Гаки, их устройство, виды. Определение грузоподъемности гака. Как закладывается гак за обух? При каких дефектах недопустимо использование гака?




БИЛЕТ № 7


Рис. 6.1. Рулевое устройство 1 - перо руля; 2 - фланцевое соединение; 3 - баллер; 4 - рулевой привод; 5 - рулевая машина; 6 - рулевая передача; 7 - штурвал ручного управления; 8 - рудерпост; 9 - гельмпортовая труба; 10 - пятка ахтерштевня


Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный. Главный рулевой привод — это механизмы, исполнительные приводы пере- кладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное обору- дование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нор- мальных условиях эксплуатации. Вспомогательный рулевой привод - это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исклю- чением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели. Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 350 одного борта на 350 другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд. Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 150 одного борта на 150 другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмот- рено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты. Руль - основная часть рулевого устройства. Он располагается в кормовой ча- сти и действует только на ходу судна. Основной элемент руля - перо, которое по форме может быть плоским (пластинчатым) или обтекаемым (профилированным). По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают (рис. 6.2): — обыкновенный руль - плоскость пера руля расположена за осью вращения; — полубалансирный руль - только большая часть пера руля находится позади оси вращения, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля; — балансирный руль - перо руля так расположено по обеим сторонам оси вра- щения, что при перекладке руля не возникают какие-либо значительные мо- менты.
Рис. 6.2. Типы рулей: 1 — обыкновенный руль; 2 —балансирный руль; 3 — полубалансирный руль (полуподвесной); 4 — балансирный руль (подвесной); 5 — полубалансирный руль (полуподвесной)
В зависимости от принципа действия различают пассивные и активные рули. Пассивными называются рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, точнее сказать, во время движения воды относительно корпуса судна. Винторулевой комплекс судов не обеспечивает их необходимую маневрен- ность при движении на малых скоростях. Поэтому на многих судах для улучшения маневренных характеристик используются средства активного управления, кото- рые позволяют создавать силу тяги в направлениях, отличных от направления диа- метральной плоскости судна. К ним относятся: активные рули, подруливающие устройства, поворотные винтовые колонки и раздельные поворотные насадки.


Активный руль - это руль с установленным на нем вспомогательным винтом, расположенным на задней кромке пера руля (рис. 6.3). В перо руля встроен элек- тродвигатель, приводящий во вращение гребной винт, который для защиты от по- вреждений помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным вин- том на определенный угол возникает поперечный упор, обусловливающий поворот судна. Активный руль используется на малых скоростях до 5 узлов. При маневри- ровании на стесненных акваториях активный руль может использоваться в каче- стве основного движителя, что обеспечивает высокие маневренные качества судна. При больших скоростях винт активного руля отключается, и перекладка руля осу- ществляется в обычном режиме. Раздельные поворотные насадки (рис. 6.4). Поворотная насадка - это сталь- ное кольцо, профиль которого представляет элемент крыла. Площадь входного от- верстия насадки больше площади выходного. Гребной винт располагается в наибо- лее узком ее сечении. Поворотная насадка устанавливается на баллере и поворачи- вается до 40° на каждый борт, заменяя руль. Раздельные поворотные насадки уста- новлены на многих транспортных судах, главным образом речных и смешанного плавания, и обеспечивают их высокие маневренные характеристики.
Рис. 6.3. Активный руль Рис. 6.4. Раздельные поворотные насадки
Подруливающие устройства (рис. 6.5). Необходимость создания эффектив- ных средств управления носовой оконечностью судна привела к оборудованию су- дов подруливающими устройствами. ПУ создают силу тяги в направлении, пер- пендикулярном диаметральной плоскости судна независимо от работы главных движителей и рулевого устройства. Подруливающими устройствами оборудовано большое количество судов самого разного назначения. В сочетании с винтом и ру- лем ПУ обеспечивает высокую маневренность судна, возможность разворота на месте при отсутствии хода, отход или подход к причалу практически лагом.
Рис. 6.5. Подруливающие устройства

Перед каждым выходом в море рулевое готовят к работе устройство: тщательно осматрива- ют все детали, устраняют обнаруженные неисправ- ности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь. Затем под руководством вахтен- ного помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной пе- рекладки руля. Перед перекладкой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля. Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсут- ствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля сличается со- ответствие показаний рулевых указателей и время, затрачиваемое на перекладку. Румпельное отделение всегда должно быть на замке. Ключи от' него хранятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных посто- янных местах, аварийный ключ - у входа в румпельное отделение в запертом шкафчике с застекленной дверцей. Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установ- лены две независимо действующие линии связи. По прибытии в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое поло- жение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.

Гаки, их устройство, виды. Определение грузоподъемности гака. Как закладывается гак за обух? При каких дефектах недопустимо использование гака?

Такелажные гаки — стальные кованые крюки, используемые для крепления тросов, цепей, закладывания блоков, стропов и т.д. Состоит от обуха с проушиной, спинки, носка..

Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат-гак, пентер-гак и кранный гак.

- Простой - употребляется почти везде в вооружении корабля.

- Складной - на шлюпках и вообще в тех случаях, когда надо, чтобы гак не мог зацепиться за что-нибудь носком.

- Вертлюжный- может поворачиваться кругом в своей планке и весьма удобен там, где снасть или тали приходится раскручивать, не выкладывая гак из обуха, в который он заложен.

- Кат-гак -гак нижнего кат-блока; этим гаком кат закладывается в скобу якоря.

- Пентер-гак - гак на конце фиша, которым якорь поднимается за матку.

- Кранный - особенной крепости, имеет форму якоря и делается на конце кранных гиней (толстые тали); служит для поднятия тяжестей, напр. мачт, паровых котлов и т. п.

Рис.1 Такелажные гаки.

По форме обыкновенные гаки бывают простыми (рис.1,а ), если плоскость обуха 2 перпендикулярна плоскости спинки и повернутыми (рис.1,б), если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Посредством обуха гак заделывают в огон троса или крепят в подвеске конструкции. Разновидностью обыкновенных гаков является пентер-гак (рис.1,в). В нижней части спинки он имеет обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяют повернутые гаки особой конструкции. Этот гак, называемый грузовым, или шкентель-гаком (рис.1,г), имеет загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

Вертлюжный гак (рис.1,д) имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Вертлюжные гаки применяют для предотвращения перекручивания тросов.

Глаголь-гак (рис.1,е) состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком и обухом (2) в виде проушины, круглого крепежного звена (3), удлиненного звена (4) и соединенных с ним стопорного (5) и соединительного (6) звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Храпцы (рис.1,ж) представляют собой складной гак, образованный двумя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы замкнутое кольцо, которое, будучи закаболенным, обеспечивает надежное закрепление стропа или огона троса.

Гаки испытывают напряжение в основном на изгиб. Их прочность значительно меньше прочности такелажных скоб.

На гаке выбит номер, соответствующий его грузоподъемности. Рабочая крепость Р=0,6d2 (кг), d- диаметр спинки в мм. Гаки закладываются за обухи, рамы, стропы так, чтобы носки смотрели вверх (напряжение принимает спинка)

Обух (рис.2) — стальной болт, у которого вместо головки в верхней части сделано кольцо или специальная поковка с проушиной. Обухи служат для крепления снастей стоячего такелажа к корпусу корабля, блоков подъемных устройств и переносных цепных стопоров якорной цепи к палубе, а также для других целей.


Рис. 2. Закладывание гаков за обухи и рымы:

Гаки систематически осматривают с целью обнаружения трещин, раковин и других дефектов и смазывают трущиеся поверхности. Вертлюжные гаки периодически расхаживают. Недопустимо использование гака при наличии трещин, разогнутых или сработанных обухов и спинок. Сработанных шеек или головок вертлюжных гаков (>10% толщины)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: