Определение глубин в море. Лот и разбивка лотлиня




I. Измерение глубин в море

Практика мореплавания подтверждает насущную необходимость иметь на борту судна всегда готовыми к действию приборы, позволяющие измерять глубины и брать пробы грунта. Так, тщательное измерение глубин через определенные промежутки времени дает возможность хорошо проверить место судна в тумане и благополучно подойти к якорному месту. Глубины на море измеряют специальными приборами — лотами.

В зависимости от измеряемой глубины лоты разделяются на глубоководные и навигационные. Навигационные предназначаются для измерения сравнительно небольших глубин. Ими снабжают все морские суда для обеспечения безопасности плавания. Устройство навигационных лотов позволяет измерять глубины на ходу судна с достаточной для судовождения точностью.

 

Рис. 1

По принципу действия и устройству навигационные лоты подразделяются на ручные, механические и гидроакустические.

Ручной лот. Основными частями ручного лота являются свинцовая (или чугунная) гиря 1 и лотлинь 2 (рис. 1). Гиря имеет форму усеченной пирамиды или конуса высотой около 30 см и весом от 3 до 5 кг. Верхняя часть гири оканчивается ушком с продетой в него стропкой из стального троса, обшитого кожей. В нижней, более широкой части гири сделана выемка, в которую перед замером глубины вмазывают смесь сала с толченым мелом. При опускании гири на дно частицы грунта прилипают к замазке. Это позволяет определить характер грунта после подъема лота на палубу. Гиря соединена с лотлинем, который делают из линя длиной более 50 м и окружностью около 25 мм.

Перед разбивкой (разметкой) лотлинь хорошо вытягивают. При разбивке за нуль принимают место соединения лотлиня с гирей, так как она при измерении глубины моря обычно ложится на грунт. На расстоянии 2—3 м от гири в лотлинь вплеснивают клевант (колышек) из твердой породы дерева, а затем через каждые 10м — флагдуки (разноцветные кусочки материи) со следующей последовательностью цветов:

Метры лотлиня Марки Топорики
5 м марка с одним топориком
10 м красный флагдук
15 м марка с двумя топориками
20 м синий флагдук
25 м марка с тремя топориками
30 м белый флагдук
35 м марка с четырьмя топориками
40 м желтый флагдук
45 м марка с пятью топориками
50 м бело-красный флагдук

Иногда метровые участки лотлиня разбивают не более мелкие деления небольшими кожаными марочками (для шлюпочного промера).

Лот бросают с наветренного борта, чтобы лотлинь не попал под корпус судна. Ручной лот используют лишь при скорости судна до 5 узлов и глубине моря не более 50 м. При глубинах до 150 м применяют диплот, устройство которого аналогично устройству ручного лота. Измерять глубины диплотом можно только на стоянке.

Ручной лот и диплот используют не только для измерения глубины. Ими определяют дрейф судна, стоящего на якоре, высоту прилива в месте якорной стоянки и др. После работы лотлинь просушивают. Периодически производят проверку длины и разбивки лотлиня по точно измеренным отметкам на палубе судна.

Гидроакустический лот (эхолот). Гидроакустическими лотами измеряют глубину до 2000 м при неограниченной скорости судна. Специальные приборы лота — самописцы дают наглядное представление о рельефе морского дна. Большие преимущества гидроакустических лотов способствовали их широкому распространению на морских судах.

Принцип работы современных эхолотов основан на измерении времени прохождения в воде импульса ультразвуковых колебаний от судна до дна моря и обратно.

Принципиально эхолоты могут отличаться лишь способом определения и регистрации промежутков или функций этого времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: