Ход урока
- Организационно-мотивационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
Примчание. Данная тема изучается на уроках биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот материал можно использовать и на уроках экологии. Поэтому домашнее задание не прописывается.
Изучение нового материала
1. Вступление учителя
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)
2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).
3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).
4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6).
Типы взаимоотношений | Характеристика | Примеры |
5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.
Типы взаимоотношений | Характеристика | Примеры |
Нейтрализм (слайд 7) | Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. | белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом. |
Аменсализм (слайд 8) | Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы | Светолюбивые травы, растущие под елью |
Комменсализм - нахлебничество (слайд 10,11) - сотрапезничество (слайд 12) - квартиранство (слайд 13–20) | Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы: Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. | Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества Рак-отшельник использует раковину моллюска в качестве убежища. |
Протокооперация (слайд 21, 22) | совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей | Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует |
Мутуализм (слайд 23, 24, 25) | Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра. | Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности |
Симбиоз (слайды 26–29) | Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов. | Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются |
Хищничество (слайды 30–33) | отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела | Росянка, животные – хищники. |
Паразитизм (слайды 34–38) | Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания. | Спорынья, трутовик, паразиты животных. |
Конкуренция (слайды 39–43) | взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения | Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки). |
6. Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.
Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость
7. Д/з? (Письменно в тетрадях)
1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?
2. каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?