по курсу «Педагогика» (Теория воспитания. Социальная педагогика).
1. Процесс воспитания – это:
а)целенаправленный процесс стимулирования и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов;
б) сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями;
в) целенаправленный процесс формирования у ребенка практических умений и навыков, необходимых для жизни в конкретном обществе;
г) процесс передачи знаний;
2. Цель воспитания в современном обществе:
а) способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе;
б) воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
в) формировать всесторонне развитую, гармоничную личность;
г) воспитывать уважение к родителям ребенка, к культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает.
3. Методы воспитания – это:
а) совокупность способов и приемов педагогической деятельности по развитию познавательной сферы воспитанников;
б) способы активного воздействия педагога на ребенка;
в) способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение зада образования;
г) способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
4. С учетом какого подхода к процессу воспитания методы воспитания подразделяются на методы формирования общественного сознания, методы организации опыта деятельности и общественного поведения и методы стимулирования поведения и деятельности?
а) личностно-ориентированного;
б) системного;
в) деятельностного;
г) творческого.
5. Какая группа методов воспитания выполняет функцию формирования представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов школьников?
а) методы формирования сознания;
б) методы стимулирования поведения и деятельности;
в) методы организации деятельности и опыта поведения;
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.
6. Действие какого метода воспитания основано на стремлении личности к подражанию, характер которого зависит от возраста?
а) упражнение;
б) рассказ;
в) пример;
г) диспут.
7. К какой группе методов воспитания относится педагогическое требование?
а) методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности;
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
в) методы стимулирования поведения и деятельности;
г) методы формирования сознания.
8. Многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения – это:
а) пример;
б) упражнение;
в) диспут;
г) соревнование.
9. Что является психологической основой методов стимулирования поведения и деятельности?
а) эмпатийные переживания;
б) эмоциональная сфера личности;
в) познавательные психические процессы;
г) переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей.
10. Поощрение – это:
а) нейтральное отношение к поступкам и проступкам школьников;
б) поддержка ребенка, совершившего моральный проступок;
в) выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы;
г) способ помочь ребенку в формировании у него положительной самооценки.
11. Что составляет методологическую основу современных воспитательных систем?
а) идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания;
б) идея гуманитаризации образования;
в) идея всестороннего, гармоничного развития личности ребенка;
г) идея всеобщего блага.
12. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления – это:
а) эстетическое воспитание;
б) нравственное воспитание;
в) умственное воспитание;
г) правовое воспитание.
13. Нравственное воспитание – это:
а) педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, культурного поведения;
б) формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе;
в) педагогическая деятельность по приобщению к здоровому образу жизни;
г) педагогическая деятельность по формированию у учащихся культуры поведения.
14. Создание воспитывающих ситуаций – это один из методов
а) трудового воспитания;
б) умственного воспитания;
в) нравственного воспитания;
г) физического воспитания.
15. Процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника:
а) нравственное воспитание;
б) трудовое воспитание;
в) физическое воспитание;
г) трудовое воспитание.
16. Профессиональная ориентация – это:
а) вооружение учащихся знаниями о различных профессиях;
б) процесс оказания учащимся помощи в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда;
в) подготовка учащихся к успешному построению карьеры;
г) процесс ознакомления с профессиональными учебными заведениями.
17. Система профориентации включает следующие компоненты:
а) профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация;
б) профессиональное просвещение, профессиональное тестирование, медицинская диагностика, профессиональное консультирование, профессиональная адаптация;
в) профессиональная агитация, профессиональное стимулирование, профессиональная диагностика, профессиональный отбор, профессиональная адаптация;
г) профессиональное консультирование, профессиональное тестирование, медицинская консультация, профессиональный выбор, профессиональное планирование.
18. Организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации (герба, флага, гимна), символики других стран играет важную роль в:
а) патриотическом воспитании;
б) правовом воспитании;
в) нравственном воспитании;
г) трудовом воспитании.
19. Процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни относится к:
а) нравственному воспитанию;
б) профессиональной ориентации учащихся;
в) эстетическому воспитанию;
г) экологическому воспитанию.
20. Физическое воспитание – это:
а) знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, о здоровом образе жизни, направленном на сохранение здоровья;
б) процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни;
в) процесс организации спортивной деятельности детей;
г) часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность.
21. Мероприятие как форма воспитательной работы – это:
а) общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые совместно членами детского коллектива и педагогами на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе;
б) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения;
в) деятельность педагога по организации детского досуга;
г) события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
22. Сколько стадий предусматривает организация коллективного творческого дела по методике И.П. Иванова:
а) пять;
б) четыре;
в) шесть;
г) семь.
23. Вторая стадия организации коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова – это:
а) коллективное планирование;
б) предварительная работа;
в) коллективная подготовка дела;
г) проведение дела.
24. Идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка принадлежит:
а) К.Д. Ушинскому;
б) А.С. Макаренко;
в) П.П. Блонскому;
г) И.П. Иванову.
25. Детский коллектив – это:
а) группа детей, объединенных совместной деятельностью и дружескими взаимоотношениями;
б) группа детей обучающихся совместно;
в) группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;
г) группа детей связанных отношениями взаимной зависимости.
26. На каком этапе развития коллектива появляется актив?
а) на втором;
б) на четвертой;
в) на первой;
г) на третьей.
27. Степень соответствия личностного развития ребенка поставленной педагогами цели называется:
а) культурой поведения;
б) развитием ребенка;
в) воспитанностью ребенка;
г) индивидуальной особенностью ребенка.
28. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к следующим главным ролям в жизни:
а) семьянин, работник, борец;
б) гражданин, предприниматель, воспитатель;
в) гражданин, работник, семьянин;
г) альтруист, семьянин, профессионал.
29. Общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесс называются:
а) закономерностями организации воспитательного процесса;
б) подходами к организации воспитательного процесса;
в) спецификой организации воспитательного процесса;
г) принципами организации воспитательного процесса.
30. Выявление положительных качеств ребенка, которые могут помочь в формировании всех других заданных целью воспитания качеств – это принцип:
а) общественной направленности воспитания;
б) опоры на положительное;
в) связи воспитания с жизнью, трудом;
г) единства воспитательных воздействий.
31. Социальная педагогика – это:
а) отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации;
б) отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением закономерностей обучения детей;
в) наука о воспитании, обучении, развитии человека на всех возрастных этапах;
г) наука о закономерностях социализации взрослых.
32. Социализация ребенка – это:
а) процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;
б) процесс активного приспособления его к условиям социальной среды;
в) процесс передачи знаний, умений, навыков и формирования опыта поведения ребенка;
г) процесс активизации развития ребенка.
33. К микрофакторам социализации человека относится:
а) группа сверстников;
б) тип поселения;
в) этнос;
г) средства массовой информации.
34. Социальная адаптация ребенка – это:
а) процесс формирования качеств личности, необходимых для жизни в обществе;
б) процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;
в) процесс активного приспособления его к условиям социальной среды;
г) процесс овладения ребенком основами наук.
35. Социальное воспитание – это:
а) целенаправленный процесс оказания помощи ребенку в процессе его социализации;
б) целенаправленный процесс формирования у ребенка практических умений и навыков;
в) целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации;
г) целенаправленный процесс и результат передачи знаний и формирования умений и навыков у детей.
36. Социальное обучение – это:
а) целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации;
б) целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей;
в) процесс передачи знаний и формирования умений и навыков по основам наук;
г) процесс оказания помощи ребенку в его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.
37. Социально-педагогическая деятельность – это:
а) деятельность по передаче социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей;
б) профессиональная деятельность по формированию у ребенка практических умений и навыков;
в) профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе;
г) деятельность социального педагога по формированию качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
38. Поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества называется:
а) трудным;
б) делинквентным;
в) девиантным;
г) опасным.
39. К социальным отклонениям от нормы относится:
а) сиротство;
б) отклонения в получении профессионального образования;
в) умственная отсталость;
г) нарушения эмоционально-волевой сферы.
40. Метод социально-педагогической деятельности – это:
а) совокупность содержания, форм, средств и контроля социально-педагогической деятельности;
б) процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации ребенка, теории и истории социальной педагогики и т.д.;
в) способы практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария;
г) способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.
Разработала:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики О.К. Позднякова