Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Согласно бюджетной классификации доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие группы:
1. налоговые доходы;
2. взносы на государственное социальное страхование;
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся:
ü налоги на доходы и прибыль;
ü налоги на фонд заработной платы;
ü налоги на собственность;
ü налоги на товары и услуги;
ü налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;
ü другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
Взносы на государственное социальное страхование включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц. Они подразделяются на следующие подгруппы:
ü доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
ü доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;
ü административные штрафы и экономические санкции, удержания;
ü прочие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные и добровольные поступления от иностранных государств, международных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления (вышестоящих или нижестоящих бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления. Они подразделяются на следующие подгруппы:
ü поступления от иностранных государств;
ü поступления от международных организаций;
ü поступления от других уровней государственного управления.
Безвозмездные поступления включают передачу средств из одного бюджета в другой как для осуществления определенных расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.
Доходы, поступающие в бюджет, распределяются между различными уровнями бюджетной системы. Часть из них зачисляется в республиканский бюджет, часть – в местные.
В странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Наша страна как и другие страны с переходной экономикой значительную часть доходов бюджета формирует путем взимания косвенных налогов – НДС, акцизов и т.д. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильным источником поступлений в бюджет. Относительно быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины; значительный объем теневой экономики; низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
Для увеличение доходов, поступающих в государственный бюджет, могут применяться следующие методы: увеличение налоговых ставок, увеличение размеров штрафов и санкций и т.п.
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по трем направлениям:
ü функциональные, т.е. отражающие выполнение основных функций государства (образование, здравоохранение, национальная оборона и т.д.);
ü ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);
ü экономические, т.е. отражающие экономическое содержание расходов (заработная плата, оплата товаров, трансферты).
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы направляются на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, путем их осуществления создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности (капитальный ремонт, закупка оборудования, техническое перевооружение и др.).
Часть государственных расходов финансируется из республиканского, а часть – из местных бюджетов. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Из него финансируются:
ü капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
ü природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
ü мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
ü общегосударственные программы по социальной защите населения;
ü другие общегосударственные целевые программы;
ü затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
ü государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
ü затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
ü расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
ü национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
ü погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;
ü погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученных от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
ü образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
ü выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
ü расходы свободных экономических зон;
ü расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
ü другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Структура доходов и расходов республиканского бюджета ежегодно утверждается Законом о бюджете. В настоящее время основная тенденция в данной сфере – снижение бюджетных расходов на финансирование экономики и увеличение расходов на социальную сферу.