Материалы к выступлению д-ра Алека Д. Эпштейна
на социологическом факультете
Санкт-Петербургского государственного университета,
4 марта 2012 г.
Доклад будет посвящен анализу методологических проблем, с которыми сталкивается социолог, изучающий активистское искусство, которое в современной России подвергается преследованию как со стороны репрессивных структур государственной власти, так и со стороны консервативно настроенных групп общества.
В докладе будут рассмотрены акции и работы в этой области, отмеченные дипломами Альтернативной премии «Российское активистское искусство», вечер награждения лауреатов которой прошел в Зверевском центре современного искусства в Москве 4 декабря 2012 г.; премия вручалась по двум номинациям: (1) работы, созданные для музейно-выставочного пространства и воспроизведения в печати; и (2) акции, реализованные в городском пространстве.
В первой номинации первое место заняла работа Матвея Крылова (Дмитрия Путенихина) «Билет в один конец». Это – произведение, в которой художник-активист является и создателем, и объектом, ибо в работе этой отражен приговор суда, к которому Матвей Крылов был приговорен за членство в НБП. В конце октября 2011 года Матвей был арестован еще раз за акцию «Не забудем, не простим!» (он облил водой прокурора, по требованию которого к длительным срокам заключения были приговорены его товарищи-нацболы), после чего Денис Мустафин и Антон Николаев организовали однодневную подпольную выставку в его защиту… Победителем голосования стал человек, работы и акции которого созданы его кровью...
Второе место разделили работа Татьяны Антошиной «Голубые города»иинсталляцияЛусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского «Белое кольцо». У обеих работ – очень непростая выставочная судьба: первая была впервые представлена на выставке Марата Гельмана «Родина», прошедшей в Красноярске под странным названием «Неизвестная страна художников», к которому куратор выставки не имел никакого отношения, при этом ни в Москве, ни в Питере эта выставка так и не демонстрировалась, тогда как вторая должна была быть представлена в ходе выставки «Апокалипсис и возрождение» на Биеннале современного искусства в Киеве, но была запрещена к экспонированию; не выставлялась она и в российских галереях.
|
Третье место, набрав шесть голосов, получила графическая работа Виктории Ломаско «Марш миллионов». Как и инсталляция «Белое кольцо», эта работа представляет собой обобщенный портрет группы участников «Марша миллионов», прошедшего 6 мая с.г. – восемнадцать из которых, в том числе прекрасный человек, активист и правозащитник Николай Кавказский, ныне находятся в тюрьме.
Во второй номинации первое место разделили две акции: первая – «Путин зассал» – была проведена группой «Pussy Riot» на Красной площади в Москве 20 января 2012 года (материалы этой и других акций группы «Pussy Riot» были недавно объявлены экстремистскими Замоскворецким судом Москвы), а вторая – «Чудесное обретение иконы Pussy Riot» – была инициирована, проведена и документирована Артемом Лоскутовым и Марией Киселевой в Новосибирске 12 марта 2012 года (Артем Лоскутов за эту акцию был дважды осужден в рамках административного судопроизводства в Новосибирске). При этом Артем Лоскутов находился в тюрьме по вымышленному обвинению в мае – июне 2009 года, а активистки «Pussy Riot» Надежда Толоконникова и Мария Алехина находятся под арестом с начала марта 2012 года… И здесь победителями стали люди, акции которых оплачены их кровью…
|
Второе место разделили: акция группы Война «Менто-Ауто-Да-Фэ» («Ёбаный Прометей»), проведенная 31 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге, информация о которой была обнародована Алексеем Плуцером-Сарно 2 января 2012 г.; исполнение арестованным поэтом Кириллом Медведевем переведенной им песни Луиса Льяха «Давай разрушим эту тюрьму» в автозаке после его ареста на т.н. «Фестивале искусств» в поддержку группы Pussy Riot у Таганского суда 19 апреля 2012 г. (фото и видеодокументация были сделаны Владом Чиженковым); и акция активиста Серое Фиолетовое (президент Путин называет его «чучелом еврея», по паспорту же он – Олег Васильев) «Перебить охрану тюрьмы», реализованная в Москве на Пушкинской площади 30 октября 2012 г.
Третье место получили: организованный активистами «Радужной ассоциации» «Марш горящих сердец», прошедший в Москве 2 июня 2012 г. (эта акция представляется особенно важной в свете гомофобной кампании, поддержанной в настоящее время и нижней палатой парламента РФ) и стенд-выставкаВиктории Ломаско «Будни Оккупай Абай», представленный непосредственно в самом лагере «Окупай Абай» на Чистых прудах 14 мая 2012 г.; куратором программы «Арт Абай» была координатор «Медиаудара» Татьяна Волкова.
Специальный приз за самую громкую состоявшуюся выставку года в Москве получил проект «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой и арт-идеолога Виктора Бондаренко, представленный в Галерее Марата Гельмана с 20 сентября по 5 октября 2012 года. 3 декабря 2012 года в Музее и общественном центре им. Сахарова состоялась презентация книги, отправной точкой для написания которой стала эта выставка. Этот проект, недавно ставший основной мишенью уничижительного разноса в фильме «Не верю», продемонстрированному по каналу НТВ, будет обсужден подробнее.
|
В изучении диссидентских групп вообще и активистского искусства, в частности, перед социологом встают многочисленные очень непростые методологические дилеммы:
- Как собирать материалы у художников и активистов, значительная часть из которых либо находится за решеткой, либо в подполье, либо живет в постоянном ожидании возможного ареста?
- Есть ли опасность, что материалы, собранные исследователем, будут использованы силовыми структурами, осуществляющими уголовное преследование активистов и участников акций? Каковы границы моральной и правовой ответственности исследователя за «последствия» его/ее работы? Каковы возможные роли исследователя как эксперта во взаимоотношениях между радикальными художниками-акционистами и органами следствия и суда?
- Грозит ли самому исследователю, например, присутствующему на той или иной акции с целью ее документации, уголовное преследование? Имеет ли исследователь какую-либо защиту, аналогичную хотя бы той, которую имеют аккредитованные журналисты, получившие пресс-карты зарегистрированных изданий, или же социолог не имеет никакой правовой защиты?
- Поскольку радикальные андеграундные группы отличаются этикой, сочетающей приверженность наиболее нон-конформистским моделям поведения, с одной стороны, и черты секты, с другой, насколько возможно сохранение профессиональной автономии исследователя, использующего методологию «включенного наблюдения»?
- Какими профессиональными и этическими нормами разумно руководствоваться в своей работе социологу, изучающему акции, вызывающие столь неоднозначное отношение в различных слоях общества?
- Учитывая существующие опасности, как социологу хранить собранные им в ходе полевой работы материалы, чтобы это не ставило под удар ни объектов его исследования, ни возможность успешного завершения им/ей своей работы?
- Если важной частью работы современных художников является создание медиа-образов проводимых ими акций, часто очень далеких от того, что реально имело место в ходе этих акций, имеет ли право исследователь, получающий материалы от участников и присутствующий при их работе, проводить деконструкцию создаваемых ими в публичном пространстве мифологем?
- Каковы границы приватного и публичного в деятельности небольших контркультурных групп, насколько возможно использовать и обнародовать в исследовательской работе внутреннюю переписку и детали внутренних дискуссий участников тех или иных проектов? Применима ли этика Wikileaks в работе социолога?
- Может ли социолог быть участником внутренних конфликтов и ссор в среде активистов, занимая ту или иную сторону в различных противостояниях?
- Может ли и должен ли исследователь в своей работе цитировать материалы, признанные «экстремистскими», гофобную и подстрекательскую лексику, используемую как ярыми противниками активистского искусства, так и порой самими арт-деятелями, провоцирующими таким образом общественный скандал?
- Существует ли и в каких границах авторское право на акции, проводимые в публичном пространстве, на их документацию и текстовые описания?
Эти и другие вопросы будут обсуждены и проанализированы лектором на примере проведенных им в последние годы исследований. Все эти вопросы раз за разом стояли перед ним в работе – и их раза разом нужно было как-то решать. Учитывая, что докладчик является одним из очень немногих исследователей, уже работающих в этой сфере, представляется, что накопленный им в этой связи опыт может быть интересен коллегам и студентам-старшекурсникам, имеющим интеллектуальные интересы в этой и сопредельных темах.
Лекция будет сопровождаться демонстрацией фотографий обсуждаемых работ.
Сведения о лекторе
Алек Д. Эпштейн (1975 г.р.) – известный социолог гражданского активизма и протестного искусства, автор книг «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России», «Защищая власть от общества. Десять лет “антиэкстремистской” кампании в России», «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии», «Искусство на баррикадах: “Pussy Riot”, “Автобусная выставка” и протестный арт-активизм», «“Духовная брань”: Борьба за новую жизнь в искусстве сакральных образов христианства» и других. Презентации этих книг проходили в Московском музее современного искусства, в Центре современного искусства «Винзавод», в Музее и общественном центре им. Сахарова, на Московском международном открытом книжном фестивале в Центральном доме художника, о них писали газеты «Коммерсант», «Ведомости», «Общественный резонанс», журналы «Арт-Хроника», «Русский журнал», «Time Out Москва», порталы Газета.ру, «Be In», Радио Свобода и многие другие. Тексты, составившие эти книги, печатались в журналах «Неприкосновенный запас», «Досье на цензуру», «Неволя», «Вестник Московского государственного гуманитарного университета. История и политология», в сборниках конференций «Пути России», в газете «Троицкий вариант – Наука», на портале «Либерти.ру» и в других изданиях.