Регулирующие клапаны применяют для изменения расхода жидкостей, паров и газов, находящихсяпод высоким давлением. Регулирующие клапаны по конструкции бывают золотниковыми и плунжерными. Золотниковый клапан (рис. 31, а) имеет чугунный корпус 7, в который запрессованы металлические стаканы (седла) 2. В стаканах перемещаются золотники 3, имеющие профильные окна. При перемещении штока 4 золотники перемещаются относительно седел, в результате чего площадь для прохода и расход среды через клапан изменяются. В плунжерном клапане (рис. 31, б) седла 2 и плунжеры 6 перемещаются друг относительно друга. Если шток 4 опустить вниз до упора,то полированные поверхности плунжеров и седел 2 упрутся друг в друга и расход среды через клапан станет равным 0. Для исключения просачивания среды из трубопровода штоки клапанов выводятся из корпусов через уплотняющие сальники 5.
Рис. 31. Золотниковый(а) и плунжерный (б) регулирующие клапаны.
1 — корпус, 2- седло, 3 — золотники, 4 — штоки, 5 —cальниковое уплотнение, 6 — плунжер
Если плунжеры (или золотники) клапанов повернуть в вертикальной плоскости на угол 180°, то характеристика клапана станет обратной, т. е. при движении плунжера (или золотника) вверх расход через клапан будет уменьшаться.
Для регулирования расхода жидкостей, газов и паров при низких давлениях или малых перепадах на трубопроводах устанавливают поворотные заслонки (рис. 32). При повороте заслонки на некоторый угол площадь ее проходного сечения увеличивается и расход среды через регулирующий орган возрастает.
Перемещение штоков клапанов и изменение углов поворота заслонок производятся электрическими или автоматическими исполнительными механизмами, которыми управляет оператор или автоматическое устройств. На литом корпусе 1 (рис. 33) электрического исполни тельного механизма смонтированы электродвигатель 3, редуктор 4 и блок 2 датчиков, закрытый крышкой. Вращение двигателя через редуктор передается на рычаг 5, который через рычажные системы связи перемещает шток клапана. Блок 2 датчиков может иметь выключатели для ограничения хода клапана, а также индукционные или реостатные датчики положения, соединяемые с приборами—указателями положения. Угол поворота рычага 5 изменяется настройкой выключателей и ограничивается упорами.
|
рис. 33. Электрический исполнительный механизм:
1 — корпус, 2 — блок датчиков, 3 — электродвигатель, 4 — редуктор,
5 — рычаг, 6— штурвал ручного управления
Электрические исполнительные механизмы других типов также преобразуют управляющее воздействие в изменение угла поворота рычага. Эта конструктивная особенность и обусловливает основной недостаток электрических исполнительных механизмов — наличие мертвых ходов (люфтов), объясняемых наличием значительного числа механических сочленений в кинематической передаче.
Пневматические исполнительные механизмы типа МИМ объединяются с регулирующим клапаном в одно изделие (рис. 34). На корпус 1 клапана установлен корпус МИМ 2. Между корпусом 2 и крышкой 3 зажата подпружиненная снизу мембрана. При подаче в штуцер 4 давления воздуха мембрана будет перемещаться до тех пор, пока усилие, развиваемое давлением воздуха, не уравновесится усилием упругой деформации пружины, расположенной в стакане 5. Перемещение мембраны преобразуется в перемещение штока 6 МИМ, который через муфту 7 связансо штоком 8 клапана. Характеристики пневматических исполнительных механизмов выше электрических, так как в них поступательное движение штока МИМ преобразуется непосредственно в перемещение плунжера клапана.
|