциальности
МСА 240 «Обязанности аудитора в части выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности» ФПСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита ФПСАД 5/2010 введен в действие вместо отмененного ФСПАД 13. МСА 240 содержит понятие мошенничество, ФПСАД рассматривает недобросовестные действия. Такое существенное различие в названиях не случайно, так как согласно Уголовному кодексу Российской Федерации мошенничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать деяние как мошенничество может только суд или следствие, а не аудитор. Западные аудиторы, как правило, имеют право на профессиональную тайну в отношении своих клиентов. Наше правовое государство находится в процессе становления, и до сих пор не прекращаются попытки использовать конфиденциальную информацию аудиторов для получения доказательств вины их клиентов, причем речь зачастую идет не о серьезных случаях, угрожающих безопасности государства, а о фактах мелких налоговых нарушений. Поэтому при подготовке названного Правила (стандарта) разработчики попытались, насколько это было возможно, освободить аудитора как от ответственности за не обнаружение фактов умышленных искажений, так и за недонесение о таких фактах. Для дальнейшего сближения российского Правила (стандарта) с МСА потребуется обеспечить законодательные гарантии прав российских аудиторов на профессиональную тайну
МСА 250 «Учет законодательных и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» ФПСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита ФПСАД 6/2010 введен в действие вместо отмененного ФСПАД 14. Различия российского и международного стандартов обусловлены отличием российской правовой системы от международного права (например, российской возможности неоднозначных трактовок нормативных документов), а также особенностями российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности, перечисленными в настоящем обзоре
МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника» ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника ФПСАД 22 не является аналогом МСА 260. МСА 260 разъясняет, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству проверяемого экономического субъекта. В МСА 260 достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать лицами, наделенными руководящими полномочиями. В МСА говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руководству клиента. МСА 260 не содержит каких-либо конкретных рекомендаций относительно формата развернутых итоговых документов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детализированных отчетов и пр. Вместе с тем в МСА 260 сделаны многочисленные отсылки к национальному законодательству по данным вопросам
МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля до представителей собственника и руководства организации» Нет аналогов В российских стандартах аудита вопросам системы внутреннего контроля не придается такого существенного значения, как в МСА. Отдельный стандарт, аналогичный МСА 265, на текущий момент не разработан
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» ФПСАД 3 Планирование аудита Российский стандарт содержит более детальную информацию о планировании аудита, а также дополнительную информацию (например, описание этапа предварительного планирования, а также приложения, содержащие образцы плана аудита и программы аудита)
МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и окружения организации» ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности В отличие от МСА ФПСАД 8 содержит отдельный раздел, описывающий необходимость понимания деятельности экономического субъекта
МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита» ФПСАД 4 Существенность в аудите Российский стандарт более подробный и содержит дополнительные требования по разработке аудиторскими организациями внутренних методик и стандартов по определению уровня существенности в процессе аудита, а также приложение, определяющее порядок расчета уровня существенности.
МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам» Нет аналогов МСА 330 представляет руководство по определению общего подхода, а также разработке и выполнению дальнейших аудиторских процедур по оцененным рискам существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений в ходе аудита финансовой отчетности
МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций» ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация Российский стандарт максимально приближен к требованиям МСА 402
МСА 450. «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита». Нет аналогов МСА 450 предоставляет руководство по определению искажений в целях оценки аудитором влияния неисправленных искажений на финансовую отчетность. В отношении расчетных оценок искажение, вызванное мошенничеством или ошибкой, может возникнуть в результате: • Искажений, в отношении которых нет никаких сомнений (фактические искажения). • Различий, являющихся результатом суждений руководства субъекта в отношении расчетных оценок, которые аудитор считает необоснованными, или выбора или применения учетной политики, которую аудитор считает ненадлежащей (искажения в результате суждения). • Наилучшей оценки аудитором искажений в совокупностях, включающей проекцию искажений, выявленных в аудиторской выборке, на все совокупности, из которых были сделаны выборки (проецируемые искажения).
МСА 500 «Аудиторские доказательства» ФПСАД 5 Аудиторские доказательства ФПСАД 5 в последней редакции в целом соответствует МСА 500
МСА 501 «Аудиторские доказательства: особенности оценки отдельных статей». ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях ФПСАД 17 разработан на основе соответствующего МСА 501 и устанавливает единые требования в отношении получения аудиторских доказательств в аналогичных случаях
МСА 505 «Подтверждения из внешних источников» ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников ФПСАД 18 разработан на основе соответствующего МСА 505
МСА 510 «Первичное аудиторское задание: начальное сальдо» ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица ФПСАД 19 разработан на основе соответствующего МСА 510
МСА 520 «Аналитические процедуры» ФПСАД 20 Аналитические процедуры ФПСАД 20 разработан на основе соответствующего МСА 520
МСА 530 «Аудиторская выборка» ФПСАД 16 Аудиторская выборка ФПСАД 16 в последней редакции в целом соответствует МСА 530
МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной сними раскрываемой информации» ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений ФПСАД 21 разработан на основе соответствующего МСА 540
МСА 550 «Связанные стороны» ФПСАД 9 Связанные стороны ФСПАД 9 составлен на базе МСА 550, который был разработан еще до того, как в российском бухгалтерском учете появились требования по раскрытию информации об аффилированных лицах. Поэтому отечественный стандарт содержит дополнительные пояснения и комментарии по сравнению с международным прототипом
МСА 560 «Последующие события» ФПСАД 10 События после отчетной даты ФПСАД 10 сформирован на основе МСА 560. В отличие от многих развитых стран Запада российские юридические лица заканчивают финансовый год одновременно — 31 декабря. Как следствие, аудиторы ведут свою работу с клиентами на протяжении нескольких месяцев, уже после того, как бухгалтерская отчетность подготовлена, подписана и передана пользователям. Учет этого различия потребовал внесения соответствующих изменений в российский документ по сравнению с МСА
МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации» ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица ФПСАД 11 является аналогом МСА 570. Анализируя их, можно сказать, что эти два стандарта являют собой пример удачной адаптации западного документа к российским условиям
МСА 580 «Письменные представления» ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица ФПСАД 23 разработан на основе соответствующего МСА 580
МСА 600 «Особые вопросы: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)» ФПСАД 28 Использование результатов работы другого аудитора ФПСАД 28 соответствует положениям МСА 600 только в части использования работы других аудиторов. Аспекты аудита финансовой отчетности группы в российских Правилах (стандартах) отсутствуют
МСА 610 «Использование внутренних аудиторов» ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита ФПСАД 29 разработан на основе соответствующего МСА 610
МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора» ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта ФПСАД 32 разработан на основе соответствующего МСА 620
МСА 700 «Формирование и представление заключения по финансовой отчетности» ФПСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности ФПСАД 1/2010 представляет собой переработанную версию отмененного ФСПАД 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» и учитывает изменения, внесенные в МСА 700 в результате проекта «Ясность»
МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения» ФПСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении ФПСАД 2/2010 разработан на основе соответствующего МСА 705
МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел «Прочие вопросы» аудиторского заключения» ФПСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении ФПСАД 3/2010 разработан на основе соответствующего МСА 706
МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность» ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности ФПСАД 26 разработан на основе соответствующего МСА 710
МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность» ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность ФПСАД 27 разработан на основе соответствующего МСА 720
МСА 800 «Особые вопросы: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения» ФПСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам ФПСАД 8/2011 разработан на основе соответствующего МСА 800
805 «Особые вопросы: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета» ФПСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности ФПСАД 9/2011 соответствует положениям МСА 805 в части аудита определенных элементов, счетов или статей финансового отчета. Аспекты аудита отдельной финансовой отчетности в данном российском Правиле (стандарте) не предусмотрены
МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности» Нет аналогов МСА 810 определяет ответственность аудитора по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности, составленной на основании полной финансовой отчетности, проаудированной в соответствии с МСА данным аудитором. Обобщенная финансовая отчетность содержит меньше раскрытий по сравнению с полной финансовой отчетностью, на основании которой она составлена, но при этом обеспечивает структурированное представление активов и обязательств на отчетную дату или их изменение за период в соответствии с данными полной финансовой отчетности
Нет аналогов ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг - International Standards on Related Services (ISRSs). ФСПАД 24 к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относит обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляцию финансовой информации
ISRS 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации» ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs). ФПСАД 30 разработан на основе МСА 920 и в основном соответствует действующему МССУ 4400
ISRS 4410 «Задания по компиляции финансовой отчетности» ФПСАД 31 Компиляция финансовой информации В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs). ФПСАД 31 разработан на основе МСА 930 и в основном соответствует действующему МССУ 4410
Нет аналогов (бывший МСА 910) ФПСАД 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг - International Standards on Related Services (ISRSs). ФПСАД 33 был разработан на основе МСА 910, в настоящее время аналога МСА 910 в МССУ не существует
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях ФПСАД 34 разработан на основе соответствующего МСКК 1 с учетом специфики указанных выше расхождений российских и международных стандартов аудита
Нет аналогов ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля ФПСАД 4/2010 применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее - уполномоченный орган), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. МСА осуществление подобного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: