Государственные доходы, методы их мобилизации. Государственные расходы и принципы их построения




 

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Согласно бюджетной классификации доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие группы:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся:

ü налоги на доходы и прибыль;

ü налоги на фонд заработной платы;

ü налоги на собственность;

ü налоги на товары и услуги;

ü налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;

ü другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.

Взносы на государственное социальное страхование включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.

Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц. Они подразделяются на следующие подгруппы:

ü доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

ü доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;

ü административные штрафы и экономические санкции, удержания;

ü прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные и добровольные поступления от иностранных государств, международных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления (вышестоящих или нижестоящих бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления. Они подразделяются на следующие подгруппы:

ü поступления от иностранных государств;

ü поступления от международных организаций;

ü поступления от других уровней государственного управления.

Безвозмездные поступления включают передачу средств из одного бюджета в другой как для осуществления определенных расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.

Доходы, поступающие в бюджет, распределяются между различными уровнями бюджетной системы. Часть из них зачисляется в республиканский бюджет, часть – в местные.

В странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Наша страна как и другие страны с переходной экономикой значительную часть доходов бюджета формирует путем взимания косвенных налогов – НДС, акцизов и т.д. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильным источником поступлений в бюджет. Относительно быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины; значительный объем теневой экономики; низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.

Для увеличение доходов, поступающих в государственный бюджет, могут применяться следующие методы: увеличение налоговых ставок, увеличение размеров штрафов и санкций и т.п.

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по трем направлениям:

ü функциональные, т.е. отражающие выполнение основных функций государства (образование, здравоохранение, национальная оборона и т.д.);

ü ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);

ü экономические, т.е. отражающие экономическое содержание расходов (заработная плата, оплата товаров, трансферты).

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы направляются на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, путем их осуществления создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности (капитальный ремонт, закупка оборудования, техническое перевооружение и др.).

Часть государственных расходов финансируется из республиканского, а часть – из местных бюджетов. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Из него финансируются:

ü капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

ü природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

ü мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü общегосударственные программы по социальной защите населения;

ü другие общегосударственные целевые программы;

ü затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

ü государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

ü затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

ü расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

ü национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

ü погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;

ü погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученных от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

ü образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

ü выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

ü расходы свободных экономических зон;

ü расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

ü другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Структура доходов и расходов республиканского бюджета ежегодно утверждается Законом о бюджете. В настоящее время основная тенденция в данной сфере – снижение бюджетных расходов на финансирование экономики и увеличение расходов на социальную сферу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: